|
Пол Фостер Кейс. Введение в изучение ТароПол Фостер Кейс.
Как и хорошая книга, все части которой гармонично соединяются в одно целое, Древо Жизни и 22 Пути Сефер Йецира
Предисловие Цель этой книги научить читателя работе с картами Таро. Главной задачей этой работы является зачатие процесса мышления, в ходе которого читатель осознает базовые законы Оккультной Науки, понимание которых спрятано в глубинах коллективного бессознательного. Все эти законы суть проявление одной истины, и её знание присуще каждому человеку. Но до тех пор, пока эта истина не будет освещена огнём сознания, она не доступна пониманию. Об этом говорит надпись «Познай себя» над порталами древних храмов; об этом говорил Иисус: «Ищите Царство Божье внутри вас»; это имел в виду Экартсгаузен, утверждая: «Бесконечность, увеличиваясь, становиться Ничем; бесчисленные лучи окружности собираются в одном центре; то же относится и к Тайнам – бесконечное число иероглифов и символов служат иллюстрацией к одной единой истине. Тот, кто знает это, нашёл ключ к пониманию всего и вся». Глубокий символизм и оригинальная конструкция сделали Таро идеальным инструментом для оккультного обучения. Таро можно сравнить со щипцами, вытаскивающими знание из глубин бессознательного, как занозу. Для правильной интерпретации этих символов читателю потребуется знакомство с элементами Каббалы. Они представлены в первых четырёх главах этой книги. В связи с этим фронтиспис должен быть изучен внимательным образом, так как здесь сокрыт ключ к оккультному. Круги – это десять Сефирот. Их названия напечатаны под их номерами, и это также номера козырей Таро от Мага до Колеса Фортуны. Названия козыря напечатано под соответствующей ему Сефирой. Моё толкование Таро сильно отличается от общепринятого. Я хотел бы обратить внимание критиков на тот факт, что почти все работы по Таро, увидевшие свет, основываются на неверном соответствии карт еврейскому алфавиту, данные Элифасом Леви. Нет никаких сомнений, что он знал верные соответствия, но по причинам, вероятно показавшимся ему достаточными, умышленно их утаил. Здесь не место обсуждать эти причины, но специально для тех, кто подвергнет сомнению мою компетентность, скажу, что ни от кого соответствий не получал. Следуя Курту де Гобелену, поставившего 0-й аркан на первое место, и Леви, который говорил, что карты являются иллюстрацией к оккультному значению еврейского алфавита, я разработал эту систему немногим более 12 лет назад. И я верю, что результаты такой трактовки являются достаточным доказательством точности системы. И последнее. Я ничего не сказал об использовании Таро, как инструмента для дивинации. Но не потому, что я согласен с теми, кто осуждает применение Таро в этой области, а скорее из-за своей уверенности в том, что хороших результатов в предсказании может достичь только тот, кто усвоил азы философии этих удивительных карт. Для успешной дивинации необходимо также знать астрологическое значение карт Таро. В ближайшем будущем я собираюсь опубликовать работу, посвященную исключительно астрологическому и предсказательному аспекту этой замечательной азбуки символов. Пол Фостер Кейс Нью-Йорк 1920 год Глава 1 Более пяти веков карты Таро использовались в Европе якобы для игр и предсказаний, на самом же деле с одной лишь целью сохранить основы тайной доктрины. Была создана символическая азбука древней мудрости, корни возрождения интереса к которой можно вывести из её влияния на некоторых серьёзных мыслителей современности. Началом возрождения можно считать 1854 год, когда Элифас Леви опубликовал «Учение и Ритуал Высшей Магии»[1], первую книгу из целой серии, посвящённой оккультизму, где он назвал Таро наиболее важным источником информации. Его влияние прослеживается в работах Е.П. Блаватской; проникает в учение французской школы, возглавляемой Папюсом (доктором Жераром Анкоссом); становится очевидным в работах С. Л. Макгрегора Мазерса, А. Э. Уэйта, доктора У. Винн Вэсткотта и им подобным; различными способами (в особенности посредством сочинений Джаджа Троварда) входит в движение Новой Мысли. Влияние «французского мага» распространяется даже на Древнее и принятое Масонство Шотландского Устава в Соединенных Штатах в виде «Этики и Догмы» Альберта Пайка, почти дословно повторяющей «Учение и Ритуал» Элифаса Леви. Леви был очень высокого мнения о Таро. Изучающим оккультизм, он рекомендовал его, как ключ ко всем тайнам. «Узник, лишённый права чтение, – утверждал он, – имеющий в своём распоряжении только колоду Таро и зная к ней ключ, всего за несколько лет овладеет наукой о Вселенной, откроет уникальную систему взглядов и разовьёт неутомимое красноречие»[2]. Моя цель – научить читателя работе с Таро. Всестороннее изучение данного предмета растянулось бы на многие тома; но я поставил своей задачей знакомство с основными положениями тарологии и краткого толкования её символики. Но пусть будет понятно, что это всего лишь набросок, пробелы которого должны быть заполнены личными наблюдениями и размышлениями ученика. Колода Таро содержит семьдесят восемь карт. Пятьдесят шесть из них представляют Малый Аркан состоящий из четырёх мастей: жезлы (трефы), чаши (червы), мечи (пики) и пентакли (бубны). Каждая масть включает в себя четыре фигурные карты – король, королева, рыцарь и паж – и десять мастевых карт пронумерованных от туза до десятки. Последние обычно украшены геометрическим узором, который иногда компонуется с рисунком, иллюстрирующим предсказательное значение карты. Оставшаяся часть колоды – Большой Аркан – это ряд символических изображений, каждое из которых имеет свой номер и название. Учение, стоящее за этими символами принимало множество различных форм – Веды являются её наиболее древним литературным выражением. Но о нём знали и устно передавали из поколения в поколение за долго до написания самих Вед. В известном смысле это та истинная Христианская религия, которая, согласно Святому Августину, существовала всегда, но начала называться Христианской только со времён Иисуса. Это истина, которой учили розенкрейцеры, масоны, Великая Эзотерическая Школа и подобные им организации. Она также скрыта в алхимической и астрологической символике. Следовательно, Таро говорит на разных языках, а его символы полны смысла для любого ученика, изучающего древние мистерии, вне зависимости от того каким путём он приближается к истине, лежащей в основе всех путей. С одной стороны символизм Таро настолько многогранен, что его не возможно заключить не в какие рамки. С другой, Таро является символическим алфавитом вполне конкретной философии Израиля – символическим обобщением Каббалы. Большой Аркан Таро иллюстрирует оккультное значение двадцати двух букв еврейского алфавита, согласно Сефер Йецира. Следовательно, каждая карта соотносится с определённой буквой. Мы можем это проверить благодаря тому, что у каждого козыря есть свой номер. Логично предположить, что они следуют один за другим в соответствии со своими номерами. Единственное, что не ясно, это расположение карты, у которой порой вообще нет номера, но чаще известной как нулевой аркан. Элифас Леви, вероятно для того, чтобы сбить с толку непосвящённого читателя, поставил её межу двадцатым и двадцать первым козырем. Другие исследователи ставили её после двадцать первого. Но если мы спросим «Что следует за числом двадцать один?», нам ответят «Двадцать два», тогда как на вопрос «Что предшествует единице?», последует ответ «Ничего». Поэтому логично поставить нулевой аркан первым в последовательности козырей, чтобы он тем самым предшествовал карте под номером один. Следовательно, он (нулевой аркан) соотносится с первой буквой еврейского алфавита Алеф, а остальные карты Старших Арканов соответствуют буквам согласно их общепринятой последовательности. Возвращаясь к Малому Аркану, предлагаю обратить внимание на символизм четырёх мастей. Они представляют четыре мира, или плана бытия, из которых, согласно учению Каббалы, состоит вселенная. Каждый мир, со своими характерными особенностями, является местом обитания составляющей части конституции человека и персонифицируется в образе одного из животных, упоминаемых в пророчестве Иезекиля и Откровении от Иоанна. Каждое животное в свою очередь представлено одним из четырёх кардинальных знаков Зодиака, то есть масть является также символом знака и оккультного элемента к которому оно относится. Ниже привожу полное значение мастей: Жезлы: Ацилут; Мир Архетипов; дух; лев; Лев; огонь. Чаши: Бриа; Творческий Мир; душа; орёл; Скорпион; вода. Мечи: Йецира; Мир Формирований; астральное тело; человек; Водолей; воздух. Пентакли: Ассиа; Физический Мир; физическое тело; бык; Телец; земля. В каждом из миров проявляются десять чисел, или Сефирот, эманаций Непостижимого Источника всего бытия, Айн Соф «Беспредельность». У каждой Сефиры есть своё имя и каждая из них является основой для частного проявления разума. Вот они: 1. Кетер, Корона; Непроявленный Разум. 2. Хокма, Мудрость; Проявляющийся Разум. 3. Бина, Понимание; Освящающий Разум. 4. Хесед, Милость; Умеренный Разум. 5. Гебура, Строгость; Радикальный Разум. 6. Тифарет, Красота; Разум промежуточного влияния. 7. Нецах, Победа; Сокровенный разум. 8. Ход, Сияние; Точный Разум. 9. Йесод, Основание; Чистый Разум. 10. Малькут, Царство или Осуществление; Сверкающий Разум. Эти эманации выражены в символизме номерных карт Малого Аркана. Каждая масть представляет Сефирот или один из четырёх миров. Фигурные карты обозначают четыре принципа конституции человека. Короли представляют дух; королевы – душу; рыцари соотносятся с астральным телом, а пажи – с физическим. Каждая группа состоит из четырёх карт, так как каждый из принципов проявляется одновременно во всех четырёх мирах. Это был общий набросок соответствий карт Таро с основными положениями Каббалы. Человеку, в котором эта глава вызвала желание изучить Таро глубже, следует приобрести колоду, оформленную мисс Памеллой Коулмен Смит, под руководством Мистера А. Э. Уэйта. Это колода без сомнений лучшая в своём роде, и именно на ней будут основываться толкования раскладов в последующих главах. Её можно приобрести у издателей АЗОТА. Раздобыв карты, ученику необходимо как можно полнее рассмотреть символизм лежащего перед ним Таро. Так он постигнет многие вещи, которые я не вместил на этих страницах. Пусть он в частности распишет полное значение каждой карты Малого Аркана в соответствии с её номером и мастью. Удивительно, насколько скоро ученик усвоит основные положения Каббалы используя этот метод. Выполнив эту подготовительную работу, он будет готов к использованию великого ключа к Таро, ключа, упоминаемого Элифасом Леви, который Папюс попытался использовать в разработке своего Богемного Таро, но безрезультатно, так как использовал неверные соответствия Большого Аркана еврейскому алфавиту. Этот ключ – священное имя, обычно представленное в английском как Иегова. Анализ его значения и объяснение, каким образом оно относится к Таро, будут представлены в следующей главе. Глава 2 В Библии великое имя Бога Израиля встречается более 5 тысяч раз. Каббалисты называют его Тетраграмматон или четверичное имя. Другие божественные имена, такие как ADNI, AHIH и AGLA также состоят из четырёх букв, но Тетраграмматон лишь один. По буквам это Йод-Хе-Вау-Хе, либо, латиницей I-H-V-H. Моя задача не состоит в том, чтобы подтвердить точность Каббалистической интерпретации Тетраграмматона, или защитить исходящие отсюда доктрины. Я только попытаюсь показать, как изобретатели Таро использовали Каббалистические идеи для постройки фундамента алфавита символов. Ученику следует понять, что значение каждой буквы имени в приведённых ниже списках связаны ассоциативными рядами, присутствующих в сознании каждого человека. Проследить скрытые отношения этих, на первый взгляд совершенно несвязанных слов можно только посредством долгих и усердных размышлений над ними. Здесь ученику будет полезно поработать со словарём, и всё же основной упор нужно ставить на внимательное изучение карт. Необходимо помнить, что попытка понять Таро без использования колоды также нелепа, как и изучение музыки без игры на инструменте. Для начала пусть ученик проследит связи между идеями, которые представляет каждая буква имени: Йод Рука; созидание, исполнительный, реализация; мексиканский, индусский, персидский, и христианский символ Бога. Согласно Зогару – божественное величие, олицетворяемое жезлом Моисея (Элифас Леви); активный принцип всех вещей (Папюс); Дух, Руах, Прана, или Пневма, «вдох жизни»; самый сокровенный принцип человека, Эго, называемый индусами Пуруша. Хе Окно; намёк на (1) подачу света и воздуха внутрь строения, и (2) на проём, дающим возможность изнутри наблюдать за тем, что происходит снаружи. В первом случае подразумевается движение к центру окружности, или инволюция; во втором – от центра, или эволюция. Каббалисты называют Хе «Матерью», из которой был создан мир. Это символ содействия, поддержки, символ вселенского пассивного принципа, не-Эго, который есть Пракрити, или Великая Матерь индусов. Вау Гвоздь, крюк; скрепление, слияние, связывание, подвешивание. То, что соединяет Йод и Хе Тетраграмматона. Это связующее звено между Духом (Пуруша) и Материей (Пракрити), в данном случае Движение или Преодоление. Согласно Папюсу, Вау обозначает вселенскую, пассивно-активную, формирующую силу. Хе конечное Конечное Хе Тетраграмматона раскрывает второй принцип второй буквы имени. Это символ эволюции, перехода из одного цикла (плана, рода деятельности) в другой. Папюс сравнивал его с пшеничным зерном по отношению к колосу и полагал, что это Йод в зародыше – синтез трёх первых букв, сосредоточие их потенциалов. Это символ Формы, которая объединяет в себе Дух, Материю и Активность. Усвоив вышеприведённые толкования букв Тетраграмматона, ученику не составит труда понять следующую таблицу:
Скрытое значение букв имени интересно соотносится со значением первых четырёх целых чисел. Йод, как символ активного принципа всех вещей, как абсолютное единение, соотносится с 1. Хе обозначает вселенский пассивный принцип, отражающий Единого, и в то же время вступающий с ним в кажущиеся противостояние. Этот принцип уже на протяжении долгого времени отождествляется с 2. Вау, символ союза Йод и Хе (Йод=10, Хе=5; Йод+Хе=10+5=15=1+5=6, числовое значение Вау), соотносится с 3, которая является суммой 1 и 2. Наконец, как и второе Хе есть Йод в зародыше, так и 4 – это потенциальная 1; мы распишем 4 способом, называемым в оккультной математике «теософическая протяженность». 1+2+3+4=10, затем сокращаем 10=1+0=1. Как потенциальную 1, число 4 можно считать началом второй группы целых чисел – 4,5,6 и 7. В этой четвёрке 7 – это второе Хе, то есть тоже Йод в зародыше. Оно, как и 4 возвращает к первоначальному единению, 28=2+8=10. Руководствуясь этим, оккультисты взяли 7, как исходное число в третьей четвёрке 7,8,9,10. 10 аналогична 4 и 7. Она возвращается к единению путём сокращения, и её протяженность можно расписать так 55=5+5=10=1+0=1. Обычному человеку очень сложно проследить логику в этих соответствиях; но, будучи логичными или нет, они формируют очевидную часть оккультной доктрины и являются важными ключами к пониманию Таро. Фактически, они являются ключом к общей схеме всей колоды. В Малом Аркане эти соответствия так очевидны, что едва ли нуждаются в рассмотрении; но они менее точны по сравнению с Большим Арканом, хотя для случайного наблюдателя во втором случае найти их вряд ли представляется возможным. В Малом Аркане буквы имени соотносятся с мастями таким образом:
Далее распишем связь Тетраграмматона с картами каждой масти:
Король представляет 10, потому как 10 это Малькут, «Царство», олицетворяемое монархом. Эти четыре четвёрки в свою очередь связаны между собой подобно тому, как связаны буквы Йод-Хе-Вау-Хе. Первая (1,2,3,4) соотносится с Йод, и её составляющие обозначают деятельность, принадлежащую Миру Архетипов. Вторая (4,5,6,7) соотносится с первой так же, как и Хе с Йод, и принадлежит Творческому миру. Активность Мира Формирований, символизируемого Вау, выражена в третьей группе. Наконец, синтезом всех этих чисел и планов является Мир Физический, где абстрактные силы десяти Сефирот, выраженных числами, принимают конкретную форму, представленную фигурными картами, соотносящихся со второй Хе. Ключом к пониманию соотношения Йод-Хе-Вау-Хе Большому Аркану является тот факт, что каждая буква еврейского алфавита имеет своё числовое значение. Буквы от Алеф до Тет пронумерованы числами от 1 до 9; от Йод до Цадди буквы обозначаются десятками от 10 до 90; и от Коф до Тау они обозначены сотнями от 100 до 400. Принимая во внимание эти соответствия, мы можем представить отношение Йод-Хе-Вау-Хе к еврейскому алфавиту в форме такой таблицы:
Подставив номера карт Большого Аркана вместо соответствующих им букв еврейского алфавита, мы получим следующую таблицу:
Каждая из семи четвёрок, полученных таким образом, также соотносится с одной из букв имени. Первая соотносится с Йод, вторая с Хе, третья с Вау, и четвёртая со второй Хе. Последняя четвёрка, кроме того, становится Йод для второй серии четырёх четвёрок. Таим образом, не смотря на то, что двадцать две карты Большого Аркана состоят только из семи четвёрок, они содержат в себе две отдельные группы, первая из которых включает в себя карты от 0 до 12, тогда как вторая содержит в себе козыри от 9 до 21. Первая группа символизирует вселенский процесс инволюции, нисхождения духа в материю по четырем мирам, как показано ниже:
Вторая группа представляет процесс эволюции, восхождение духа из материи в Мир Архетипов. Порядок миров соответственно изменяется на прямо противоположный:
В добавок к тому, что классифицировав карты таким образом мы установили общее значение каждой из них, мы провели аналогии между картами, относящихся друг к другу посредством букв Тетраграмматона. На пример, между картами с номерами 0, 9 и 18 есть явная связь, потому как все они соотносятся с Йод и вторым Хе. Тем не менее, всю значимость этих соответствий ученик вряд ли осознает, пока не обретёт определённых знаний об эзотерическом значении еврейского алфавита. Об этом кратко пойдёт речь в следующей главе. Глава 3 Эта глава состоит из 22 параграфов, каждый из которых включает в себя несколько пунктов. Первый пункт, выделенный жирным шрифтом – это английское значение названия буквы, озаглавливающей параграф. Последний пункт указывает на «путь» Сефирот соответствующий этой букве. Все остальные пункты – это Каббалистические соответствия, взятые главным образом из Сефер Йецира[4]. Обычным шрифтом напечатаны возможные интерпретации этих соответствий. АЛЕФ
БЕТ
ГИМЕЛЬ
ДАЛЕТ
ХЕ
ВАУ
ЗАЙН
ХЕТ
ТЕТ
ЙОД
КАФ
ЛАМЕД
МЕМ
НУН
САМЕХ
АИН
ПЕ
ЦАДДИ
КОФ
РЕШ
ШИН
ТАУ
Запомните эти соответствия. Совершенствуйте ассоциативный ряд на основе личных исследований и размышлений. Помните, что цель изучения Таро состоит в том, чтобы извлечь из глубин разума идеи общие для всего человечества, которые в прошлом были выражены некоторыми из нас, но сейчас узнаются всё большим количеством людей. Каббалистические значения еврейского алфавита можно сравнить с семенами, заключающими в себе всю мощь Тайной Доктрины, однако с самой доктриной имеющие мало чего общего. Пропустите их через себя. Уделите особое внимание соответствиям между буквами, представляющими направления, грехи и планеты. Не ранее, чем вы овладеете всеми пунктами этой главы, вы будете готовы к изучению оккультного значения чисел, что будет предложено рассмотреть в следующей главе. Глава 4 От тех, кто начинает изучать Таро, не требуются слишком обширные знания оккультной математики. Всё необходимое можно сформулировать в нескольких параграфах. Эта наука берёт своё начало в Каббалистической доктрине о десяти эманациях Абсолюта. Абсолют есть Айн Соф, Бесконечность. Начиная с Капилы[12] и Бхагавад-Гиты и вплоть до Спинозы и Сэра Уильяма Гамильтона, философы всегда описывали его как негативность. Бёме[13], например, писал: «Его вполне можно сравнить с Ничто, так как оно больше[14], чем что-либо, и ничто по отношению ко всему». Идея глубины, особое значение которой подчёркивал Беме, относит нас к Лао-Цзы, который называет Абсолют «Сокровенная Мать[15]». Этот женский аспект Абсолюта признаётся всеми серьёзными мыслителями, так как то, в чём заключена потенциальность всех вещей, должно быть, несомненно, Матерью, а не Отцом. Женский потенциал представлен нулём, 0, кругом либо овалом, являющимся символом Великой Матери и вселенского яйца. Неизменный 0, который нельзя сложить, вычесть, умножить или разделить, является совершенным числовым символом Айн Соф. В Таро он представлен одним из Больших Арканов – Дураком. Исходная эманация из Айн Соф – Кетер. Корона, идентичная Божественному Началу во всём, кроме имени; начальный Творческий Принцип. В Каббале неявно выражено неотъемлемое ментальное качество Божественного Порождающего Принципа. Его первичное выражение, следовательно, не может быть ни чем иным, как некоей формой Воли; и первая постижимая манифестация этой Воли в начале процесса творения будет выбором отдельной отправной точки в пространстве. Поэтому каббалисты называют Кетер Изначальной Волей и иногда говорят о ней как о «Малой Точке». Геометрически точка соответствует 1, которая представляет то, что Элифас Леви называл «относительным единением, сохраняющим двойственность и выражающим начало числовой последовательности». Ученику следует уделить особое внимание на то, что число 1 обладает двойственностью. Понимание этого является ключом ко многим оккультным истинам. Диада – Хокма[16], Мудрость. Число науки, так как всё научное знание основано на сопоставлении; число Женщины, как жены Мужчины; число сопротивления, противодействия и полярности, а также баланса. Диада является особым символом Памяти, так как каждое воспоминание дублирует имеющийся опыт. От идеальной памяти требуется продолжение творческого процесса, происходящего из Бесконечного Абсолюта и начатого Безграничной Волей; и эта идеальная память о каждой ступени развития есть сущность той Мудрости, при помощи которой, согласно Библии, Бог создал Землю. Теперь понятно, что поговорка: «Бог создает, вспоминая Себя» очень близко передаёт истинное значение диады. Вместе с тем станет ясно, почему полное значение этого числа должно быть сокрыто от профанов. Триада – Бина (BINH), Понимание, которое, согласно Малому Святому Собранию[17] «содержит в себе все вещи… ибо в слове BINH проявлены Отец, Мать и Сын; так буквы IH, которые символизируют Отца и Мать, соединены с буквами BN, символизирующие Сына». Бина есть Великое Море, Кобыла-Мария, Великая Мать. Её древним символом является нисходящий равносторонний треугольник – финикийский иероглиф, эквивалентный Далет. Папюс пишет: «иероглифическое значение Далет есть лоно, что намекает на объект, дающий изобильное питание для будущего роста». Согласно гематрии, BINH = 2+10+50+5=67=13=4, т.е. числовое значение Далет. Опять же, поскольку BINH=67=13, это наводит на мысль о саморазделении Единого, что есть основа процесса творения. Ведь имя Единого IHVH=26, а 13 (BINH)=26:2, т.е. IHVH, разделённый Хокма (2). Наконец, в Таро Далет представлена Императрицей, которая соотносится с числом 3. Это число обозначает протяжённость, увеличение, расширение, рост и генерирующую деятельность. Четвёртая Сефира, Хесед, – в некотором смысле повторение Кетер, так как её число 4 есть 10 согласно протяжённости (1+2+3+4), а, сократив 10, мы получим 1 (1+0). Поскольку Кетер есть «Корона», то и Хесед иногда называют Гедула, или «Слава». Основное значение этого числа, символизируемое в Таро Императором, есть Милость или Щедрость, самонаделяемый аспект Изначальной Воли. Гебура, Сила или Строгость, также называемая Справедливостью (Din) или Страхом (Pechad) – это Сефира, соответствующая числу 5, которое стоит в центре ряда целых чисел, начинающихся 1 и заканчивающихся 9. Это подразумевает определённый баланс, или равновесие. Факт того, что это корневое качество справедливости, не внушает сомнений. Более того, равновесие является великой магической тайной, поиск которой влечёт за собой тяжкие испытания, внушающие неподготовленному леденящий страх. Когда же испытания пройдены, ищущий находит в равновесии неисчерпаемый источник силы. Поэтому в Таро эти число и Сефира представлены Иерофантом, «разоблачителем тайн» Большого Аркана. Из 5 происходит 6, так как протяжённость 5 есть 15, и, сокращая 15, мы получаем 6. Выполнив ту же операцию, увидим, что 6 происходит непосредственно из 3, а так как число 3 есть протяжённость числа 2, то, следовательно, число 6 действительно включено в диаду, или же подразумевается ею. Исходя из этого, геометрический символ числа 6 -гексаграмма или шестиконечная звезда – состоит из двух переплетённых равносторонних треугольников, двойной триады. Это то, что имел в виду Элифас Леви, когда говорил, что в определённом смысле «гексада – это всего лишь диада экзальтированная до своего предела». Соответствующая 6 Сефира – Тифарет, Красота; и, поскольку всё по истине красивое подразумевает ритм, гармонию и симметрию, то несложно понять, почему гексаграмма, геометрическая основа снежинки, рассматривается каббалистами, как её найболее подходящий символ. Есть и другие, более глубокие соответствия между числом 6 и идеей Красоты. На этом я собираюсь более подробно остановиться, когда мы подойдём к разбору 6-го аркана, Влюблённых. Нецах Союз 1 и 6 даёт число 7, которое в этом смысле является символом гармоничного проявления специальной силы, представленной 1. Но как сумма 3 и 4 оно представлено равносторонним треугольником, увенчивающим квадрат, что есть глубочайшим из всех известных значений гептады. Как сумма триады и тетрады число 7 является священным числом все религий, будучи, в частности, кратким изложением всего тайного учения Израиля. Оно соотносится с Сефирой Нецах, Победой, и в Большом Аркане представлено Колесничим. Число 8 соответствует Сефире Ход, извечному Порядку или Сиянию. Элифас Леви пишет: «Оно представляет движение, и, более всего, стабильность; примиряет противоположные законы природы, объясняет вечность временем, веру – знанием, Бога – человеком. Это число вечной жизни, утверждаемой сбалансированным движением; единственное среди целых чисел, которое образовано путём двойного умножения диады (2х2х2). Проницательный ученик найдёт здесь важный ключ к оккультному значению числа 8. Кроме того, согласно протяжённости, оно даёт число 36, представляющее комбинацию триады и гексады или Понимания и Красоты. Наконец, Сефира Ход является местонахождением «Скрытого Разума», таящего управление Великой Магической Силой. Даже форма числа 8 является намёком на это. И, гораздо больше, чем просто намёк, это представлено в символизме восьмого аркана (Сила) колоды Мистера Уэйта. Йесод Так как протяжённость числа 8 есть 36=3+6=9, в нём сокрыта потенция числа 9. Природа этой потенции проясняется тем фактом, что число 9 символизирует предсказание и посвящение. Поэтому в оккультной математике посвящение и предсказание рассматриваются как проявления силы диады, потому как они выражены числом, происходящим из протяжённости куба диады. Это истинно для каждого оккультиста, овладевшего азами Священной Науки. Число 9 как последний элемент ряда целых чисел означает завершение. Из этого следует, что 9 – это символ совершенства, цельности и осуществления; он обозначает тех, кто достиг вершин знаний, специалистов, виртуозов, адептов и интеллектуалов. Это число Йесод, Сефиры Основания, поток «Чистого Разума». В Таро соотносится с Отшельником. Малькут Будучи последним в ряде целых чисел, 9 завершает цикл простых математических идей, из которых происходят все остальные; но в систему Сефирот также включено и число 10. Оно соотносится с Малькут, Царством, называемом каббалистами Шехиной, или божественным сиянием, охватывающим остальные девять Сефирот и всё в себе заключающим. Число 10 представляет комбинацию Проявленного (1) и Непроявленного (0), частного и общего, Изначальную Волю (Кетер) и Бесконечный Абсолют (Айн Соф). Это символ цельности бытия, завершение и осуществление всего. Как протяжённость числа 4 оно является суммой монады, диады, триады и тетрады, таким образом, соединяя в себе все основные математические концепции Священной Науки. Его также можно получить, сократив протяжённость числа 7 (28=2+8=10). Наконец, это число возвращает все целые числа к единению, так как 10=1+0=1; а его собственная протяженность, 55, – не просто удвоенная пентада, но также символ бесконечного самовоспроизведения Божественного Царства, ведь 55=5+5=10. В Большом Аркане число 10 представлено Колесом Фортуны. Ученик, прочитавший в первой главе о том, что двадцать два козыря соотносятся с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита, может поинтересоваться, почему я теперь соотношу их с Сефирот. Всё дело в том, что каждый козырь можно рассмотреть двояко. Пути между Сефирот, обозначенные двадцатью двумя буквами, на самом деле есть лишь некая форма или стадия активности самих Сефирот. Любая неразбериха, возникшая из-за двойного значения козыря, исчезнет (и ученик в этом со временем убедится), когда каждое из значений будет усвоено должным образом. Ведь двойственность – это две стороны одной истины. В заключение, я поделюсь простым правилом, как определить соответствие Сефиры козырю с порядковым номером больше 10. Во-первых, нужно сократить это число до целого; во-вторых, нужно расписать протяжённость того целого числа; и, в-третьих, сократить его. Например: Какая Сефира соотноситься с 17-м арканом Звезда? 17=1+7=8, следовательно, Звезда представляет Сияние, восьмую Сефиру, которую в целях изучения полезно сравнить с Силой. Протяжённостью 8 является число 36. Его можно рассмотреть, как 3 и 6, и мы получим, что Звезда согласно протяжённости (т.е. при развитии символизируемой ею силы) представляет сочетание принципов Императрицы и Влюблённых, или Сефиры Бина и Тифарет. Сократив 36, мы получим 9. Это даёт нам право рассмотреть Отшельника как символическое изложение того, к чему приводит развитие деятельности, представленной Звездой. Рассуждения такого рода в сочетании с символизмом карт, рассмотренного на основе соотношения каждой Сефиры с одной из букв еврейского алфавита позволит нам построить наши исследования на прочном фундаменте. В следующих главах я попытаюсь показать основные принципы таких исследований.
Впервые опубликовано в Нью-Йорке в 1920 году
Перевод Александра (друга Ордена), редакция Fr.Priapus
© © Psyoffice.ru
[1] Религиозно-философское течение, возникшее под влиянием идей целителя Ф. П. Куимби [Quimby, Phineas Parkhurst] , которое основали в 1894 в Калифорнии его ученики и последователи Уоррен Иванс [Evans, Warren F.] (1817-1889) и Джулиус Дрессер [Dresser, Julius A.] (1838-1893). Согласно учению, мощь человеческого разума объясняется божественным в человеке. Не отрицая в принципе материалистической медицины, «Новая мысль» подчеркивает силу разума в деле излечения болезней и улучшения жизни человека. На развитие идей «Новой мысли» оказали влияние и американские трансценденталисты – прим. пер. [2] Тайны Магии, Лондон, 1897, стр. 285. [3] Лев – это пятый знак Зодиака, Скорпион – восьмой, Водолей – одиннадцатый, и Телец – второй. 5+8+11+2=26, сумма числовых значений букв Тетраграмматона. Mr. Frank. C. Higgins, F.R.N.S., был первым, кто проследил это любопытное соотношение. [4] Планетарные соответствия взяты из Книги 777, Лондон, 1909 [5] АПИС (Егип.), или Хапи-анкх. «Живой усопший» или Озирис, воплотившийся в священного белого Быка. Апис был быко-богом, которого, по достижении двадцати восьми лет, возраста, когда Озирис был убит Тифоном, предавали смерти с большой церемонией. Поклонялись не Быку, а символу Озириса, – так же как христиане в своих церквях ныне становятся на колени перед Агнцом, символом Иисуса Христа. – прим. пер. [6] БУДДХИ (Санскр.) Вселенская Душа или Разум. Также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы. – прим. пер. [7] Заострённый прут или палка, использующаяся для того, чтобы подгонять животных. – прим. пер. [8] Пол Кейс в 1920 году соотнёс Лямед с Юго-западом, а Нун с Северо-западом, но позже, на основе дальнейших исследований изменил эти соответствия, поменяв их местами. – прим. ред. [9] ИХТУС (Греч.) Рыба: символ Рыбы часто был относим к Иисусу, Христу нового Завета – частично потому, что пять букв, составляющих это слово, являются начальными буквами греческой фразы Iesous Christos Theou Uios Soter, Иисус Христос Спаситель, Сын Бога. Вследствие этого его последователей в первые века христианства часто называли рыбами, и в Катакомбах найдены рисунки рыб. Сравним также рассказ о том, что некоторые из его первых учеников были рыбаками, и утверждение Иисуса – «Я сделаю вас ловцами людей». Заметим также, что Vesica Piscis, условная форма рыбы вообще, часто содержит изображение Христа, святой девы или святого; она представляет собой длинный овал с остроконечными окончаниями, площадь, образованную пересечением двух одинаковых кругов, когда она меньше половины каждого из них. Сравним с христианской отшельницей, монахиней (Hun) – это слово есть халдейское название рыбы, а рыба связана с культом Венеры, богини, и римские католики еще и теперь едят рыбу в Dies Veneris, или пятницу. – прим. пер. [10] ТУМОС (Греч.) Астральная, животная душа; Кама-Манас; Тумос означает страсть, желание и смятение, и в таком смысле употреблен Гомером. Слово это, по всей вероятности, произошло от санскритского Тамас, которое имеет то же значение. – прим. пер. [11] Авидья – отсутствие истинного восприятия, или невежество. – прим.пер. [12] Капила Риши (Санскр.) Великий мудрец, величественный адепт древности; создатель философии Санкхья. – прим. пер. [13] Бёме (Якоб.) Великий мистический философ, один из самых выдающихся теософов средневековья. Он родился около 1575 года в Старом Зейденбурге, примерно в двух милях от Герлица (Силезия), и умер в 1624 году, примерно в 50-летнем возрасте. В детстве он был обыкновенным пастухом, а после того, как в деревенской школе научился читать и писать, стал подмастерьем бедного сапожника в Герлице. Он был прирожденным ясновидящим самых чудесных способностей. Без образования или знакомства с наукой он писал труды, которые, как теперь доказано, полны научных истин; но, как он сам говорил, то, о чем он писал, он «видел как будто в большой Глубине Вечности». Он обладал «полным представлением о вселенной как бы в хаосе», которое все же «время от времени открывалось в нем, как в молодом растении». Он был совершенным прирожденным Мистиком, и, несомненно, очень редкого склада, одной из тех тонких натур, материальная оболочка которых никоим образом не препятствует прямому – хотя бы только случайному – взаимодействию между умственным и духовным Эго. Именно это Эго Якоб Беме, подобно столь многим другим необученным мистикам, ошибочно принял за Бога; «Человек должен сознавать», он пишет, «что его знания не есть его собственные, но от Бога, который проявляет Идеи Мудрости в Душе Человека, в той мере, как он пожелает». Если бы этот великий теософ изучал Восточный Оккультизм, он высказался бы по-другому. Тогда он знал бы, что «бог», говоривший через его бедный невоспитанный и нетренированный мозг, был его собственным божественным Эго, всеведущим Божеством в нем, и что выдавалось этим Божеством не в «той мере, как он пожелает», а по мере способностей смертного и временного жилища, Им наполняемого. – при. пер. (из Теософского словаря Е. П. Блаватской) [14] Дословно «глубже». – прим. пер. [15] Дословно «The Mother-deep» – «Мать-глубина». – прим. пер. [16] Тот аспект Хокма, что представлен в Таро под номером 2 (Верховной Жрицей), является Малой Хокма отмеченной в 21-й главе Малого Святого Собрания. Это женский аспект Хокма по отношению к Кетер. [17] Идра Сута (Евр.) «Малое Святое Собрание», раздел «Зохара». – прим. пер. Категория: Учения, Система Таро Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|