Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 1. Родительские ошибки

Как научить ребенка обращаться с деньгами Часть 1 Родительские ошибки

К статье на тему обращения детей с деньгами подступиться мне было сложно, так как в большинстве российских семей деньгами не умеют грамотно управлять даже взрослые.

Жизнь от зарплаты до зарплаты, отсутствие финансовых резервов и накоплений, страховок и вкладов. А часто – откровенная «жизнь в кредит», принятие нерациональных решений, импульсивные покупки и хаотичная смена финансовых стратегий. Такую ли жизнь мы хотим для своих детей? А если нет, то чему мы можем их научить, если сами умеем только это?

Ошибочно думать, что наши большие взрослые финансы никак не связаны с тем, что ребенок потратил «школьные» деньги на игрушку вместо еды, отдал другу или вовсе потерял. На самом деле связь прямая и очень прочная.

Поэтому в отличие от аналогичной статьи про управление временем https://www.psyoffice.ru/article/269309/, где я сразу писала, что нужно делать, в этой статье мне придется начать с разбора самых распространенных родительских ошибок в обучении ребенка обращению с деньгами.

Мы рассмотрим всего две «роковые ошибки» родителей, но вы увидите, как много подводных камней в них скрывается и как всего из двух ошибок со временем вырастает целый «букет» проблем. Итак, начнем.

 Родители дают ребенку деньги с младенчества: для игры, накопления или покупки игрушек.

Эта ошибка подрывает сразу несколько фундаментальных ценностей, восстановление которых потребует от взрослых много времени и сил.

 Деньги – это символ свободы, силы и власти в нашем обществе. Иметь деньги – прерогатива взрослого человека.

Кроме того, деньги – это тот рычаг, который до последнего остается в руках родителя по отношению к ребенку. Как только ребенок начнет сам себя обеспечивать, вы потеряете свой прежний статус родителя, у которого есть власть над ребенком и ответственность за его жизнь. Вы станете совсем другим родителем, у которого с ребенком отношения «взрослый-взрослый», а власти и ответственности за него больше нет.

Некоторые родители думают, что власть над ребенком – это что-то плохое, и начинают играть в «либерализм». Часто именно они дают ребенку деньги в маленьком возрасте. Однако сильный, властный и заботливый родитель – залог душевного спокойствия и здоровья ребенка. Любому ребенку жизненно важно иметь своего взрослого, который будет нести за него ответственность, а значит, иметь над ним власть.

Давая ребенку деньги до 6-7 лет - до того возраста, когда он начнет самостоятельно передвигаться по городу и они станут ему действительно необходимы, родитель подрывает иерархию в собственной семье, отдавая символы власти ребенку.

 Да, ребенок еще мало что понимает о жизни и не может здраво оценить положение дел: иногда копеечки кажутся ему невероятным богатством, а иногда он недооценивает купюры, данные родителями в хорошем настроении. Именно детское непонимание ситуации делает эту родительскую ошибку особенно коварной: вы никогда не знаете, каким боком она для вас повернется.

 Возможно, ребенок решит, что он теперь взрослый и это снесет вашу иерархию в семье к чертовой матери (поверьте, когда это происходит, корректные слова у родителей резко заканчиваются). В этом случае вы получите капризного и требовательного «царька», предъявляющего вам претензии по любому поводу и активно требующего исполнять все его желания сию же секунду.

 Если на момент осыпания ребенка монетками он еще слишком мал, это может его напугать. Ведь он пока явно не готов быть взрослым, но родители очевидно толкают его туда, складывая деньги в копилку: послание «а теперь ты будешь сам обеспечивать все свои потребности» скрытое за словами «копи на игрушку» быстро достигает цели. В итоге мы получаем тревожного, нервного, «цепляющегося» за родителя ребенка, который будет регрессировать, чтобы показать, что он еще маленький и вернуть таким образом своему родителю ведущую роль.

 Важно понимать, что как только вы дали ребенку 10 копеек, вы уже начали учить его обращению с деньгами. И чему же вы его учите, когда даете ему деньги в 1, 2, 3 или 4 года?

