|
О любви и осознанности духовнойАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Как это ни парадоксально, но за более чем 2000 лет христианства человечество и само христианство, включая его передовой отряд и конфессию - православие, так и не пришло на уровне массового сознания к пониманию того, что Бог (Дух) - это прежде всего Ум всех умов, не имеющий себе равных, т.е. Ум большой и совершенный, а уже во вторую очередь Бог – любовь, как естественное состояние высшего и благого ума. При этом Бог - это любовь в высшей степени безусловная, безстрастная и нелицериятная, а не та чувственная, страстная и душевная, которую понимают и которой ищут все люди.
Данный парадокс подмены смысла большого ума (сверх разума) большой любовью характерен для всего христианства, тяготеющего не столько к осознанности духовной, сколько к нравственности, моральности, гуманизму и человеколюбию, где как раз и находит своё место понятие Бога - любви, а не Бога - сверх ума. Собственно, главным источником, рождающим идею Бога – любви является 1-е послание Иоанна:
В данном откровении всё абсолютно верно и нет противоречий с нравственной или душевной точки зрения. Если Бог (Дух) возлюбил нас, послав нам Сына своего, то и мы должны уподобляться ему именно через любовь, любя друг друга. Вместе с тем, в этом откровении, данном именно с душевного (нравственного) уровня понимания Бога, а не духовного (сущностного), опущен один очень важный и принципиальный момент, связанный с тем, что в этом откровении Иоанна не поясняется суть любви и принцип любви ближнего. Иными словами, в этом откровении мы находим столь приятный сердцу каждого человека призыв к любви без понимания смысла самой любви. При этом понятно, что каждый человек в силу своего культурного, интеллектуального, возрастного и онтологического (сущностного) развития под любовью будет понимать что-то своё - от любви незрелой и неосознанной, т.е. страстной, сексуальной и чувственной до любви зрелой и осознанной, т.е. безстрастной, сверхчувственной и безусловной. Проще говоря, в абсолютно верном по смыслу утверждении о том, что «Бог есть любовь» не уточняется какая именно любовь к человеку имеет место у Бога (Духа). Из этого непонимания простыми верующими смысла любви и вытекают все противоречия и манипуляции, связанные с тем, что абсолютное большинство простых верующих под любовью Бога (Духа) понимают именно «очеловеченную любовь», т.е. глубоко искажённую и человеческой страстностью, чувственностью и неосознанностью. В то же время, Богу (Духу), как совершенному, безстрастному и высшему уму превыше всякого ума, не может быть свойственно ничто пристрастное, чувственное и человечески ограниченное, а потому речь идёт о совершенно иной любви - о любви совершенной, мудрой, безусловной и безстрастной. Чем же отличается мудрая, безусловная и безстрастная любовь Бога (Духа) от любви не мудрой, обусловленной и чувственной (страстной) человеческой ? Отличается она всем, причём, настолько сильно, что малая любовь человеческая, как пристрастная, не мудрая и слепая может становиться даже противоположной безстрастной и безусловной любви Бога, как в высшей степени мудрой и разумной. Любовь человеческая в силу своей страстности всегда ищет и ждёт только позитива, лёгкости и непринуждённости, а бесстрастная и премудрая любовь Бога всегда имеет при себе не только «пряник», но и «кнут» и даже обоюдоострый «меч» Истины и сермяжной правды, которым она разделяет всё на светлое и тёмное, благое и не благое, живое и мёртвое по сути. Отличие любви человека и Бога, прежде всего, в безусловности, неизменности (постоянстве), мудрости и осознанности любви Бога, чего нет в любви непостоянного и суетящегося всю жизнь человека, не имеющего духовного ума и осознанности смысла своей жизни. Иными словами, любая человеческая любовь, при всей её искренности, горячности (теплоте) и сердечности почти всегда слепа и насквозь пропитана страстностью (инстинктивностью) и эмоциональностью (избыточной чувственностью), что и создаёт целый спектр самых разных форм и видов чувственной любви: нежную привязанность «сторге», внутреннее эротическое влечение «эрос», симпатию и бескорыстную дружбу «филиос», и безусловную, беззаветную и самую преданную «агапао», которая и употребляется в греческих первоисточниках по отношению к любви Бога Отца и Христа. Иными словами, смысл подмены и схоластического искажения понятия божественная любовь состоит в том, что на мирском уровне под божественную любовь подводятся все перечисленные формы любви («сторге», «эрос», «филиос» и «агапе»), тогда как божественной любовью по существу можно считать только один вид любви совершенной «агапао», которой среди людей найти по известным причинам крайне сложно, поскольку сложно найти бесстрастных и совершенных людей. Данное обстоятельство и создаёт в среде верующих (христиан) известные противоречия и проблемы, когда вся вера и религиозность превращается в способ образцово-показательной демонстрации друг у другу своей любви, для которой подчас или нет никаких внутренних оснований или которая носит глубоко искажённые плотские и страстные формы. В этой связи практически вся современная религиозность (говоря о христианстве), следуя этому принципу «демонстрации своей большой любви», постепенно превратилась в фарс, имитацию и любвеобильную показуху за которой стоит одно лишь внешнее и показное стремление к демонстрации любви «сторге», «эрос», «филиос», но при этом отсутствует самое главное - реальная энергия и качество совершенной и безусловной любви «агапао». Подобный фарс искусственного и подчас принудительного «выдавливания» из себя «показательной любви» для которой нет предпосылок в виде энергии и чистоты духовного сердца, не может продолжаться долго. В одном случае страсти всё равно берут верх и любовь «сторге», «эрос» и «филиос» постепенно обнажает себя, показывая всем, что это далеко не «агапао», в другом случае подобная имитация только ранит совесть, которая понимает всю искусственность подобной любви, а в третьем случае такая «принудительная любовь» превращается в свою противоположность – в разочарование, озлобление, внутренне опустошение и даже болезнь, связанную с истощением. Это происходит именно потому, что с таким высоким и чистым понятием, как божественная любовь в значении «агапао» любви совершенной, нельзя играть и нельзя имитировать, поскольку это может закончиться плачевно для страстного человека и воцерковляющегося, который ещё далёк о совершенства безусловной и глубоко осознанной любви, а потому не должен заниматься имитацией в угоду другим того, чего пока нет в нём самом, ибо это актёрство, лицедейство, человекоугодие или просто гуманизм, но не любовь чистого сердца. Любовь чистого сердца, именуемая «агапао», как любовь совершенная, безусловная, безстрастная и глубоко осознанная - это та любовь, которая рождается у верующего, инока или подвижника только в самом конце его духовного пути, когда им осознаны и побеждены все страсти тела, души и духа, включая высшие страсти - гордость и тщеславие, когда им полностью побеждён эгоизм, а в его душе и сердце воцарились добродетели и дары духа. Только в этом избыточном состоянии благодати ума, соединённого с чистым сердцем, и рождается та самая безусловная и безстрастная любовь «агапао», которая представляет собой не столько любовь, сколько высший духовный ум и мудрость в их благом и добродетельном расположении ко всему совершенному и чистому, чему свойственны правда, мужество, целомудрие и мудрость. Об этом противоречии принципа любви в двух божественных заповедях о любви к Богу и ближнему, говорили святые отцы:
Иными словами, с точки зрения святоотеческой психологии, невозможно полюбить ближнего своего или исполнить 2-ю заповедь, не полюбив прежде Бога всем сердцем и не исполнив 1-ю заповедь. Почему это нельзя сделать (неповреждённо) ? Да потому, что Бог (Дух) – это первоисточник энергии любви в её наиболее чистом виде «агапао» и не стяжав прежде этой божественной любви в виде энергий высших божественных добродетелей (мудрости, мужества, целомудрия и правды) невозможно никого полюбить безусловно и безстрастно.
Вот почему все попытки искусственного «выдавливания» из страстного человека безстрастной божественной любви заранее обречены на неудачу, истощение и повреждение себя, о чём и говорил святой Макарий, упоминая «будет невозможно осуществить неповрежденно и чисто и эту [вторую заповедь]». Тем не менее, современная схоластическая религиозность, забывая об этом предостережении святого Макария продолжает идти путём «искусственного человеколюбия и человекоугодия», усиливая внутренний разрыв между умом и сердцем или формальным показным и реальным сущностным. Не сложно заметить, что среди 4-х божественных добродетелей по учению отцов Восточной Церкви нет отдельной добродетели Любовь, как качество Бога (Духа). Её нет отдельно именно потому, что на высшем духовном уровне сами высшие добродетели в своём сплаве и образуют то самое благое качество чистого сознания в триединстве ума, чувства и воли (намеренеия), которое и есть безусловная и безстрастная любовь. Любовь страстная и чувственная (человеческая) не свойственна Богу (Духу), а рождается в душе уже после того, как энергии трёх сил души - ума (мудрость), чувства (мужество), воли (целомудрие) и правды поступят в человеческое сердце. Вот почему любой, кто приходит к чистоте сердца и ума и соединению ума с сердцем, приходит прежде не к «человекоугодию», как форме искажённой страстями чувственной любви, а приходит к мудрости, мужеству, целомудрию и правде, как божественным добродетелям. Данные божественные добродетели среди которых нет явной добродетели «любви», всем душевным людям, как страстным и чувственным, кажутся проявлением «бесчувствия», «хладнокровия», «чёрствости», «скупого мудрования», «чрезмерной и сермяжной прямоты», «безжалостности», «отсутствия сострадательности», «безэмпативности» и т.д. Очень многие душевные люди из числа верующих (преимущественно неофиты и воцерковляющиеся) подобные духовные качества в аспекте безстрастия и осознанности расценивают даже как проявление «не христианства» и «не православности». Это связано именно с тем, что страстная человечность не способна правильно оценивать высоту безстрастия и осознанности, а «человечности» ошибочно судит по избыточной чувственности и страстности низших форм любви «сторге», «эрос», «филиос». Именно поэтому любая критика, прямота, мужество, правда, принципиальность и др. сильные качества душевными людьми через призму ложного понимания низших и страстных форм «любви – человекоугодия» всегда расцениваются как «негативные» и «злые», а слабые качества - угодливость, услужливость, мягкость, эмпативность, избыточная чувственность и эмоциональность всегда расцениваются как «позитивные» и «добрые». В этом «перевёртыше» понятий искажённой любви многие верующие пребывают очень длительное время, а многие не выходят из этой ложной обусловленности страстностью никогда. Особенно данное страстное понимание любви в низших формах «сторге», «эрос», «филиос» распространено в современном католицизме и протестантизме. Истины ради следует сказать, что и в современном православии принципы высшей любви «агапао» преданы забвению по ряду причин и те же самые низшие формы любви «сторге», «эрос», «филиос» преподносятся сегодня истинной «любовью Божьей», хотя это далеко не так. Тем не менее, всем стремящимся к познанию сути совершенной и безусловной любви «агапао», следует знать, что данное качество любви является олицетворением любви не слепой, а зрячей, т.е. премудрой, наделённой качеством божественного ума и духовного рассуждения. Когда Христос говорит «Заповедь новую даю вам, да любите (αγαπατε - агапате) друг друга; как Я возлюбил (ηγαπησα - агаписа) вас, так и вы да любите (αγαπατε - агапате) друг друга» (Ин. 13. 34), то по греческому оригиналу речь идёт именно о высшей и безусловной любви «агапао», а не о какой-либо другой. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадский:
Иными словами, любовь и ум - это неразрывные составляющие Бога Отца, но ум – это первая составляющая, а любовь всё же вторая, как выражение благого состояния и расположения божественного ума, как высшего творческого начала. Таким образом, любовь без ума (осознанности) практически не имеет смысла, поскольку она теряет главное качество подлинной божественности – мудрость, как основу светозарности сознания подобного Богу.
В данной связи становится понятно насколько важна осознанность в духовном делании, поскольку именно осознанность (ум духовный) наделяет несовершенную и страстную человеческую любовь духовным зрением и умением различать добро и зло, чтобы быть высшей любовью «агапао». Именно осознанность позволяет душе противостоять всем искушением со стороны коварных людей, а также бесов и демонов, делая ум человека способным к распознанию их уловок и ухищрений. Именно осознанность и понимание важности ума до сих пор делает еврейский народ богоизбранным и любимым Богом народом на земле, несмотря ни на что. Именно осознанность позволяет человеку достигать всего и исполнять любые земные желания, поскольку ум соединяется с тем, на что он направляется.
И именно осознанность уподобляет человека Богу (Духу), соединяет с Богом и позволяет становиться духовным, т.е. в высшей степени осознанным и ответственным за всё.
Вот почему развитию осознанности человек должен отдавать все свои силы при жизни и стремиться любой ценой достигать повышения осознанности, поскольку именно осознанность останется с человеком за порогом смерти, как единственный пропуск в духовный мир, открывающий все двери. Что же такое осознанность вообще и осознанность духовная в частности ? Осознанность – это понятие сугубо психологическое. С точки зрения научной психологии - это способность ума к рефлексии и саморефлексии, т.е. непрерывному отслеживанию собственного состояния и текущих переживаний, не отвлекаясь на мысли о прошлом (память) или будущем (фантазии и воображения). Т.е. осознанность - это способность сознания (ума) человека к интроспекции и наблюдению собственной деятельности. При этом исследование умом прошлого и будущего также не исключается. Вроде бы всё ясно и понятно, если не считать самой «интроспекции» или наблюдения умом самого себя. Проще говоря, если обычное мышление и сознание - это наблюдение и отражение только внешнего, как в обычном зеркале, то интроспекция сознания (самонаблюдение) – это наблюдение умом и внешнего и самого себя. Это чем-то похоже на эффект зеркала в зеркале, которое также показывает (отражает) зеркало в зеркале и так далее. В действительности осознанность – это и есть способность ума, а точнее способность фокуса (точки сборки) и локуса (вектора) мышления перемещаться по всей сети сознания, от нейросети мозга до гиперсети разума и ещё дальше до метасети духовного сознания. Вся эта система сетевых уровней (мозга, разума и сознания) насчитывает большое число внутренних «зеркал» или проекций сознания, которые и соотносятся между собой по схеме – сознание (1-й уровень), осознание сознания или самосознание (2-й уровень), осознание самосознания (3-й уровень), сознание осознания самосознания (4-й уровень) и т.д. Проще говоря, вся система сознания с сетевой точки зрения построена по принципу «зеркал», как «кластеров» бытия. Иными словами, сознание проходит посредством жизни и саморазвития длительный путь или бесконечное путешествие по бесконечным «кластерам» Вселенной. С этой «кластерной» или многоуровневой точки зрения, осознанность можно определить как не просто способность ума к самонаблюдению, а способность ума к самопознанию или проникновению глубоко внутрь самого себя, вплоть, до Первоисточника ума – Духа. Иными словами, осознанность – это проникающая или «разрешающая» способность ума в любом направлении, как в познании любых мыслеформ и объектов внешнего мира, так и в познании самого себя. Но какое из этих двух направлений движения ума важнее - вовне или вовнутрь себя ? Важны оба направления и внешнее (мирское) и внутреннее (сердечное), как обслуживающие повседневную жизнь и внутренний мир, но второе направление (вовнутрь самого себя) всё же важнее. Важнее потому, что эта направление внутрь человеческого сердца, а как известно, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21) Что это значит с сетевой точки зрения ? С сетевой точки зрения это значит то, что двигаясь не во вне, а вовнутрь, в направлении саморефлексии или интероспекции мышления, ум человека двигается (приближается) не только к познанию себя, но к первоисточнику самого себя или к Богу (Духу). Как уже известно из предыдущих глав, тем местом, куда поступает энергия Духа (Бога) в виде четырёх потоков (лучей, эманаций) энергий божественных добродетелей мудрости, мужества, целомудрия и правды, является духовное сердце (точка сборки). Таким образом, познавая себя в направлении духовного сердца (точки сборки), ум человека, проходя несколько «зеркал», соединяется в итоге с сердцем, что и означает приход ума к «себе» или Духу (Богу). Как видно из рисунка, проходя множество слоёв сети (зеркал сознания), ум при интроспекции двигается в направлении познания «духовного сердца» (точки сборки), которая и связана с сетью Духа (Бога). Фактически вся жизнь человека во плоти - это игра иллюзий или виртуальное путешествие по кластерам "зеркал" сети сознания Вселенной. Эффект «обожения» ума или уподобление сознания человека Богу - это выход ума из иллюзий сети разума в Метасеть духовного сознания Вселенной. Иными словами, проходя через множество «зеркал» и проекций сознания, совершенствующийся ум человека в конечном счёте приходит сам к себе или своему Истоку (первоисточнику) - Духу, который и действует через духовное сердце (совесть).
Таким образом, развитие осознанности - это развитие не только разрешающей (проникающей) способности ума, как способности проникать в себя и любые смысловые конструкции гиперсети разума и сознания (мыслеформы), но и развитие подвижности ума в его способности моментально перемещаться в гиперсети сознания, подобно «птице».
В сетевом смысле осознанность означает не просто «утончение» ума и сознания, а доведение ума до чистоты и совершенства Метасети Духа (Бога) для свободного вхождения в глобальную сеть сознания Вселенной с многочисленными кластерами бытия или мирами спектра нисхождения (ада) и восхождения (рая). Из предыдущих глав уже известно, что решение задачи развития осознанности – это последовательное прохождение умом трёх базовых ступеней развития гиперсети сознания: нейросети мозга, гиперсети разума и метасети духовного сознания. Наличие в уме метасети духовного сознания, как самой утончённой из всех сетей, и есть маркер осознанности духовной, как своего рода внутренняя связь ума с сердцем и Богом или Лествица в Небо. Развитию метасети духовного ума, как формы высшего духовного сознания и подчинены все духовные практики всех истинных религий мира, включая христианство и православие. Только в христианстве и православии развитие осознанности духовной и духовного ума по ряду объективных и субъективных причини, подменено укреплением сети нравственного разума на основе морали и качества любви в низших и чувственных формах «сторге», «эрос», «филиос». По существу в современном схоластическом и формализованном христианстве и православии отсутствует система развития духовной осознанности, требующая с одной стороны специального духовного знания о гиперсетевом устройстве души, а с другой стороны грамотных учителей, владеющих духовным умом. Взамен духовной осознанности, которая является олицетворением качества «священнобезумия» и «юродства», как ума иного типа и принципиально отличного от повседневного, в церкви сегодня имеет место развитие нравственно ориентированного разума, как формы рационально-философского мышления, только частично повернутого в сторону религии и её догматов и канонов, но остающегося на прочных рациональных и материалистических основах. Отличие духовного ума, как формы духовной осознанности, от философского мышления в том, что духовный ум оперирует высшими понятиями энергий Святого Духа и законов движения энергии благодати, тогда как философский ум и интеллект оперирует только более поверхностными морально-нравственными категориями канонов и догматов, не владея энергийным аспектом бытия, Бога и души. Такая подмена духовной осознанности нравственным и религиозным разумом и выдаётся сегодня за «воцерковление» и «духовное спасение» во Христе, но это не «спасение», а лишь первая ступень рационального эго ума ко спасению души, поскольку полноценное спасение - это полный выход из сети разума и вхождение в метасеть духовного сознания Вселенной. Это предполагает в наше время развитие полноценной гиперсети сознания через прохождение умом всех трёх уровней и ступеней телесного, душевного и духовного развития или трёх видов ума - телесного рассудка (инстинктивного), рационального или душевного ума (науки и логики) и духовного сознания (благодатного).
Собственно, отражением противоречия между христианской любовью в более форме «филиос» (бескорыстной дружбы и товарищества) и высшей форме «агапао» (абсолютной преданности, верности и веры), является известный сюжет из притчи о Марфе и Марии, в котором Мария является отражением стремления к высшей любви, связанной с духовной осознанностью, тогда как Марфа является отражением любви неосознанной и более формальной (суетной).
Ключевой и духовный смысл данной притчи содержится в последней фразе «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Благая часть – это и есть развитие духовной осознанности или метасети духовного сознания, которая и переходит без разрушения в духовный мир или Метасеть Духа (Бога), тогда как все прочие сети (мозга и разума) разрушаются, проходя испытание огнём. Развитие духовной осознанности в современном схоластическом православии является уделом узкой группы аскетов, подвижников и монахов, практикующих исихию (священнобезмолвие) и умное делание преимущественно в условиях анахоретства (монашеского уединения и химы), как в затворе, так и в миру. Последнее является наиболее сложным, но возможно и в наше время и пишущий знает тех, кто придерживается принципов схимы в миру. Из всех церквей, исповедующих православие и находящихся вне общения со Вселенским патриархатом, которых уже более 100, развитие духовной осознанности, как высшей цели, имеет место в старообрядчестве и нескольких других древних церквей. В РПЦ духовная осознанность уже полностью утрачена и искоренена, как «патология» нравственного разума. В этой связи любые попытки актуализации духовной осознанности, как формы «священнобезумия» или «юродства», сегодня в церкви жёстко пресекаются на корню под видом «прелести» или «религиозной психопатологии». Именно поэтому шансов на возрождение института «священнобезумия» в рамках официальной церкви практически нет, а потому всем инокам, двигающимся этим тернистым путём, данное делание духовного ума необходимо тщательно скрывать и не афишировать, дабы избежать лишних искушений. Подводя некоторый итог нашему разговору о любви и осознанности, следует отметить, что любовь без осознанности может быть страшнее «чумы» и утопического коммунизма, а одна лишь осознанность без сердечной любви холодна и бесчеловечна, как «арктический лёд». Иными словами по отдельности любовь и осознанность не имеют смысла, как две крайности и части одного целого, зато вместе они порождают то самое чудо, которое именуется Человек осознанный.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|