|
Лон Майло Дюкетт. Младшие арканы Таро в системе Золотой Зари: структура и каббалистическая символикаЛон Майло Дюкетт.
Вне всяких сомнений, карты Таро – одно из важнейших орудий в рабочем арсенале мага Золотой Зари. Взявшись исследовать структуру Таро, мы с самого начала сталкиваемся с азами каббалы и основами герметического учения. Медитируя на образы Таро, мы постигаем неизреченный язык души и закладываем в подсознание вехи посвящения, которые в конечном счете станут для нас указателями на пути возвращения к утраченной божественности. Для посвященного в западную традицию мистерий Таро – это одновременно и энциклопедия, и словарь, и телескоп, и микроскоп, и учебник истории, и оракул. Таро – это почти что идеальное зеркало живого космоса. Следовательно в нем отражаются все те силы, что созидают, поддерживают и разрушают вселенную. В магии эти силы олицетворяются и предстают в образах богов, архангелов, ангелов, разумов и демонов. Каждой из этих духовных сущностей отведена своя неповторимая роль в грандиозном плане мироздания. Каждая из них – послушная прислужница и частный аспект силы, превосходящей ее в иерархии, и каждая – владычица подчиненных сил, являющихся, в свою очередь, ее частными аспектами. Существуют и другие зеркала мироздания, близкие к идеальным. Возможно, самое точное из них – китайская "Книга Перемен", "И Цзин", в которой все сущее в небесах и на земле тщательно разделено на категории и соотнесено с образами 64 гексаграмм. Теоретически, классифицировать космос в исследовательских целях можно какими угодно способами, но как бы мы ни нарезали этот божественный пирог, мы всего лишь создадим еще одну точку зрения всё на тот же неизменный объект (и еще одну систему категорий, в которой можно будет о нем рассуждать). Каждый новый метод классификации порождает определенную иерархию духовных сущностей, подчиняющуюся законам, продиктованным свойствами данной конкретной классификации. К примеру, для нас чрезвычайно трудно извлечь какую-либо объективную информацию из размышлений об абсолютном и бесконечном Едином. По существу, мы можем сказать об этой верховной монаде только то, что она абсолютна и бесконечна. Мы не в состоянии даже выдвинуть предположение о том, каким образом ее бесконечная сила может проявляться в процессах созидания, поддержания и разрушения вселенной. И только разделив это Единое пополам, мы получаем некоторую пищу для размышлений. Теперь у нас появилась идея двойственности – мира, состоящего из противоположностей. Теперь у нас есть нечто – и есть его противоположность: позитивное и негативное. Теперь у нас есть верх и низ, "да" и "нет", ночь и день, твердое и мягкое, мужское и женское, счастливое и несчастное, добро и зло, наслаждение и боль. И теперь мы наконец можем начать строить догадки о том, какие духовные сущности могли возникнуть в результате этого первозданного разделения и какими силами и свойствами они могут обладать. Мы можем предположить, к примеру, что на самой вершине этой иерархии стоят два могущественных божества, ведущих между собой нескончаемую битву, и ритмическое чередование их усилий управляет пульсом вселенной, то расширяющейся, то вновь сжимающейся в точку. Где-то в средней части дуалистической системы субординации располагаются пары архангелов, властвующих над полярными силами магнетизма и электричества. А у себя дома, на материальном плане, мы можем, например, разобрать компьютер и наглядно удостовериться, что "мозгом" его в конечном счете управляют демоны бинарной логики – "или/или". Расчленяя Единое на все более и более мелкие части, мы получаем все больше пищи для размышлений. Подразделение натрое повлечет за собой новые открытия. Число три столь величественно и уникально, что перед ним преклонялись и благоговели с доисторических времен все народы и религии мира. Благодаря числу три мы выходим за рамки дуального мира, подчиненного логике "или/или", и достигаем синтеза. Число три задает структуру для всех вещей и явлений, у которых есть начало, середина и конец – рождение, жизнь и смерть; подъем, расцвет и упадок. Задавшись целью персонифицировать священные свойства числа три и представить их в образах богов, едва ли мы смогли бы придумать что-то лучшее, нежели индуистская троица, состоящая из Брахмы-творца, Вишну-хранителя и Шивы-разрушителя. Тот же индуизм предлагает нам концепцию трех гун – саттвы, раджаса и тамаса, трех форм энергии, управляющих движением всего сущего на небе и на земле. Саттва проявляется в таких качествах, как ясность, спокойствие, понимание, уравновешенность и блаженство. Раджас – это воодушевление, деятельность, возбуждение, вдохновение и блеск. Тамас – плотность, проявляющаяся как невежество, вялость и темнота. Приобретя три начала, мир приходит в движение. Подобно трем символическим существам, располагающимся на ободе Колеса Фортуны на одноименной карте Таро, ни одна из этих трех форм энергии не может ни возобладать над остальными навсегда, ни исчезнуть бесследно и окончательно. В зодиаке динамика трехчастного подразделения выражается в рядах кардинальных, фиксированных и мутабельных знаков, а также восходящих, последующих и падающих деканатов. Эта же модель играет важную роль в иерархии духовных сущностей, населяющих Младшие арканы Таро. Свойства Единицы, Двойки и Тройки очень абстрактны и возвышенны: это изначальные прообразы мистерий, заключенных во всех последующих числах. Но лишь после того, как мы разделим Единое на четыре части, появится возможность соотнести все эти рассуждения с нашей собственной жизнью и окружающим миром – миром мер, миром севера, юга, востока и запада. Этими направлениями мы мерим землю, и они же, будучи продолжены за пределы земли, отмечают места четырех керубических знаков зодиака – вех, обозначающих четыре времени года. Иудейские мистики предпочли представить верховную силу вселенной в образе единого божества, осуществляющего свою волю через посредство четырех уровней божественного сознания. Эти четыре уровня – четыре "мира" – обозначаются четырьмя буквами (а точнее, тремя, потому что одна буква повторяется дважды) имени упомянутого божества: Йод Хе Вав Хе. Соответственно, четыре "мира" таковы: Ацилут – мир прообразов, Брия – мир творения, Йецира – мир формирования и Асия – материальный мир. Поскольку, согласно священному писанию, человек создан "по образу" божества, каждый из нас представляет собой микрокосмическое отражение этой четырехчастной структуры макрокосма. Для каждого из нас Йод Хе Вав Хе проявляется как четыре части человеческой души: Хия – жизненная сила, Нешама – духовная интуиция, Руах – разум и Нефеш – животная душа. На самом элементарном уровне Йод Хе Вав Хе проявляется как четыре стихии – Огонь, Вода, Воздух и Земля, а в Таро – как четыре масти: Жезлы, Кубки, Мечи и Диски. Таблица 1 Чтобы как следует разобраться в устройстве и проявлениях Йод Хе Вав Хе, древние адепты продолжили самым дотошным образом подразделять каждую из этих основных четырех долей божества на все более и более мелкие части. Тем самым они породили несметные сонмы духовных сущностей, исполняющих те или иные конкретные функции в строгом соответствии со стройной космической иерархией. Пятьдесят шесть Младших арканов Таро представляют наглядный результат такого подразделения Великого Имени и служат вместилищами различных духовных сил, соотносящихся с его частями и долями. Астрологическая матрица пятидесяти шести Четыре Туза Только что мы сказали, что Младших арканов в системе Таро – пятьдесят шесть. Но в действительности их всего четыре, а именно – четыре Туза. Остальные карты каждой масти – четыре придворные и девять числовых, – равно как и обозначенные ими духовные сущности, живут в соответствующем Тузе. Четыре придворные карты подразделяют своего Туза на доли по четырем стихиям. Короли – это огненные доли, Королевы – водные, Принцы – воздушные, а Принцессы – земные доли Туза соответствующей масти.
Таблица 2. Астрологические управители Младших арканов Таро Таблица 2
Тузы и придворные карты Принцессы (см. таблицу 2) Каждая из четырех Принцесс связана особыми отношениями с Тузом своей масти. Туз и Принцесса в самом прямом смысле слова охватывают собой весь спектр заложенных в данной масти значений и смыслов. Они – Альфа и Омега своей масти. Поэтому Принцесс называют "Престолами Тузов". Вместо того, чтобы управлять тем или иным участком зодиака протяженностью в 30° (как это делают Короли, Королевы и Принцы), каждая Принцесса вместе со своим Тузом правит целым сектором пространства, начинающимся от Северного полюса и охватывающим четверть поверхности небесной сферы. Центральную часть каждого этих четырех секторов занимает фиксированный зодиакальный знак той же стихии, которой соответствует масть данного Туза и Принцессы. Например: Туз и Принцесса Дисков (Земля) управляют сектором Овен-Телец-Близнецы, поскольку Телец – фиксированный знак Земли (см. верхнюю строку таблицы 2). Короли, Королевы и Принцы В подчинении у каждой из оставшихся двенадцати Придворных карт – Королей, Королев и Принцев каждой масти – находится участок зодиака протяженностью в 30°. Однако сферы их владений не совпадают с границами зодиакальных знаков. (Знаками зодиака как таковыми управляют двенадцать из двадцати двух карт Старших арканов.) В ознаменование того, что стихии должны сочетаться и смешиваться между собой, Короли, Королевы и Принцы правят участками от 20° одного знака до 20° следующего (см. вторую сверху строку таблицы 2). Тузы и числовые карты Девять числовых карт каждой масти подразделяют своего Туза на три группы по три доли. Двенадцать знаков зодиака классифицируются сперва по стихиям (огненные, водные, воздушные и земные), а затем, в рамках каждой стихии, – по трем качествам: кардинальному (зарождение свойств данной стихии), фиксированному (зрелое и вполне определенное проявление свойств стихии) и мутабельному (упадок свойств и готовность перейти к следующей стихии). Таблица 3 При помощи непогрешимой каббалистической логики тридцать шесть числовых карт изящно распределяются между тридцатью шестью деканатами. Девять карт Жезлов соотносятся с огненными знаками зодиака, девять карт Кубков – с водными, девять карт Мечей – с воздушными, а девять карт Дисков – с земными. Двойки, Тройки и Четверки, составляющие первую группу из трех числовых карт каждой масти, соотносятся с кардинальными знаками. Пятерки, Шестерки и Семерки – вторая группа – с фиксированными. Восьмерки, Девятки и Десятки – третья группа – с мутабельными. (См. нижние строки таблицы 2.) Каждой из тридцати шести числовых карт управляет одна из семи планет, которые были известны в древности (см. третью снизу строку таблицы 2). Начиная от 0° Льва – традиционного халдейского начала года – планеты следуют в том же порядке, что и в системе их соответствия сефирот Древа Жизни: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Далее последовательность повторяется и циклически проходит через весь круг тридцати шести деканатов. Обратите внимание, однако, что Марс управляет и последним деканатом Рыб, и следующим сразу за ним первым деканатом Овна. Традиционное тому объяснение: в это время года необходим дополнительный импульс марсианской энергии, чтобы началась весна. (И нечего так на меня смотреть! Я тут ни при чем. Это всё халдеи!) Совместимость или несовместимость между планетами и зодиакальными знаками – важный фактор, во многом определяющий прорицательные значения числовых арканов. Нетрудно понять, например, почему Двойка Жезлов (Марс в идеально подходящем ему знаке Овна) – это "Власть", а Пятерка Жезлов (неуступчивый и угрюмый Сатурн в громогласном и эгоцентричном Льве) –"Борьба". Из статьи "Астрологические, ангельские и демонические силы, заключенные в Младших арканах Таро"
© Перевод: Анна Блейз © Psyoffice.ru Категория: Учения, Система Таро Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|