|
"Фототерапия" - Я и мое изображение.Автор статьи: Кульчицкая Мария Сергеевна
Что такое «Фототерапия» и как это происходит? На сегодняшний день трудно представить свою жизнь без фотографии, сопровождающей человека с момента его рождения. Фотография, если хотите, это документ, свидетельствующий о личной истории человека. Фотографические снимки способны «рассказывать» гораздо больше, чем любое многословное повествование. Благодаря фотографии мы в какой-то мере обладаем властью «останавливать» время, можем «реконструировать» забытую или утраченную целостность своего «я», своих чувств и состояний. Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Есть три основных способа работы с фотографией: - работа с готовыми фотографиями (клиент приносит снимки из своей жизни, где изображен он сам, либо его семья, либо важные для него события) - создание снимков во время психотерапии (отображение на фотографии переживаний клиента и затем обсуждение и анализ этих снимков) - работа с любыми изображениями (работа с ассоциациями – это могут быть пейзажи, изображение любых предметов, людей и т. д.). Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, художественные описания и т. д.). Для детей и некоторых взрослых естественнее выражать свои мысли и чувства посредством образов, а не словами. Фотография является аккуратным и деликатным способом проявления эмоций и чувств, благодаря чему, например, такие чувства, как страх, боль или гнев могут утратить свою интенсивность и стать подконтрольными клиенту. Что дает возможность встретиться с не простой историей из своей жизни, заново воспроизвести ее события и переживания, связанные с ней, прожить их и обрести, таким образом, новый опыт. Для того, чтобы создание и обсуждение снимков имело психотерапевтическую направленность, необходимо взаимодействие между клиентом и психологом-психотерапевтом. Последний в этом случае не только вовлекает клиента в процесс фотографирования и стимулирует иные виды его творческой активности (включая художественные описания, изобразительную деятельность и т. д.), но и побуждает к описанию своих чувств и поиску смысла созданных им либо готовых фотографических образов. Принципиально важно, что специалист изначально создает для клиента безопасную среду, в которой тот может позволить себе быть спонтанным, свободно выражать свои чувства, мысли и фантазии, «играть» с реальностью и экспериментировать с новыми формами опыта. Как правило, эстетические стандарты фотографии не имеют в фототерапии особого значения. Цель фототерапии — восстановление и укрепление здоровья и улучшение качества жизни. Фотографирование часто связано с саморепрезентацией — представлением себя в контакте с реальной или воображаемой аудиторией в определенном образе. В большинстве случаев фотография связана с запечатлением внешнего облика человека и тех или иных его значимых действий. Она позволяет сохранить во времени ощущения тела, опыт его покоя и движения. Фотография является, если хотите, нашим зеркалом. На фотографии мы можем увидеть разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, в том числе вызванные находящимися рядом с нами людьми и предметами, а также нашим пребыванием в той или иной среде. Это позволяет использовать фотографию в качестве инструмента исследования телесного образа «я», пластического выражения чувств и потребностей, а также получения нового телесного опыта и его интеграции. Чаще всего, показывая кому-либо фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что изображено на фотографии, но и прояснить то, что скрыто «за кадром». Рассказы, сопровождающие показ фотографий, усиливают воздействие зрительных образов и позволяет полнее и глубже выразить связанные с ними чувства и мысли. Потому повествовательный элемент фотографии очень важен, он имеет большое значение для достижения терапевтических эффектов. Также, при проведении фототерапевтических занятий, предлагают их участникам сочинить на основе фотографий различные истории в форме рассказов, притч или сказок. Такой способ широко используется в работе с детьми, что с легкостью позволяет добиваться хороших результатов в речевом развитии. Таким образом, фотография сочетает в себе множество форм творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|