Об удивлении как побудителе познания писал еще Арис¬тотель. У него оно служит как бы переходом от познания про¬стых вещей к всё более сложным. Р. Декарт, развивая мысль Аристотеля, сказал, что познание начинается с удивления. И. Кант определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным, а К. Д. Ушинский пола¬гал, что в удивлении к чувству неожиданности присоединя¬ется сознание трудности примирить новое для нас явление с теми представлениями, которые уже имеются у человека. «Что же представляет со¬бой эмоция удивления на са¬мом деле? Каждый ли из нас способен удивляться?» - спро¬сите вы. Любое удивление предполагает предваритель¬ные знания, которым противо¬речит новое явление, поэтому удивление невозможно при полном невежестве. Мы удивляемся новому, неожиданному для нас явлению именно пото-му, что чувствуем всю труд¬ность внести его как новое зве¬но в вереницу наших представ¬лений, и как только мы это сде¬лаем, так и чувство удивления прекратится. Наблюдения показывают, что разные люди проявляют различные способности удив¬ляться. Редко удивляются те люди, которые настолько ув¬лечены своим делом, что мало интересуются всем остальным, или те, у которых много разно¬образных знаний и которых редко чем можно удивить, или, наконец, такие, которые знают всё поверхностно, но могут, как им кажется, всё по-своему объяснить, то есть дилетанты. А вот младенцы, для которых, казалось бы, все явления абсо¬лютно новы, ничему не удивля¬ются. По-детски свежее и непос¬редственное удивление прису¬ще глубоким мыслителям и ве¬ликим поэтам, останавливаю¬щимся часто перед такими явле¬ниями, на которые все давно пе¬рестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. Удивление считается одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись дру¬гие, и получится великое откры¬тие. Правда, истинный ученый уже не удивляется тому, чему еще ди¬вится невежда, но зато он спосо¬бен удивляться тем явлениям, мимо которых невежда пройдёт и даже не оглянется. Именно удивление является главной движущей силой в про¬цессе обучения. Но традиционное воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются го¬товые ответы, убивает способ¬ность удивляться. Ученые выделяют три раз¬новидности удивления. Первая разновидность - недоумение - возникает при относительно ма¬лой уверенности в правильности прошлого опыта. Вторая разно¬видность связана с «анормаль¬ным» удивлением, которое возни¬кает от осознания несовместимо¬сти наблюдаемого явления с про¬шлым опытом. Третья стадия - изумление - возникает тогда, ког¬да человек был абсолютно уверен в правильности предыдущих ре¬зультатов мыслительного про-цесса и прогнозировал результа¬ты, противоположные возник¬шим. Переживание, сопровождаю¬щее эмоцию удивления, обычно носит позитивный характер. В ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как и при сильном интересе. Однако иног¬да удивление может переживать¬ся и как негативная эмоция. По¬этому в обыденной речи можно услышать: «Ты меня неприятно удивил!» Однако во всех своих проявлениях именно удивление принято считать той эмоцией, которая побуждает личность дви¬гаться вперед.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.