Беспокойство о беспокойных детях

Существует огромное множество публикаций о детях с СДВГ. Здесь мне хотелось бы описать взгляды на данный синдром амиерианского психолога Алфи Кона. Он скептически относится к назначению лекарств таким детям, и приводит для этого ряд аргументов (но прошу заметить, что эта статья написана в 1989 году; сейчас, конечно, и препараты изменились, и врачи – грамотным, безусловно, можно доверять!) Так вот, на тот момент:

- подавляющее большинство исследований показало, что у большинства гиперактивных детей нет видимых повреждений мозга или неврологических отклонений; их показания ЭЭГ, чаще всего, не отличаются от показателей других детей (при этом пишет о том, что в 1989 году 4 из 5 гиперактивных детей США получали медикоментозную терапию);

- лекарства могут оказывать успокаивающее действие, при этом они не столько замедляют активность, сколько перенаправляют ее. Ребенок, действительно будет лучше сидеть на месте, выполняя задачи, требующие концентрации; возможно, станет менее агрессивным, более общительным и уступчивым. Неудивительно, что родители и учителя часто довольны изменениями, которые они видят в ребенке.

Это хорошие новости. Плохая новость связана с побочными эффектами, а еще с тем фактом, что лекарства не эффективны для 25-40 процентов гиперактивных детей; 

- даже для детей, которые хорошо реагируют на лекарства, эффектом может быть временное подавление симптомов, а не излечение. Ребенок может принимать лекарство годами, но через несколько часов после последней дозы он может быть не отличим от гиперактивного ребенка, который никогда его не принимал;

 - некоторые дети, принимающие лекарства, могут выполнять бОльший объем работы, и за счет этого получать более хорошие оценки. Но лекарства не устраняют когнитивные нарушения и не создают навыков. В лучшем случае препарат «может иметь гораздо большее значение для снижения стресса у тех, кто ухаживает за ребенком, чем нести ценность для ребенка».

Что же могут сделать родителя и учителя в помощь гиперактивному ребенку?

Надо заметить, что у этого синдрома много проявлений: у кого-то из детишек преобладает дефицит внимания, и им трудно сосредоточиться на задании, доделать его до конца, сделать домашнюю работу (на всех этапах: «усадить» себя за уроки, сосредоточенно выполнить задание, ничего не забыть, собирая рюкзак).

Когда преобладает гиперактивность с импульсивностью, ребенку трудно «усидеть» на месте, такие дети нетерпеливы, им сложно учитывать последствия своего поведения. Есть и такие ребята, в которых сочетаются эти черты.

Можно говорить и о разной выраженности синдрома: чаще это поведение, с которым можно справиться (дальше о том, как), только в редких случаях ребенок в игровой комнате похож на маленький ураганчик – тогда уже можно говорить о нарушениях саморегуляции.

Алфи Кон приводит данные исследований о причинах гиперактивности (не трогая органических причин), они касаются особенностей семейного воспитания. Так вот, экспериментально были найдены связи между наличием гиперактивности у ребенка и:

- проблемами супружеских отношений между родителями, уровнем семейной конфликтности и, в принципе, эмоциональным климатом семьи;

- авторитарным, «карательным» стилем воспитания, материнской агрессией по отношению к ребенку;

- «навязчивый» стиль воспитания (пример А. Кона: когда вместо того, чтобы реагировать на потребности ребенка, родитель может, например, протолкнуть бутылочку ему в рот, даже если он пытается отвернуть голову);

- повышенный уровень материнской тревоги;

- низкий уровень эмоциональной поддержки, оказываемый ребенку родителями.

Напрашиваются выводы: чтобы родителям справиться с проблемой гиперакивности ребенка (а я думаю, и с любыми другими эмоциональными проблемами ребенка), надо:

-  работать с супружескими конфликтами, налаживать эмоциональный климат семьи в целом;

- перестать наказывать ребенка (речь не идет о вседозволенности – но есть другие методы!);

- учитывать его потребности (а для этого научиться их распознавать);

-  снижать мамину тревогу;

- учиться родителям эмоционально поддерживать своего ребенка. 

А как же быть в учебных ситуациях? Вот ценные «зерна» от А. Кона.

Раньше считалось, что помочь наладить поведение может награда. Но вот опять-таки данные исследований:

- вознаграждения могут быть эффективны, но только поверхностно и временно, и за счет снижения интереса ко всему, что нужно было сделать, чтобы получить вознаграждение;

- иногда обещанная награда заставляет действовать ребенка еще более импульсивно;

- положительные эффекты вознаграждений исчезают, как только вознаграждения перестают поступать;

- в исследовании, в котором участвовали дети с коротким периодом внимания, но без гиперактивности, награды не улучшали время реакции, как ожидали экспериментаторы, скорее, они заставили детей совершать еще больше ошибок.

Что тогда?

  1. Симтомы гиперактивности исчезают, когда ребенок делает то, что ему нравится, интересно; поэтому скучные задания надо по возможности делать интересными и привлекательными;
  2. Дети хорошо справляются с задачами, над которыми они могут работать в собственном темпе; если же их контролировать и подгонять, они могут не справиться;
  3. Проблемы могут исчезнуть, когда они получают индивидуальное внимание учителя;
  4. Для таких детей особенно важны нагладность и «пространственное» представление материала;
  5. Вот данные о детях с гиперактивностью, которые обучались в отдельном классе: проявления гиперактивности значительно снизились, когда учитель разрешил свободное передвижение по классу и начал планировать уроки в сотрудничестве с учениками.

По моим наблюдениям, если вот так грамотно построить сопровождение ребенка с СДВГ дома и в школе с начала школьного обучения, то проявления синдрома сглаживаются примерно к середине второго класса.



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • «Когда психологи недовольны, они делают вот что…»
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Обзор техник Славинского. Что они могут вам дать
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Чем для ребенка могут обернуться каникулы в гостях у бабушки и дедушки.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь