"Куст розы."

 

      Я встречаю пациентку у двери, здороваюсь, предлагаю пройти и расположиться в пространстве кабинета там, где ей будет удобнее. Она присаживается напротив в кресле, мы знакомимся, клиентку зовут Надежда, ей 58 лет, я регистрирую ее в своем журнале, затем вежливо интересуюсь, что ее привело в мой кабинет. Клиентка делится своей достаточно сложной ситуацией.

     Далее у нас следует устное заключение контракта и проговаривание всего того, чем мы будем заниматься на психотерапевтической сессии. Приходим к взаимным обобщениям, в процессе я проникаюсь чувством эмпатии, пациентка также становится более открытой, добавляет множество деталей  к своему рассказу. Пациентка конгруентна, она достаточно эмоциональна и я вижу слезы в процессе беседы. Это вполне нормально, ведь человек шел получить помощь, эмоции вполне объяснимы, я ее понимаю и принимаю, так возникает раппорт – это залог успеха в нашей дальнейшей работе.

     Я задаю вопросы о самой ранней жизни клиентки, самое раннее воспоминание, что она знает о том, как проходила беременность ее мамы, сколько мама сидела с ней после родов, посещала ли детский сад, какие чувства остались от посещения детского сада? Что для нее на том уровне было расставание с мамой, какие чувства, осталось ли что- то в душе? Как по ощущениям она себя чувствовала от рождения, вернее от момента появления памяти о себе, до школьного возраста. Как клиентка относилась к маме, как мама относилась к ней. Что осталось в памяти от папы в том же возрасте. Отношения с родственниками.

     Для меня очень важно, не было ли депривации в детском возрасте и  первый период сепарации, то есть естественное отделение ребенка от мамы, в силу желания самостоятельности, и как она себя ощущала. Так как все это накладывает отпечаток на дальнейшее развитие личности. Проверяется ресурсность клиента, есть ли ресурсы для работы. В ответах: с матерью все предельно благополучно, с отцом связан некий негатив.

     Далее я предлагаю  клиентке поработать в образе. Для этого нам нужно, чтобы поток из бессознательного временно не контролировало сознание, чтобы не было интерференции сознательного с бессознательным.

     Мы начинаем свой психотерапевтический сеанс с релаксации. Расслабление в технике символдрамы является частью первого методического шага психотерапевтического процесса по этому методу. Я делаю введение через основные упражнения аутотренинга по И.Х.Шульцу (переживание тяжести, понижение мышечного тонуса, переживание тепла во всем теле путем концентрированной саморелаксации и упражнения по регуляции дыхания). Я корректирую этот метод с учетом особенностей клиента.

    Предлагаю клиентке расположиться поудобнее на кресле, провожу сеанс релаксации или  вхождения в легкий транс, соответствующей интонацией голоса произношу: «Ваша спина чувствует опору, ноги чувствуют опору пола, руки удобно лежат на бедрах, веки прикрыты. Состояние такое, как будто хочется немножко вздремнуть. Все мышцы тела расслаблены: расслаблены мышцы головы, лба, щеки расслаблены, веки, губы, шея, расслаблены плечи, руки. Каждая мышца на руке расслаблена, все пальцы на руках расслаблены, расслаблены мышцы груди, расслаблены мышцы живота, расслаблены мышцы спины,бедра расслаблены, расслаблены ноги, каждая мышца на ногах расслаблена, расслаблены ступни, пальцы. Ваше тело полностью расслаблено. Вы абсолютно расслаблены. Почувствуйте пожалуйста тяжесть вашей правой руки. Ваша правая рука тяжелая. Обе руки полностью расслаблены, ваши руки полностью расслаблены. Вы совершенно спокойны. Почувствуйте пожалуйста как тепло растекается по вашей правой руке. Ваша правая рука теплая. Обе руки и ноги теплые. Ваше тело полностью расслабилось. Вы абсолютно спокойны. Обратите пожалуйста внимание на свое сердце. Ваше сердце бьется спокойно и ритмично. Ваше тело полностью расслабилось. Вы абсолютно спокойны. Обратите пожалуйста внимание на свое дыхание. Ваше дыхание спокойное и ровное. Ваше тело полностью расслабилось, вы абсолютно спокойны.»

     И начинается работа в образе и с образом. Начинаем с тестового варианта, нужно выяснить, способен ли клиент вообще что-либо представлять.

Я говорю клиентке: « Представьте, будьте добры, цветок, все, что вы представите в своем воображении – это хорошо.

Клиентка: «Да, я вижу куст, это роза.»

Я: «Как он выглядит?» .

Клиентка: «Он достаточно большой, целый куст, и там не одна роза их много.»

Я: «Где находится куст розы?»

Клиентка: «Он растет около родительского дома, будто бы на огороде, рядом с домом.»

Я: « Попробуйте посмотреть на стебель этой розы».

Клиентка: « Я хочу раздвинуть стебли, их много и они колючие, там много больших шипов- это больно, неудобно, но я вижу большой стебель, который уходит в землю.»

Я: «Посмотрите пожалуйста на куст и среди цветов выберите самый красивый или самый притягательный для вас, как выглядит этот цветок?»

Клиентка: «Да, я вижу самый крупный цветок, он мне нравится больше всех, он выглядит как чайная роза.»

Я: «Проведите пальцем по лепесткам, какое ощущение Вы получаете от прикосновения?»

Клиентка: «Ощущение бархатистости, ощущение нежности цветка».

Я: «Загляните вглубь цветка, что там видите?»

Клиентка: «В глубине цветка вижу желтенькую серединку, так как у чайной розы, тычинки там, как обычно.»

Я: «Какого цвета этот цветок, имеет ли он запах?».

Клиентка: «Он нежно-розовый, запах такой, как пахнет чайная роза, очень приятный запах.»

Я: «Как выглядят листья на этом кусте розы?»

Клиентка: «Листья зеленые, пять листиков на каждой веточке, их очень много, по краям мелкие шипы».

Я: «Скажите пожалуйста, какого размера эти листики?»

Клиентка: «Они среднего размера, по краям листья остренькие».

Я: «Если прикоснуться к листьям, какие они на ощупь?»

Клиентка: «Они прохладные и шершавые.»

Я: «Какие чувства вызывает у Вас цветок, который вы выбрали?».

Клиентка: « Чувство такое, как будто мне жалко этот куст»

Я: «Что вызывает такое чувство?»

Клиентка: «Мне кажется ему одиноко здесь, он весь какой то тусклый что ли, и  ухода за ним должного нет».

Я: « Если оглянуться вокруг, какое место Вы видите, какой ландшафт? Это знакомое для Вас место?»

Клиентка: «Это дом где жили родители, вокруг огород, деревья, все в каком -то запущенном состоянии, земля с камнями, вокруг никто долго не занимался ни садом, ни огородом». Плачет, вытирает слезы. Идет отреагирование эмоции.

Я: «Что бы Вы хотели сделать, находясь рядом с цветком?»

Клиентка: « Я бы хотела его полить, пересадить, но мне некуда его пересаживать, я живу в квартире и у меня нет возможности».

Я: «Сделайте то, что Вы хотите. Что сейчас происходит?»

Клиентка: «Я думаю, что смогла бы пересадить цветок под окна своего дома в городе, я поливаю куст розы, я могу его хорошенечко обрезать и привести в порядок.»

Я: «Вы можете приблизиться к цветку? Как он выглядит сейчас?»

Клиентка: «Да, я могу приблизиться, он сейчас выглядит крупнее и цветы стали благоухать, цветы розовые, и шипов стало меньше на стволе, он мне очень близок, я хочу забрать его с собой».

Я: «Что бы Вам хотелось сейчас сделать находясь  рядом с этим цветком?»

Клиентка: «Я хотела бы любоваться им, мне комфортно рядом с кустом розы, я же его полила, вот он и стал выглядеть по другому, наверное так? Надо его выкопать и забрать с собой.»

Я: «Сделайте то, что Вы хотите.»

Клиентка: «Я нашла лопату, но тут камни, я их убираю, чтобы подобраться к почве и начинаю выкапывать куст. Очень тяжело это делать, почва как асфальт, но у меня потихоньку получается, я кажется это сделала. Теперь я заворачиваю куст в материал, который здесь был и я его забираю домой.»

Я: «Какие чувства у вас вызывает этот процесс?»

Клиентка: «Я как будто освободилась от тяжелой какой то ноши, я приняла решение ухаживать за этим цветком и мне стало так хорошо на душе, умиротворенно, как то спокойно.  Я вижу, как я его сажаю около нашей высотки, еще поливаю, обрезаю все лишнее, он становится просто большим, и на самом длинном стебле бутон распускается огромный розовый, а больше и не вижу цветов других.»

Я: «Как тело чувствует все происходящее?»

Клиентка: «Чувство легкости в теле, невесомости, комфортности. Мне очень хорошо здесь.»

Я: «Где вы сейчас?»

Клиентка: «Я  на большой зеленой лужайке перед своей многоквартиркой, одуванчики, весна, солнышко и моя роза благоухает и цветет!»

Я: «Найдите место, где Вы можете попрощатьсяс этим образом. Когда будете готовы попрощайтесь. Потянитесь в плечах, согните и разогните руки в локтях три раза. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза.»

Клиентка: «Мне так тяжело открывать глаза, просто не могу их открыть.»

Минут пять сидит, отдыхает, пытается открыть глаза, наконец все происходит. Клиентка улыбается и говорит, что первый раз в жизни ей было так необыкновенно, интересно, как будто побывала в прошлом.

Мы продолжаем.

Я: «Какие чувства вы испытываете сейчас?»

Клиентка: «Мне стало намного легче внутри, в душе, какая то часть ушла тревоги и душевной боли. Я как будто что то доделала, завершила, и теперь мне спокойно.»

Я: «Что было самое приятное в этом образе? »

Клиентка: «Красота розы, когда я ее пересадила.»

Я: «Что самое яркое?»

Клиентка: «Когда я приняла решение забрать цветок с собой и как он стал меняться. Это было какое то чудо.»

Я: «Что-то привлекло в образе? Было что-то особенное, на что обратили внимание?»

Клиентка: «Да, роза огромная, розовая, необыкновенно красивая, с росой на лепестках цветка, крупные листья, она такая  стала ухоженная, как будто благодарная мне».

Я: «Хотелось бы еще что-то сказать об этом образе?»

Клиентка: «Я очень счастлива, что видела все это, у меня удовлетворение от того, что у меня так все получилось.»

Я: «Как  Вы себя чувствуете сейчас?»

Клиентка: «Появилось ощущение покоя внутри. Это давно забытое ощущение.»

Я: «Я очень рада, что образ дал возможность почувствовать давно забытые ощущения и эмоции, Вы прекрасно справились. На следующем сеансе мы продолжим работу в образе, но он будет уже другой.  Я жду Вас на следующей сессии, как мы с Вами договорились в самом начале. Всего Вам доброго, до следующей встречи!»

Интерпретация в данном случае необязательна. Клиентка почувствовала себя по другому, результат работы виден. Запроса на интерпретацию у нее не было.

Вывод: Клиентка в возрасте, когда бывает очень много ригидных иррациональных установок, плохо поддающихся коррекции. Но в нашем случае я увидела отреагирование эмоций, доверие, включение в работу и тестовый вариант «Цветок» показал, что она прекрасно чувствует и визуализирует образ. То есть, мы можем продолжить. Так же тест показал, что клиентка невротизирована, об этом свидетельствует куст розы с множественными цветами, но мы ацентировались на одном цветке, поработали в образе и получили положительный результат для данной сессии.



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как меня клиентка проверяла или моя реабилитация
  • Новая сотрудница сломала жизнь супругам? или как клиентка просила научить её Терпеть и любить
  • Позвонила рыдающая клиентка
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему все так? За что мне это?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как-будто что-то мне мешает быть мной или коротко о стене.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что мешает вам выглядеть так, как вы хотите, прямо сейчас?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Нужен ли мне этот мужчина!?Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь