Пограничный тип личности

Что такое пограничная личность? Как она формируется? Какие основные особенности и сложности душевной жизни людей с таким типом расстройства личности?

Итак, в чем суть пограничной личности? В целом, это здоровая адаптация к нездоровой ситуации в детстве. В чем она выражается? У каждого ребенка есть вполне здоровая потребность в том, чтобы его любили, защищали, чтобы о нем заботились.

Кроме этого, он и сам ощущает желание безопасно любить объект своей привязанности (в большинстве случаев – материнская фигура), получать от него заботу и доверять.

Что здесь самое главное? Доверие по отношению к материнскому объекту – маме, папе или обоим. В том случае, если в семье формируется не очень здоровая ситуация (есть двойные послания, физическое насилие или наказание, моральное или психологическое давление), ребенок не чувствует, что его любят просто так (только за то, что он есть) – наоборот, он должен за все (за внимание, заботу, любовь). Какую линию поведения он выбирает? Приносит себя в жертву этой любви. В первую очередь ребенок не хочет замечать реальное отношение к себе со стороны родного человека (например, мать его не любит или даже ненавидит – ситуации могут быть различные), поэтому заменяет реальность каким-то расщеплением и диссоциацией, пряча глубоко внутри свое эго. В результате этого поведения он забывает свои настоящие желания, забывает, кто он такой на самом деле. Получается сложная и запутанная ситуация – все свое эго маленькая, но еще не состоявшаяся личность, положила на алтарь вымышленной любви, по факту ответного чувства нет, но надежда не умирает и все время питает ребенка («Ну вот, я еще что-то сделаю – и мама будет наконец меня любить! Я спрячу поглубже все свои желания, задавлю свои потребности, агрессию, радость»). Таким образом, он всячески давит на себя, чтобы оправдалась эфемерная надежда получить любовь матери. Однако то адаптивное поведение, которое в детстве было вполне успешным, во взрослой жизни мешает получить счастье и удовлетворение от жизни.

Какие еще типы материнской фигуры могут способствовать возникновению пограничной личности? Депрессивные, отвергающие, в принципе холодна мать – нарциссическая или нарциссически-истерическая, психотическая (с реальным психозом) и пр. В целом, материнская фигура с пограничным типом личности воспитает такого же ребенка.

Какие основные особенности пограничной личности? Что является точкой страдания для таких людей?

1. Слишком сильная эмоциональная привязанность к матери, в некоторой степени болезненная. Повзрослев, человек все равно ищет одобрение и любовь со стороны материнской фигуры. Попытка получить желаемое может распространяться и на личные отношения с партнером – «голодная» потребность реализуется через мужа или жену. Условно говоря, пограничная личность видит в своем партнере мать и ищет одобрение и любовь с его стороны.

Как правило, из-за того, что детская травма не закрыта, человек бессознательно выбирает в партнеры холодную личность, похожую на мать – есть внутренняя неосознанная потребность «доиграть» историю из детства, сделать что-то, чтобы партнер наконец изменил свое отношение, изменить ситуацию в целом. Почему?

Мы бессознательно берем на себя ответственность за то, что с мамой не сложились отношения. Если же мы сполна осознаем сложившуюся ситуацию, выносим это на уровень осознанности, возникает понимание – моей вины здесь нет, холодной была мать. Однако на психологическом уровне, непроизвольно, мы пытаемся завершить этот процесс и заставить человека любить себя.

2. Проблемы с идентичностью. Люди с пограничной организацией личности не могут интегрировать какие-либо противоположные черты относительно себя или окружающих. Например, им тяжело представить и понять, что на человека одновременно можно злиться и продолжать его любить. Этот спектр чувств просто несоизмерим с их психикой. Какая может быть реакция? Вплоть до того, что у человека с пограничным типом личности отключается психика, или он теряет сознание, если вдруг появляется злость на объект его обожания и любви. Подобное поведение связано с тем, что пограничная личность (а это может быть как мужчина, так и женщина) привыкла расщепляться, соответственно, эта расщепленная часть и вырубает всю психику, может возникнуть ступор или воронка травмы. В действительности, все эти переживаемые чувства очень сильны, невыносимы и в то же время отрицаемы.

Ситуации, в которых нельзя определить виновных и правых, когда есть неопределенность и нет ясного представления, где белое и черное, сложны и неординарны.

Итак, люди с пограничной организацией личности плохо понимают и чувствуют свою идентичность, более того – они боятся ее потерять рядом с другими людьми, боятся быть поглощенными окружающими или попасть в сильное расщепление. Иногда такие личности так и говорят: «Я чувствую себя раздробленным!». В некоторых случаях (в основном при сложных аффективных переживаниях или когда они попадают в расщепленную часть, оставшуюся далеко позади) картинка перед глазами у них действительно дробится и рушится. Соответственно, возникает острое ощущение, что человек будто собран из кусочков. Эта ситуация аналогична детскому переживанию, когда он пытался собрать воедино свое «Я» и сознание, получив в итоге дезинтегрированную психику.

Отто Ф. Кернберг, известный психоаналитик современности, называет такую идентичность частичным Я или репрезентацией частичного объекта – кусочки от матери, отца, бабушки, которые не удалось сложить в единую картинку.

3. Расщепление – раздельное хранение аффективных переживаний, при котором негативные ощущения прячутся как можно глубже, чтобы не допустить затопления всей психики отрицательными аффектами. В итоге теряется и позитивное переживание. Пограничные личности используют и другие примитивные защиты – отрицание, диссоциация, проективная идентификация. Все это делается с целью защиты себя и своего объекта привязанности, любви. В противном случае, если человек признает свою злость, он должен уничтожить объект. Увы, все это сильно разрушает реалистичный и трезвый взгляд людей на жизнь, не давая им целостного ощущения себя и окружающих, полного наслаждения жизнью.

4. Страх поглощения и брошенности. У людей с пограничной организацией личности эти страхи-близнецы доминируют в отношениях с окружающими – они переживают абсолютно любые взаимоотношения так, будто человек их поглотит, подавит психику и заберет идентичность. В результате из-за своего страха они долго держатся на большой дистанции, а другого человека в контакте (особенно если это очень близкие отношения) переживают как поглощающую мать, которая требует слияния. Все это достаточно болезненно для пограничной личности.

С другой стороны человек боится быть брошенным или отвергнутым, боится того, что к нему будут холодно относиться, и в итоге начинает «цепляться», чтобы не переживать гнетущие для него чувства. Бывают ситуации, когда в этих моделях стираются или перекашиваются границы – чрезмерное слияние, превалирующая дистанция, отвержение или отдаление. Однако как правило, выбирается одна линия поведения – слияние или дистанцирование.

Если человек в своей жизни испытал много переживаний, в большинстве случаев негативных, он скорее всего выберет дистанцирование – надежда на теплые отношения, заботу и любовь полностью покинули его, поэтому в любых отношениях он будет верить, что не получит желаемое, поэтому максимально ограничит контакт.

5. Ярость. Удивительно, но в психике людей с пограничным типом личности превалирует гнев, причем зачастую наружу они его не выпускают, особенно в отношениях. Над безудержным гневом преобладает жгучее чувство страха разрушить отношения с человеком.

Почему возникает чувство сильного и яростного возмущения? Все дело в том, что пограничная личность не достигла в своем развитии того момента, когда объект привязанности ощущается как постоянный (то есть нет ощущения стабильности), поэтому она боится нарушить и так тонкую связь любым движением психики или лишним словом. Как следствие, гнев проживается внутри сознания. Зачастую пограничным личностям свойственно проявление аутоагрессивного поведения (вплоть до суицидальных действий). Кроме этого, они боятся открыто выражать свою ярость из-за страха получить наказание за гнев (вероятно, это переживание детской травмы).

6. Тоска. Люди с пограничной организацией личности шагают по жизни с какой-то безумной и болезненной тоской в душе по объекту, который будет их любить, безусловно принимать, холить и лелеять, принадлежать только им все 24 часа в сутки. Это и есть тоска по материнской фигуре, которой фактически не было в раннем детстве.

Соответственно, в каждом следующем партнере они будут видеть надежду восстановить отсутствующую в своей жизни безусловную любовь и принятие. Кроме этого, их одолевает тоска от того, что они не могут сполна пройти этапы идеализации, деидеализации и инвидуализации, получить право на личностный рост рядом с человеком, оставаясь в контакте с привязанностью.

Как это происходит в здоровой психике? Изначально мы привязаны к родителям и ощущаем их всемогущество и власть над нами, идеализируем материнскую фигуру, затем со временем деидеализируем все что нас окружает, в подростковом возрасте происходит сепарационный бунт, и через некоторое время наступает период, когда мы просто уходим и развиваемся дальше самостоятельно. Однако мать при этом не бросает нас и никуда не уходит. Немаловажное значение для души каждого человека имеет этот устойчивый объект, ощущение постоянства материнской фигуры (это могут быть одновременно мама и папа), понимание, что на нее можно опереться. В целом, это сильная репрезентация внутреннего объекта.

У пограничной личности такого нет – никто не дал ей безусловной любви, не предоставил право на сепарацию. Здесь все происходит одновременно. К тому же, нужно понимать – чем меньше родители дают права на сепарацию, тем меньше сама сепарация. Кроме этого, если ребенок в детстве не испытал полного слияния с материнской фигурой (не было ощущения того, что мать полностью принадлежит ему, что она стабильна, постоянно находится рядом, не бросит, не подавляет и что самое важное – безопасна), ему не хочется сепарации.

Непосредственно пограничной личности хочется прожить заново весь спектр детских переживаний, и от этого возникает болезненная тоска в душе, которая в некоторых случаях не дает человеку жить – им не хочется творить, не хочется работать, не хочется хоть как-то развиваться. Такие люди нуждаются в привязанности, им жизненно необходимо это слияние, безусловное принятие.

Если рассуждать здраво, каждый человек нуждается в подобных чувствах. Однако пограничной личности просто не повезло – она не получила желаемые ощущения в нужный период времени, поэтому шагает по жизни с такой тоской в сердце.

Что с этим делать? В действительности, пограничной личности очень сложно «вытащить себя из этого болота». Эффективный результат можно получить только в терапии, когда человек с пограничной организацией личности может опереться на другого и установить привязанность.

Если терапевтический альянс будет успешен (а это всегда непростая задача – срывы, работа дистанционно, отдаление и пр.), возникнет доверие, но через некоторое время человека снова «отбросит» назад («Мне страшно – меня все-таки поглотят или бросят»). Соответственно, такие пациенты очень сложные в 
процессе, им одновременно хочется сепарироваться или проявить индивидуальность  («Так, могу ли я сейчас позволить себе сепарацию? Или может быть индивидуализацию? Нет, мне нужно еще больше слияния, мне уделяют слишком мало времени и внимания… Да-да, сепарации я не хочу…»).

Итак, что самое важное для терапевтической личности? Привязанность и контакт. Конечно же, терапевтические отношения в некотором смысле искусственные, однако взаимоотношения в психотерапии все же возможны и реальны, ведь люди так или иначе испытывают друг к другу чувства. Приятными или негативными будут эти ощущения не столь важно, главное их наличие – это показатель динамичности существующих отношений, оказывающий непосредственное влияние на выздоровление пограничной личности и закрытие глубинной тоски. В процессе психотерапии это расщепление немного меняется – внутренний образ интегрируется, формируется идентичность. В целом, предстоит действительно масштабная работа – придется выстраивать психику практически с самого «нуля».

Какой срок психотерапии требуется пограничным личностям? В среднем 7 лет. Временной интервал непосредственно связан с периодом нашего формирования как личности – с рождения до 7 лет наша психика уже сформирована. У пограничной личности как раз в этом месте провал – до 4-х лет однозначно, а позже нет фундамента, на котором строится психика.

Уровни организации личности – условное обозначение (всего их три – невротический, пограничный и психоз). В каждой зоне есть континуум. Что это значит? Все мы периодически можем впадать в расщепление, попадать под действие аффекта, находиться в пограничном состоянии. Но – периодически! Если же человек чувствует, что большую часть времени он находится в каком-то бессознательном диффузном состоянии (расщепление, гнев, тоска), это означает, что он попал в эту зону. Не стоит пугаться – каждый может испытывать подобные чувства, и это может быть вполне приемлемым и нормальным. Все зависит от того, как переживается весь спектр эмоций.



Просмотров: 365
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Пограничная» семья. Особенности пограничной организации личности.
  • Расщепление пограничной личности
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Невротическая, психотическая или пограничная структура личности: возможности психоаналитической терапии
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
  • Если все идёт не так, как хочется…
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Параноидальное расстройство личности и что с этим делать.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Психологические особенности людей с пограничным расстройством личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь