|
Беспокойство о беспокойных детяхАвтор статьи: Калинина Светлана Витальевна
Существует огромное множество публикаций о детях с СДВГ. Здесь мне хотелось бы описать взгляды на данный синдром амиерианского психолога Алфи Кона. Он скептически относится к назначению лекарств таким детям, и приводит для этого ряд аргументов (но прошу заметить, что эта статья написана в 1989 году; сейчас, конечно, и препараты изменились, и врачи – грамотным, безусловно, можно доверять!) Так вот, на тот момент: - подавляющее большинство исследований показало, что у большинства гиперактивных детей нет видимых повреждений мозга или неврологических отклонений; их показания ЭЭГ, чаще всего, не отличаются от показателей других детей (при этом пишет о том, что в 1989 году 4 из 5 гиперактивных детей США получали медикоментозную терапию); - лекарства могут оказывать успокаивающее действие, при этом они не столько замедляют активность, сколько перенаправляют ее. Ребенок, действительно будет лучше сидеть на месте, выполняя задачи, требующие концентрации; возможно, станет менее агрессивным, более общительным и уступчивым. Неудивительно, что родители и учителя часто довольны изменениями, которые они видят в ребенке. Это хорошие новости. Плохая новость связана с побочными эффектами, а еще с тем фактом, что лекарства не эффективны для 25-40 процентов гиперактивных детей; - даже для детей, которые хорошо реагируют на лекарства, эффектом может быть временное подавление симптомов, а не излечение. Ребенок может принимать лекарство годами, но через несколько часов после последней дозы он может быть не отличим от гиперактивного ребенка, который никогда его не принимал; - некоторые дети, принимающие лекарства, могут выполнять бОльший объем работы, и за счет этого получать более хорошие оценки. Но лекарства не устраняют когнитивные нарушения и не создают навыков. В лучшем случае препарат «может иметь гораздо большее значение для снижения стресса у тех, кто ухаживает за ребенком, чем нести ценность для ребенка». Что же могут сделать родителя и учителя в помощь гиперактивному ребенку? Надо заметить, что у этого синдрома много проявлений: у кого-то из детишек преобладает дефицит внимания, и им трудно сосредоточиться на задании, доделать его до конца, сделать домашнюю работу (на всех этапах: «усадить» себя за уроки, сосредоточенно выполнить задание, ничего не забыть, собирая рюкзак). Когда преобладает гиперактивность с импульсивностью, ребенку трудно «усидеть» на месте, такие дети нетерпеливы, им сложно учитывать последствия своего поведения. Есть и такие ребята, в которых сочетаются эти черты. Можно говорить и о разной выраженности синдрома: чаще это поведение, с которым можно справиться (дальше о том, как), только в редких случаях ребенок в игровой комнате похож на маленький ураганчик – тогда уже можно говорить о нарушениях саморегуляции. Алфи Кон приводит данные исследований о причинах гиперактивности (не трогая органических причин), они касаются особенностей семейного воспитания. Так вот, экспериментально были найдены связи между наличием гиперактивности у ребенка и: - проблемами супружеских отношений между родителями, уровнем семейной конфликтности и, в принципе, эмоциональным климатом семьи; - авторитарным, «карательным» стилем воспитания, материнской агрессией по отношению к ребенку; - «навязчивый» стиль воспитания (пример А. Кона: когда вместо того, чтобы реагировать на потребности ребенка, родитель может, например, протолкнуть бутылочку ему в рот, даже если он пытается отвернуть голову); - повышенный уровень материнской тревоги; - низкий уровень эмоциональной поддержки, оказываемый ребенку родителями. Напрашиваются выводы: чтобы родителям справиться с проблемой гиперакивности ребенка (а я думаю, и с любыми другими эмоциональными проблемами ребенка), надо: - работать с супружескими конфликтами, налаживать эмоциональный климат семьи в целом; - перестать наказывать ребенка (речь не идет о вседозволенности – но есть другие методы!); - учитывать его потребности (а для этого научиться их распознавать); - снижать мамину тревогу; - учиться родителям эмоционально поддерживать своего ребенка. А как же быть в учебных ситуациях? Вот ценные «зерна» от А. Кона. Раньше считалось, что помочь наладить поведение может награда. Но вот опять-таки данные исследований: - вознаграждения могут быть эффективны, но только поверхностно и временно, и за счет снижения интереса ко всему, что нужно было сделать, чтобы получить вознаграждение; - иногда обещанная награда заставляет действовать ребенка еще более импульсивно; - положительные эффекты вознаграждений исчезают, как только вознаграждения перестают поступать; - в исследовании, в котором участвовали дети с коротким периодом внимания, но без гиперактивности, награды не улучшали время реакции, как ожидали экспериментаторы, скорее, они заставили детей совершать еще больше ошибок. Что тогда?
По моим наблюдениям, если вот так грамотно построить сопровождение ребенка с СДВГ дома и в школе с начала школьного обучения, то проявления синдрома сглаживаются примерно к середине второго класса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|