 Деньги – это отличная игрушка.

Ими можно играть, использовать их не по назначению, они могут валятся в бардаке детской или даже пропасть – все это не важно. За это ничего не будет, а родители даже не заметят пропажу или не придадут ей значения. Проще говоря, вы обесцениваете деньги. Ведь для ребенка нет разницы, 10 копеек у него в руках или 10000 рублей – все это деньги. Вы обесцениваете их в глазах ребенка независимо от суммы и учите безалаберно к ним относиться.

 На копеечки можно купить все, что угодно, не зависимо от цены вещи и количества имеющихся денег.

Когда вы даете деньги ребенку, не умеющему считать до 1000 и выполнять в этих пределах сложение и вычитание, вы создаете у ребенка иллюзию, что можно дать в магазине какую-то денежку и получить все, что угодно.

Ребенок ведь еще не понимает, что эта вещь стоит столько, а эта – столько. Он не соизмеряет цену с количеством собственных денег, он вообще еще не умеет считать! А родители часто усугубляют ситуацию, доплачивая необходимую сумму на кассе и создавая для ребенка иллюзию мира, где за копейки можно что-то купить.

 Чтобы иметь деньги, не нужно иметь знания.

Конечно, отсюда вытекает очевидная мысль, что учиться считать (а со временем и не только считать) не обязательно  Ребенок в вашей парадигме может иметь деньги, не имея даже базовых необходимых для обращения с ними знаний: не умея считать, вычитать и складывать, не умея прочитать ценник в магазине и так далее. К чему это может привести в будущем – догадаться не трудно.

 Деньги нужно складывать в копилку.

Вы можете представить себе взрослого человека, который всерьез копит на что-то, бросая мелочь в статуэтку свиньи с дыркой? Как правило, если у взрослого стоит такая свинья, то он скидывает туда мелочь, «чтобы не валялась», по сути выбрасывая ее из собственного бюджета и явно обесценивая. Таким образом, складывая мелочь в копилку, вы учите ребенка не копить, а обесценивать.

Ведь объективно очень трудно накопить на что-то, если ты не умеешь считать, не знаешь цену вещи, если у тебя нет плана, по сколько тебе нужно откладывать в месяц, в неделю или в день.

Грустная реальность заключается в том, что огромное количество взрослых людей реально «копят» на что-то, откладывая по 100-200 рублей «под матрас» и не имея четкого плана и сроков достижения цели. Ну что ж, мы можем научить детей только тому, что умеем сами 

 Деньги «случаются» хаотично, разными суммами и никак не зависят от действий самого человека.

Скидывая лишнюю мелочь трехлетке, вы сообщаете ему именно эти данные об устройстве нашего мира. Возможно, это даже справедливо для вашей реальности, но все же большинство взрослых людей живет в парадигме, где деньги платят за работу, раз или два в месяц, а сумму вы знаете заранее, как и дату получения ЗП. Именно благодаря этим данным вы можете деньгами управлять: вы можете заранее планировать и рассчитывать, как вы ими распорядитесь.

Конечно, вы можете возразить мне про фрилансеров, у которых хаотичный приток дохода. Однако финансово грамотные фрилансеры делают определенные шаги для того, чтобы к началу месяца точно знать, какой суммой они могут распоряжаться. Без этих данных финансами управлять невозможно.

Давая карманные деньги «по настроению», вы приучаете ребенка к хаотичной реальности. Потом он еще долго будет ожидать, что между выдачей денег на эту неделю и на следующую ему обязательно упадет еще какая-то подачка, поэтому можно израсходовать выданные на обед деньги не по назначению и как-нибудь прожить остаток недели.

Беда в том, что часто родители реально дают школьникам такие подачки, подкрепляющие эту картину мира. Ведь взрослые тоже привыкли жить, сбрасывая лишнюю мелочь ребенку, как когда-то в хрюшку-копилку.

 Поговорим о дарении малышам денег на праздники.

Многие считают этот способ дать деньги ребенку исключением из правил. Однако в зависимости от возраста ребенка конверт с деньгами попадает в разные места на мишени его финансовой грамотности и отношений в семье. Думаю, прочтя предыдущие пункты, вы уже сами понимаете, в каких случаях это вызовет у ребенка тревогу, а в каких – подорвет отношения с родителями нарушением иерархии.

В любом случае подаренные малышу, а не его родителям (!) деньги – это всегда проблема и головная боль. Ребенок не понимает «отсроченных» подарков, не может долго ждать. А родителям приходится выдерживать испытание «шопинг с ребенком», которому хочется купить весь магазин, он не может сделать выбор, не понимает, что можно купить на подаренные деньги, а что нет.

Кроме того, суммы в конверте часто идут в разрез с родительским пониманием адекватных трат на игрушки, а иногда и вообще обесценивают родителей в глазах более взрослых детей. Просто посмотрите глазами 5-7-летки на бабушку, подарившую в конверте несколько тысяч и на родителей, которые говорят, что машинка за 800 рублей не входит в их планы. При этом взрослые понимают, что работающие родители получают сильно больше бабушки на пенсии, но угадайте, какая картинка сложится в голове у ребенка? И кого он попросит купить машинку в следующий раз?

 Родители платят ребенку за учебу, достижения, поведение, домашние обязанности или помощь.

Это вторая «роковая ошибка», о которой я хочу вам рассказать. Она тоже подрывает много фундаментальных ценностей и усложняется родительской уверенностью в собственной правоте.

Если первую ошибку родители обычно совершают незаметно для себя и у них нет убежденности в правильности этого решения, то вторую ошибку родители совершают осознанно, серьезно все обдумав, взвесив и даже разработав "тарифный план".

 Ну что ж, начнем переубеждать родителей по порядку:

 Оплата учебы (в школе, кружке или где угодно) четко показывает ребенку, кому на самом деле нужна эта учеба и насколько она для него ценна и важна. Причем «на сколько» ясно выражается в сумме оплаты.

Помимо раскрытия «тайны Вселенной», что хорошая учеба в первую очередь нужна вам, а не самому ребенку, вы смещаете его мотивацию. Нормой для старших дошкольников и младших школьников является учебная мотивация, когда ребенку реально интересно научится чему-то новому или узнать что-то интересное. Однако деньги делают свое дело и вот уже ребенок читает и пишет ради пачки чипсов или киндера, которые он купит, получив свою «зарплату» за труды.

Сразу оговорюсь, что превращать учебу ребенка в реальную работу с зарплатой и штрафами – не самая гениальная идея. Этим вы «убьете сразу двух зайцев»: мотивацию ребенка к учебе и иерархию в семье.

Последствия нарушения иерархии аналогичны тем, что описаны в пункте «начать давать ребенку деньги с младенчества», потому что вы опять толкаете ребенка во "взрослую" жизнь, когда он к этому не готов. Только «масштаб трагедии» умножайте на два, ведь ребенок у вас уже старше и его ошибки в обращении с деньгами, безответственное отношение к учебе и конфликты в семье будут стоить вам гораздо дороже.

 Оплата достижений их мгновенно обесценивает.

Вы снова смещаете мотивацию ребенка: вместо радости от победы на конкурсе и «Ух ты, я смог!», которые хочется разделить с семьей и получить в ответ принятие, радость, восхищение и гордость, возникают товарно-денежные отношения: «достиг – заработал, получай».

На следующем конкурсе ребенок уже будет заинтересован в деньгах, а не в проверке себя, исследовании своих возможностей, радости достижений и прочем.

Чтобы понять эту тему глубже, просто представьте, что вы сейчас рассказываете родителям о каком-то своем достижением, а они говорят: «О, круто! Держи тебе за это Х рублей». Как вы себя почувствуете?

Если вы хотите возразить мне про вашу радость от премий на работе, то я обращаю ваше внимание, что ребенок - не ваш подчиненный и отношения у вас с ним не «рабочие», а детско-родительские.

А если вам очень хочется вступить с собственным ребенком в «рабочие» отношения, то вспомните, сколько раз после ухода (!) с работы вы звонили бывшему начальнику узнать, как у него дела, приезжали к нему в гости, делились с ним своими радостями и печалями или помогали ему в трудных ситуациях?

В общем, помните, что дети тоже когда-то «улетают из гнезда» и если сейчас вы – «начальник» своего ребенка, то рано или поздно вам придется стать «бывшим начальником», "подчиненный" которого просто о нем забудет.

 Выдача денег за хорошее поведение (как и выдача других материальных ценностей – игрушек, сладостей и прочего) растит из вашего ребенка собаку Павлова.

Довольно скоро ваш сын или дочь перестанут размышлять о причинах и последствиях своих поступков, а просто выучат, что для получения денег нужно делать А, В и С, а также не делать D. Если именно такого будущего вы хотите для своего ребенка, можете продолжать платить.

 Оплата дел по хозяйству превращает вашего ребенка в наемного рабочего, как и многие другие пункты в этом списке.

Ко всем последствиям этого факта, описанным выше, прибавляем стремительно меняющиеся отношение к домашним делам и к вам лично. Поскольку вы, как и в пункте про учебу, красноречиво показываете, кому на самом деле нужна чистая посуда и помытые полы, ребенок начинает считать домашнюю работу исключительно вашей обязанностью. И если вы с ней не справляетесь (!), то он за скромную плату так и быть может вам помочь. Но только за плату, ведь вообще-то это не его (!) дело.

 Оплата помощи превращает семью в НЕ семью.

В каждой семье есть своя концепция, что и почему мы делаем друг для друга, но в любом случае она завязана прежде всего на отношения между людьми, а не на деньги. Поэтому оплачивая помощь ребенка, вы рушите фундамент семейных отношений.

 Часто родители начинают платить, когда не находят слов. Им трудно объяснить ребенку, почему надо убраться в комнате, помыть посуду или сделать уроки.

Чтобы избежать изматывающего конфликта, они начинают платить. А дальше лень делает свое дело: пока ребенок мал, его запросы не велики. Дал 50 рублей и имеешь все, что хочешь – порядок, выученные уроки, помытый пол или даже просто «посиди тихо часок».

Затем под оплату услуг ребенка подводятся стройные теории авторов книг о богатстве: детей нужно приучать к деньгам с пеленок, а начинать работать они должны в 8 лет. И мы говорим: «Мы прогрессивные родители. Вот деньги с пеленок, а вот он маме по дому помогает – это его работа».

Только не то имели ввиду все эти авторы. Не лгите себе. То, что вы делаете, не имеет ничего общего с обучением финансовой грамотности, а помывка посуды на собственной кухне за деньги – не работа.

 Про то, как научить ребенка действительно грамотно распоряжаться деньгами, когда же их давать и как именно, мы поговорим в следующей статье.

 Еще раз выражаю благодарность читательнице рубрики «Вопрос-ответ» за этот цикл статей про передачу знаний и навыков нашим детям о взаимодействии со временем и деньгами - двумя важнейшими ценностями в жизни человека. Боюсь даже подумать, статья о какой еще важной человеческой ценности должна присоединиться к ним по логике вещей 

Читать статью "Как научить ребенка организовывать свое время?" https://www.psyoffice.ru/article/269309/



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что значат деньги для ребенка
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Давать ли ребенку карманные деньги, и за что не надо платить
  • Карманные деньги для ребенка: как все не испортить
  • Мужчина и деньги. Что делать если мужчина жадный и скупой? Как заставить мужа тратить деньги на жену?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Бесценный подарок или Что люди на самом деле хотят купить за деньги в праздники:)
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Своё любимое дело, много денег, чтобы легко, а я на эти деньги делаю что хочу. Хотите? Я - да )))
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Психотерапия. Что это такое? За что мы платим деньги?
  • Что делать, если муж ушел в запой? Как убрать привязку к прошлой семье? Хочу, чтобы муж давал деньги
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Зачем вам нужна психотерапия? (Или за что я беру деньги у своих клиентов)
  • Деньги. Что мешает стать богатым и как это преодолеть
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Во что не стоит вкладывать свои деньги: 4 инвестиции, которые принесут вам только убыток



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь