Психосоматика: правда ли, что все болезни от нервов?

Сегодня термин психосоматика стал довольно популярным. И, как водится, вокруг него витает много мифов и разных нелепиц.

Так, например, выражение «все болезни от нервов». Ошибочно было бы пытаться разделить тело и психику. Ведь в человеке все едино. И сложно отрицать влияние нашего тела на психику и нашей психики на тело.

Психосоматика — раздел медицины и психологии, изучающий влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (то есть телесных) заболеваний.

Давайте вспомним, бывало ли у вас такое, что в школе вы перед контрольной или экзаменом заболевали? Ну или просто, когда не хотелось идти в школу. А, может быть, и сейчас, когда не хочется идти на работу, бывает, сляжете с простудой?

Разумеется, процесс этот бессознательный. Дети, да и взрослые, не болеют специально. Было бы странно, наверное.

Конечно, иногда «банан — это просто банан». Если в городе эпидемия, я легко могла подцепить вирус, и разбираться здесь не в чем. Но стоит задуматься, если заболевание повторяется из раза в раз или возникает стихийно, без видимой на то причины, медикаментозное лечение не помогает, а врачи предлагают обратиться к психологу. Возможно, и правда, имеет место быть психологическая причина вашего нездоровья.

Если мы говорим о психосоматических симптомах, то их стоит рассматривать, как способ адаптации. Организм, заболевая, решает таким образом какую-то задачу. Психосоматика правда ли что все болезни от нервов

В случае с контрольной в школе — это может быть примерно так: «я не хочу в школу, я не готовилась к этой контрольной, и, скорее всего, напишу ее плохо. И меня, может быть, даже накажут. И мне будет стыдно. Если я прогуляю и пропущу эту контрольную меня уж точно накажут. Но вот если я заболею, я смогу избежать наказания за прогул и двойку и не писать контрольную». Повторюсь, это не осознается нами. Но, заболевая, организм решает задачу. И в данных условиях это единственно возможный вариант. Организм адаптируется.

Еще пример. Маленькому ребенку очень нравится смотреть мультики. Каждый день ему можно их смотреть по 20 минут. Но когда он болеет, ему разрешают смотреть мультики хоть целый день. Постепенно формируется сцепка между болезнью и получением желаемого. И вуаля. Его организм адаптировался к тем условиям, которые у него есть.

Симптом — несет в себе коммуникативную функцию. Сообщает нам о чем-то. Еще один миф заключается в том, что есть четкие стандарты, по которым можно расшифровать значение симптома. Например, если болит горло — это ты что-то кому-то не высказал. Это не совсем верно. Существуют общие закономерности. Но проводить прямую причинно-следственную связь не стоит. Все-таки люди разные, существуют в разных системах отношений, и симптомы у них формируются по своим механизмам.

С точки зрения психологии, можно выделить несколько причин возникновения психосоматических симптомов.

1. Сильное напряжение, стресс, конфликты — выход из всего этого организм находит в болезни.

2. Болезнь, как способ получить желаемое. Это могут быть не только мультики. Внимание, любовь, власть и разные другие выгоды.

3. Придание чему-то сверхценности может усугублять дело. Если школе или, например, какой-то секции или кружку придается слишком большое значение, дети могут «сбегать» в болезнь. Напряжение слишком высокое.

4. С точки зрения системного подхода, симптом одного может быть симптомом системы. Дети, как наиболее уязвимые члены семейной системы, часто отражают то, что происходит в семье. И их симптом может быть выгоден семейной системе.

Например, мама не была готова к выходу из декрета, она не очень любит свою работу и с гораздо большим удовольствием бы занималась ребенком дома. Но по разным причинам ей приходится отводить ребенка в детский сад. И ребенок вдруг начинает часто болеть. Конечно же, маме приходится брать больничный и сидеть дома с ребенком.

 

Или ребенок, который часто болеет, в моменты ссор родителей. Супруги находятся на грани развода, единственное, что их сдерживает — их больной ребенок. Как только он заболевает, они перестают ругаться, становятся командой, решают вопросы слажено. 

Чем младше ребенок, тем больше его зависимость от семьи. Он находится в эмоциональном фоне своих родных. По мере взросления, у нас формируются более зрелые психологические защиты, мы постепенно отделяемся от родителей. Влияние оказывают уже и другие институты, не только семья. Школа, секции, друзья, институт, работа и тд. Вместе с тем, когда человек взрослеет, в нем формируются внутренние фигуры значимых взрослых. Если в детстве за ошибки ругала мама, то с возрастом я сама начинаю себя ругать. Возможно, даже теми же словами. По сути, в этом основное различие механизма формирования симптома у ребенка и взрослого.

5. Еще один возможный сценарий, это когда на ребенка возлагают непосильную для него задачу. Например, одинокий родитель делает из ребенка своего друга. Делится теми вещами, которыми делятся обычно с партнерами. Советуется. Для ребенка эта роль несвойственна. И на фоне этого может развиваться симптом. 

6. Симптом может также возникать как символ самонаказания. Он возникает на фоне реальной или токсической вины и делает ее более переносимой.

Существуют и другие закономерности в возникновении симптоматики.

Хочу подчеркнуть, что каждый пример уникален, важно разбираться, о чем сигнализирует нам симптом, искать причину и вырабатывать новый способ адаптации или менять условия. В этом может помочь грамотный специалист — психолог или психотерапевт. При этом, конечно же, психосоматическая природа возникновения симптома НЕ отменяет поход к врачу. Ведь сопли, рвота, боли, сыпи и тд. — все реальное.

Что человек может делать сам, так это быть внимательным к себе и своему окружению. Подумайте, что меняется в вашей жизни и в жизни вашей семьи с появлением симптома? Вот я была здорова, а вот — заболела. Что изменилось? В моем дне, в отношениях, в самоощущении итд.?

Помните, очень важно учиться распознавать сигналы своего организма. Различать свои эмоции, учиться их выражать, соблюдать режим работы и отдыха, а в случае необходимости — обращаться к специалистам.

 



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Может ли психолог вылечить болезнь, если это психосоматика?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • может ли быть любви слишком много?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что может быть важно ребенку
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Прогноз может быть только удачным.
  • Наш организм может самовосстанавливаться бесчисленное множество раз.
  • Этого не может быть!
  • Подсознание есть. Его не может не быть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь