|
Лон Майло Дюкетт. Ату XIII – СмертьЛон Майло Дюкетт.
• Дитя Великих Преображающих Сил, Владыка Врат Смерти. «Вселенная — это Перемены; каждая Перемена — следствие Акта Любви; во всех Актах Любви заключена Чистая Радость. Умирай ежедневно! «Я попробую сделать так, как вы предлагаете. Как я говорю, “гробовщик с голоду не умрет”». — Из письма Фриды Харрис Алистеру Кроули, ноябрь/декабрь 1939 г. В «Гамлете» Марцелл обращается к Горацио со словами: «Подгнило что-то в Датском государстве»3. «Дело пахнет рыбой»4, — с таким же успехом мог бы заявить он. Оба эти выражения как нельзя более уместны, когда речь идет о карте Смерти. Еврейская буква, соответствующая Смерти, — Нун, значение которой — «рыба». В традициях народов Запада рыба — один из самых почитаемых символов живучести и воскресения. Дохлая рыба быстро разлагается и испускает ужасную вонь (не только в Датском государстве, прошу заметить), но именно в этой вонючей пакости и заключена тайна жизни. Рассматривать карту Смерти, не касаясь при этом следующего старшего аркана, карты Искусства, почти невозможно. С алхимической точки зрения, Смерть должна была следовать за Искусством — по той довольно-таки не простой причине, что Искусство предшествует заключительному этапу великого делания. Орфическое яйцо (то самое латентное семя жизни, которое мы впервые увидели на карте Мага и части которого сочетались браком во Влюбленных, а затем были оплодотворены Отшельником) на карте Смерти отсутствует, однако именно здесь оно вступает в последнюю подготовительную стадию перед тем, как из него выйдет на свет новая жизнь. Карта Смерти в некотором роде включена в образный ряд карты Искусства. Если вы перевернете несколько страниц и посмотрите на репродукцию Искусства, то увидите андрогинную фигуру, льющую огонь и воду на головы льва и орла и через них — в огромный котел. Внимательно присмотревшись к этой посудине, вы обнаружите, что она украшена изображением ворона, восседающего на человеческом черепе. С таким же успехом леди Харрис могла бы просто надписать на котле: «Этот котел — карта Смерти». Ворон на черепе — это традиционная эмблема, именуемая «caput mortuum»5. Здесь она служит указанием на алхимический процесс, протекающий в котле. Это процесс гниения, а гниение — основная тема карты Смерти: «В алхимии данная карта иллюстрирует идею гниения — это специальный термин, которым адепты обозначают ряд химических изменений, ведущих к развитию окончательной жизненной формы из первоначального семени, дремлющего в Орфическом яйце»6. Как бы там ни обстояло дело в Датском государстве, но в алхимии Таро вонь гниения — это сладостный аромат скорой победы. Гниение — это тройственный процесс, окутывающий Орфическое яйцо уютным теплом на последней, самой чувствительной стадии перед рождением. Если бы нам удалось заглянуть в котел, мы, верно, различили бы в пузырящейся жидкости образы скорпиона, змея и орла — три символа и три аспекта зодиакального знака Скорпиона. Скорпион изображен в правом нижнем углу карты Смерти. По словам Кроули, он символизирует низший аспект знака Скорпиона: «…символом низшей [части] служит собственно скорпион, который, по наблюдениям древних естествоиспытателей, совершает самоубийство, если видит, что окружен кольцом огня или вообще попал в безвыходное положение. Это символ гниения в низшей его форме. Давление окружающей среды становится невыносимым, и элемент, находящийся под ее воздействием, добровольно подвергается изменению»7. Средний аспект Скорпиона, как поясняет Кроули, представлен в образе змея, помещенного в левом нижнем углу карты: «Змей — священное животное, Владыка Жизни и Смерти, а способ его передвижения ассоциируется с волнообразным ритмическим чередованием тех двух фаз-близнецов жизни, которые мы называем, соответственно, жизнью и смертью»8. Третий символ Скорпиона — орел, расположенный в левом верхнем углу карты. Согласно описанию Кроули, этот орел — не что иное, как газ: «Высший аспект карты — орел, символ возвышения над плотной материей. Еще в древности химики обратили внимание, что в ходе определенных экспериментов самые чистые (т.е. наиболее разреженные) из присутствующих элементов выделяются в виде газа или пара»9. Если все три процесса гниения протекают правильно, то в ходе реакции выделяется мягкое тепло, необходимое для согревания Орфического яйца на последней стадии его развития. Карта Смерти в Таро Тота — полная противоположность тринадцатому аркану традиционных колод. Здесь и не пахнет мрачным жнецом, шествующим по земле тяжкой поступью и косящим всех без разбора — старых и молодых, высокородных и простолюдинов. В Таро Тота скелет, олицетворяющий Смерть, напротив, жизнерадостен и подвижен. Он увенчан короной Осириса и отплясывает буйный танец на дне морском. Он не выкашивает живое, а, напротив, взмахами своей косы вздымает мертвый, разлагающийся осадок и превращает его в пузыри новой жизни. «Формула продолжения жизни есть смерть, или гниение»10, — отмечает Кроули. Таким образом, Смерть — это, в действительности, не кто иной, как «изначальный тайный Бог-творец, носитель мужского начала»11.
© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. © Перевод: Анна Блейз, 2007. © PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O.
1 Crowley, 777 and Other Qabalistic Writngs, Column CLXXXI, p. 34. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 2 The Book of Thoth, pp. 253—260. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 3 Пер. М. Лозинского. — Примеч. перев. 4 «Something smells fishy», английский фразеологизм со значением «что-то тут неладно». — Примеч. перев. 5 «Мертвая голова» (лат.). — Примеч. перев. 6 The Book of Thoth, p. 99. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 7 The Book of Thoth, pp. 99—100. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 8 The Book of Thoth, p. 100. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 9 The Book of Thoth, p. 100. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 10 The Book of Thoth, p. 103. — Примеч. Л.М. Дюкетта. 11 The Book of Thoth, p. 100. — Примеч. Л.М. Дюкетта. Категория: Учения, Система Таро Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|