Павел Пономарев. Отзывчивость как способ продлить жизнь

Моему другу Рите Рабинович

отзывчивостьНаблюдая за людьми вокруг, больше прихожу к мысли, что такое важно для личности человека качество как отзывчивость уходит от нас подобно живому существу, оставленному на льдине. Лед трескается, и это живое покидает нас, отплывая все дальше и дальше в пучину вод, награждая нас тоскливым взглядом и пустотой. В этой статье про то, как мы проявляем отзывчивость и какова ее роль в нашей жизни.

Отзывчивость это наша способность чувствовать и понимать, принимать человека без критического взгляда на его сущность, важнейшая социальная характеристика человека, в форме встроенной обратной связи, которая активизирует наше человеческое начало. Качество, позволяющее нам адаптироваться к окружающей действительности и другим людям. Мы отзываемся на зов для того, чтобы что-то дать человеку, с тем, чтобы чувствовать себя лучше.

В доказательство этому, интересны последние психолого-медицинские исследования. Как выяснили психологи Мичиганского университета (США) добрые люди болеют меньше, а вот живут дольше. Психологи наблюдали в течении пяти лет 400 супружеских пар, средний возраст которых был больше 50 лет. Партнеры, проявлявшие внимание и заботу по отношению друг к другу, болели в два раза реже. Также, существует статистика о том, что отзывчивые люди живут в среднем на девять лет дольше. Это можно объяснить тем, что загадочным образом уровень лимфоцитов в крови увеличивается, вместе с этим деятельность человека тонизирует сосуды. Все это благотворно сказывается на работе сердца. А значит отзывчивый человек (можно применить синоним добрый человек) меньше болеет сердечно-сосудистыми заболеваниями. Действительно, слово отзывчивость в семантическом поле близка к такому слову как сердечность.

Делая добро, организм человека начинает больше продуцировать гормон эндорфин, который отвечает не только за обезболивание, но и субъективное ощущения счастья. Таким образом, боль, без которой не прожить в нашей жизни смягчается, а ощущение удовольствия от контакта с реальностью возрастает. Важная роль эндорфинов состоит в том, что они обладают успокаивающим эффектом, а, значит, стрессовые перегрузки переносятся лучше.

Когда мы отзывчивы и нам хочется творить добро, мы находимся на своеобразном мотивационном подъеме, эйфории. Мы чувствуем свою полезность, занятость, а значит, освобождаемся от одиночества. Благотворительная деятельность дарит нам новый круг общения, который, как известно, редеет с возрастом. Таким образом, отзывчивость позволяет регулировать наше настроение, волевой компонент личности, повышает жизненную энергию, позитивно влияет на выработку гормона серотонина. Напомним, что если в организме серотонина недостаточно, это ведет к депрессии. Серотонин влияет на эмоциональную устойчивость и восприимчивость к стрессам у человека серотонин находится в норме, он легко справляется со стрессовыми ситуациями. И, наоборот, если уровень серотонина понижен, то любая мелочь может вывести такого человека из нормального равновесия.

Так если все так хорошо, что препятствует нам уже сегодня быть отзывчивыми. И что можно сделать, если рядом с нами человек, который так в этом нуждается, но не может в силу определенных причин прийти к своей доброте.

Есть ли компонент в воспитании ребенка, отвечающий за развитие отзывчивости? Да, конечно, когда ребенок плачет, мать берет его на руки, отзывается на его просьбу, т.е. проявляет отзывчивость. Так ребенок впервые сталкивается с этим качеством, обучается ему. Психологи установили, что у детей, которых мать брала на руки через значительное время, или вообще игнорировала нужды ребенка, уровень агрессивности в дальнейшей жизни был выше относительно детей из контрольной группы (где время реакции на плач ребенка имело средние значения). Как известно агрессивность негативно сказывается на адаптации к социуму, бывает причиной криминального склада личности. В течении жизни такой ребенок путем получения образования может смягчить негативные личностные черты, связанные с игнорированием его матерью, но все равно он не всегда приобретает доброту и сердечность в отношении других людей. Где-то глубоко в душе, человек с такой травмой (а нужно говорить именно о травме) просто не может поверить, что другой может быть добрым по отношению к нему.

С другой стороны важно учитывать влияние социума. Потеря этого качества объяснима стремительным образом жизнью информационного общества. В погоне за своими целями, мы обесцениваем то, что не приносит видимый результат прямо сейчас. Нам лучше закрыться в замке равнодушия, чем принять приглашение просящего, войти в его мир, взаимодействовать с ним по поводу его проблемы. С нами все хорошо, а тот другой пусть решает свои проблемы сам. Автономия от боли вот религия современного общества. И разворачивает она свои флаги, т.к. мы не всегда знаем, что делать с болью другого человека, избегаем ее. У нас нет мотивации к тому, чтобы быть отзывчивыми, принимать чужую боль. Так и гибнем в одиночестве.

А еще какая-то странная стеснительность, очень подозрительная. Откроешься, поможешь, а тебя скажут — как вам не стыдно, вы же голый. Вот и боимся открывать душу. Ведь отозваться на зов о помощи это не только показать, что слышишь, но и открыться, что значительней сложнее, особенно если нет к этому мотивации.

Учитывая вышесказанное, отметим, что лучшим способом научить отзывчивости другого человека является демонстрация этого личностного качества. Всегда должна быть идея, что человек неокончательно одет в панцирь закрытости, душевной черствости, что где-то глубоко в душе у него сохранена базовая потребность быть добрым, творить добро, делясь им, приобретая при этом, а не теряя. Именно, что потребность, а не идеология, пришедшая от куда-то.

Конечно, есть человек проявляет страх в ситуации, где он может сделать добро, то следует уделить определенное время индивидуальной психотерапии. Быть может, в этом страхе есть зачатки любви, которую так важно уметь отдать другим людям. Спрятавшись за горой несправедливости, сковав себя психологическими защитами, эта любовь не может вырваться в мир. А ведь она нам так нужна!

Павел Пономарев

25.02.2010

© П. П. Пономарев, 2010 г.

Просмотров: 736
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Как стресс влияет на сердце — и что с этим можно сделать
  • Павел Пономарев. Влияние личности руководителя на личностные трансформации подчиненных
  • Нaтaлья Аксeновa. Домашняя магия, или Ритуалы современного человека
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • «Синдром пещеры»: выход из самоизоляции может вызывать стресс
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Сэм Харрис. Ложь. Почему всегда лучше говорить правду
  • Узнайте человека по походке
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Григорий Чаусовский. Психотренажер для снижения биологического возраста человека
  • Дэн Вальдшмидт. Почему нужно уметь понимать людей, чтобы стать успешным?
  • Григорий Чаусовский. Инструментальная психотехнология гармонизации утреннего пробуждения человека
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Наталья Зуева. Быть мамой и папой. Как воспитывать детей
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь