|
Расстройства личности у людей и собакЯ понимаю, конечно, что моё название статьи некорректно. Ведь личность – это что-то сугубо человеческое. У собак нет личности. Но всё-таки… В моём доме живут четыре кошки. Я невольно наблюдаю за ними. И мне кажется, что одна из них вообще не знает, что она кошка – ведёт себя, словно у неё тревожное или избегающее личностное расстройство. Другой кот явно впадает в уныние, когда моей младшей дочери нет дома. Он почему-то именно к ней привязан и реагирует, на разлуку, как пограничная или зависимая личность. Третья кошка являет собой идеальный баланс между независимостью и доброжелательностью. Четвёртый кот вообще проявляет гомосексуальные наклонности.
Да, нам известно из опыта повседневной жизни, что братья наши меньшие порой ведут себя, как люди. Собака, как и человек, является социальным животным. И волчья стая, и человеческое общество организованы, как иерархия. Вопрос о том, что больше влияет на формирование индивида – природа, биология или опыт жизни - всё ещё горячо обсуждается. Присмотримся к простому, чтобы понять сложное. Я предлагаю взглянуть на собаку, чтобы прояснить значимость социального и наследуемого в формировании человеческой личности. Итак, что делает собаку хорошей? При выборе питомца, мы обычно хотим, чтобы животное имело хороший нрав, чтобы у четвероногого друга были следующие собачим черты:
А что с проблемными собаками?
Перейду от собак к людям, от описания хорошей собаки, к описанию хорошего человека. Но я возьму для анализа те же самые критерии. А для чёткости, предлагаю свести всё к конкретной ситуации – первому свиданию. Если вы идёте на первое свидание… неважно, мужчина вы или женщина… какие черты личности вы бы предпочли увидеть в человеке, с которым встречаетесь? Какие качества человека сделают первое свидание с ним хорошим?
Что же мы видим? Оказывается, черты хорошей собаки и черты хорошего партнёра по первому свиданию схожи друг с другом. Это на самом деле не удивительно, ведь здоровые млекопитающие ведут себя одинаково в социальном плане. А как обстоят дела с «нездоровыми» млекопитающими? Давайте посмотрим, взглянув на критерии проблемной собаки:
Классификация расстройств личности
Да. Теперь читателям придётся потерпеть немного занудства… Одна из самых распространённых классификаций личностных расстройств использует те самые личностные черты, которые мы обсуждали, говоря о «хорошей собаке» и «идеальном свидании». Рассмотрим указанные черты по трём направлениям:
1. "Хороший/плохой" Там, где "хорошо" это:
А "плохо":
2. "Сильный/слабый" Где "сильный" это:
А "слабый":
3. "Активный/пассивный" Где "активный":
А "пассивный":
Теперь я напомню читателям одну из классификаций личностных расстройств, в которой неадаптивные личностные черты сгруппированы в 10 групп, которые в свою очередь разнесены по трём типам, так называемым кластерам. Кластер A: Параноидное личностное расстройство (ПарЛР) Шизоидное личностное расстройство (ШЛР) Шизотипическое личностное расстройство (ШтЛР) Кластер B: Истерическое личностное расстройство (ИстЛР) Пограничное личностное расстройство (ПогЛР) Нарциссическое личностное расстройство (НЛР) Антисоциальное личностное расстройство (АЛР) Кластер C: Избегающее личностное расстройство (ИзбЛР) Зависимое личностное расстройство (ЗЛР) Обсессивно-компульсивное личностное расстройство (ОКЛР) Посмотрите, какая красивая картинка получиться, если совместить указанную классификацию с характеристиками хорошего/плохого пса.
Получилась занятная таблица, в которой каждый волен заполнит крестиками собственные ячейки. А молодые специалисты (психологи и психиатры) могут получить удобный диагностический ключ.
И всё-таки: наследственности или социальные условия?
Все особенности поведения и эмоциональной экспрессии, которые определяют личностные расстройства у взрослых, как правило, наблюдается у детей и являются нормой для детского возраста. Почему-то у некоторых людей «детское», незрелое сохраняется и реализуется во взрослой жизни. Как-то так случается, что нормальный процесс взросления и социализации задерживается у людей с личностными расстройствами, и то, что было нормой в детстве, становится патологией в старшем возрасте. И пока не известно точно, почему это происходит.
С собаками, конечно, проще. Их социализация прозрачнее. Заводчики знают, что оставляя щенка с матерью и выращивая его с другими собаками, можно получить питомца, который будет хорошо ладит со своими сородичами. Однако, если собака должна быть одомашнена, приучена жить с людьми, важно не упустить период, когда она должна быть передана своему хозяину. Слишком рано или слишком поздно - и пёс никогда не признает своей стаей человеческую семью.
Социализация человека похожа на социализацию собаки. В детстве ребёнок равносильно нуждается и в ласке, и в соответствующей дисциплине. Контакт с другими детьми так же важен для научения игре и сотрудничеству. Дети, которые лишены одного, другого или третьего с большой долей вероятности попадут в группу риска относительно формирования личностного расстройства. Однако есть люди, страдающие расстройством личности, которые имели опыт здорового воспитания в детстве. Например, исследования аутизма позволяют предположить, что некоторые люди просто рождаются со значительными и стойкими дефектами личности, которые сохраняются по жизни, несмотря на хорошее воспитание и отсутствие стресса в детстве.
А мои кошки?.. Они мне нравятся. Каждая из них даёт почесать себя за ухом. Кто-то - каждый день, кто-то – раз в полгода. И все они радуются, когда я сыплю корм им в миски. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|