«Пограничная» семья. Особенности пограничной организации личности.

"В каждом из нас  есть  пограничные способы реагирования. У кого-то они глубоко запрятаны и проявляются только в кризисах, травмах, стрессовых ситуациях. А для кого-то жизнь  как таковая является стрессом, и поэтому способы реагирования превращаются в то, что психологи могли бы назвать "пограничная организация личности"
И.Ю.Млодик
 
 
Тема пограничного расстройства личности (ПРЛ) вращается вокруг тем со-зависимости, одиночества, депрессии, разлуки.
Очень часто окружающие относятся к людям с ПРЛ,  как к людям с плохим характером, мерзостью, непослушанием. В таком отношении проявляется непонимание, критика. Многие даже и не подозревают, что такое поведение является результатом сильной эмоциональной боли и декомпенсации личностного расстройства. 
В современной науке и практике приходят к понимаю ПРЛ с точки зрения биопсихосоциальной модели, где расстройство рассматривается, как мультифакторное нарушение психики, которое приводит к дезадаптации личности. В этой статье акцентируется внимание на социально-психологических причинах формирования ПРЛ и психических особенностям  людей с ПРЛ.
Отдельно хочется сказать о том, что в классификации МКБ (Международная классификация болезней) диагноз: «пограничное расстройство личности» не указан. В США «ПРЛ представляет собой относительно новое явление в психопатологии. Оно не входило в диагностические и статистические руководства по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders – DSM ), опубликованные Американской психиатрической ассоциацией до 1980 года, пока не появилось очередное переработанное издание – DSM-III» (Лайнен, 2007) [1].
ПРЛ -  достаточно сложное по своей структуре, симптоматике  расстройство личности. Оно является очень распространенным в современном обществе и , к сожалению, жизнь людей, страдающие ПРЛ нередко заканчивается смертельным исходом. В связи с этим, релевантным является подробное исследование указанного расстройства с целью разработки лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
Что такое пограничное расстройство личности?
Очень точное определение пограничного расстройства личности приводит в своих исследованиях Марша Лайнен (2007), где указано, что ПРЛ характеризуется: 1.эмоциональной дисрегуляцией. Эмоциональные реакции имеют высокую реактивность. Наблюдается  эпизодическая  депрессия, тревога, раздражительность, а также гнев и его проявления. 2.  Характерна дисрегуляция межличностных отношений. Отношения с другими людьми могут быть хаотическими, напряженными или сложными. Пациентам с пограничным расстройством личности зачастую чрезвычайно трудно разрывать отношения; вместо этого они могут прилагать невероятные усилия для того, чтобы удержать значимых для них индивидов рядом с собой (люди с ПРЛ в большинстве случаев вполне успешны в рамках стабильных, позитивных отношений, но терпят неудачу в других условиях). 3.Характерны паттерны поведенческой дисрегуляции, о чем свидетельствует чрезвычайное и проблемное импульсивное поведение, а также суицидальное поведение. Попытки членовредительства и самоубийства – обычное явление среди этой категории пациентов. 4. Наблюдается периодическая когнитивная дисрегуляция. Кратковременные, непсихотические формы дисрегуляции мышления, включая деперсонализацию, диссоциацию и бредовые состояния, иногда возникают вследствие стрессогенных ситуаций и, как правило, исчезают, когда стресс проходит. 5. Распространена дисрегуляция чувства «Я». Индивиды с ПРЛ нередко утверждают, что они совсем не ощущают своего «Я», жалуются на чувство пустоты и не знают, кто они. Фактически ПРЛ можно считать распространенным расстройством как регуляции, так и самовосприятия (Grotstein, 1987 ) [1].
Интересным является изучение семей, где жили и воспитывались люди с ПРЛ, поскольку это в некоторой степени объясняет особенности их поведения. Исследование факторов, способствующих формированию «пограничной» структуры  достаточно сложная и серьёзная  проблема, которую  учёные изучали не один десяток лет. Попытаемся рассмотреть аспекты взаимоотношений в семье у людей с ПРЛ.
В семьях людей с ПРЛ  дети вынуждены будут стать " куклами" , которые, конечно же, не должны вносить в игру свои волю, желания, нужды и чувства.  К тому же на них возлагается еще одна сложная обязанность: всячески поддерживать иллюзию вашего успешного родительства. Вот как-то так, вероятно , и происходит передача по наследству этой "фиктивности". Как бы ребёнок как бы вырастает и становится как бы взрослым, которому  почему-то  тоже тяжело жить, тягостно растить своих детей, хотя времена изменились, и давно уже памперсы вместо пеленок, и пюре готовить не надо [3,c. 15]. Такая фиктивность , подражание вместо становления как симптом пограничности потом  начинает проявляться не только в родительстве, но и в самых разных сферах жизни. А дальше грустно раздолье последствий. Уверенная, что хорошо воспитывает, кричащая, унижающая достоинство воспитательница. Скорее разрушающий здоровье, чем восстанавливающий его своим вмешательством, врач. Подтасовывающий или даже выдумывающий "факты" журналист [3,c. 19] Жизнь «как бы» детей приводит в последствии к жизни «как бы» взрослых, «как бы» профессионалов, «как бы» родителей.
По мнению , И.Ю. Млодик,  «для того, чтобы  вырасти,  сначала нужно побыть ребёнком, потому что  именно дети, проходя естественный путь роста и взросления, становятся  "качественными", а не "фиктивными" взрослыми» [3,c. 19].
Пограничный родитель плохо ощущает разницу между чувствами и личностью, путает чувства и поступки, роли, задачи, цели. Ему трудно помочь своему ребенку разделить чувства и качества. Пограничный родитель  значительно чаще попадает  в аффект, и там  ему не до  разбирательств в ньюанса [3,c. 62].
Пограничные родители очень часто нарушают границы детей.
Взрослые не считают зазорным  исследовать на предмет криминала  школьный рюкзак подростка, прочитать его дневник, залезть в почту, аккаунт в социальных сетях. Унижение  и бесправие, ощущение  небезопасности в собственном доме , неспособность защитить то, что  ребенку дорого, озлобляет  его и делает подозревающим  окружающих, избегающим или  агрессивным по отношению к ним. В его  представлении мир перестает быть  расположенным к нему и безопасным, особенно мир  близких отношений, либо  выдает ему разрешение также взламывать  границы других людей [3,c. 63].
В большинстве погранично организованных семей по разным причинам нарушается естественное детское развитие и созревание. Первый тип таких семей: инфантильные родители, в силу определённых причин не способные выполнять свои родительские обязанности, и рано как бы повзрослевшие дети [3,c. 16].
В семьях второго типа родители не заинтересованы во взрослении собственных детей, в результате дети остаются инфантильными, не способными повзрослеть. Мама продолжает растить младенца или малыша, сколько бы лет ему ни исполнилось [3,c. 17]
Такие семьи это два варианта крайностей: или это отсутствие удовлетворения потребностей ребенка и возложение на него непосильной для его возраста «ноши», или это гиперопека, где иногда в семьях возникает культ ребенка и царит поклонение («всё для детей»).  В итоге,  вырастет человек, который  не способен к зрелости, самостоятельности и к принятию ответственных решений в жизни.
Очень часто в семьях людей с ПРЛ дом становится источником опасности. Там бывает насилие, недопонимание, конфликты и пр.
Что может начать происходить с психикой, если внезапно дом становится местом полной непредсказуемости и угрозы? 
1. Первый - решить: если меня бьют и унижают, значит, это я какой-то не такой, заслуживающий такого обращения, такую семью. Это означает , что мне  либо всю жизнь жить в депрессии и желательно не показываться другим людям, чтобы не чувствовать колоссальный , непереносимый стыд и вину за ущерб, который  я причиняю миру  своим существованием. Либо всей моей жизнью, каждую минуту доказывать миру и всем вокруг, что я не так ужасен. Я буду полезным, добрым, сильным, умным  и участливым и заслужу хорошее отношение к себе. Тогда снова смогу быть, жить, хотеть, получу свое право на безопасность, расслабление и покой.
2.  Решить, что это они ужасны. Они мне не родители, я буду изгонять из из общения, психики, отрезать, не принимать всерьёз. Убегу из дома, обесценю, выкину, сделаю вид, что их нет. 
В одном случае нет меня, или я ещё должен заслужить свое право  быть, в другом случае нет их [3,c. 22]
Таким образом, ребенок начинает жить в новой псевдо-реальности, позволяющая  выжить. Обрести какое-то  объяснение, опору, избавиться от противоречивости, которую нет возможности принять и переработать без посторонней помощи, пока ты мал [3,c. 23]
"Нормальной" может быть любая трагедия, если проживать ее как сложное для всех событие, вызывающее  самые разные чувства и требующее включенности, решений, действий и объяснения, во всяком случае, для детей. Названное, описанное, объясненное перестает висеть в психике человека чем-то мутным , без конца и без края, оно обретает название и границу, и тогда его уже можно пережить [3,c. 31]
Без обнаружения "я болен тем-то" невозможно начать лечение. Без называния насилия насилием его невозможно остановить [3,c. 31]
Важно грамотно переживать случившиеся трагедии, но зачастую люди с ПРЛ используют компенсацию в форме различных зависимостей (ПАВ, алкоголь, любовная зависимость, со-зависимость и пр.), чтобы хоть как то справляться с трудностями и заглушить невыносимую боль.
Если есть с кем , знаешь - как и уже готов это переживать, а не убегать в самые разнообразные компенсации и защиты  это можно сделать или с психологом ( психотерапевтом) , или с устойчивым взрослым [3,c. 31]. И в этом заключается взрослое решение, на которое зачастую люди с ПРЛ не всегда способны. Испытывая сильную боль, взрослые люди с ПРЛ  начинают разрушать себя и прибегают к самоповреждению. Это позволяет им переносить  боль, выживать.
Самоповреждение при ПРЛ может иметь различные проявления.
Яркое выражение самоповреждения это самоубийство.
Условно можно разделить самоповреждения  на аутодеструктивное поведение, направленное на разрушение себя: 1. самоповреждение физического характера – порезы, ожоги.  2. прием большого количества препаратов, отравление 3. злоупотребление ПАВ или алкоголем 4. межличностные самоповреждения, когда человек с ПРЛ провоцирует других людей на различные унижения, оскорбления и пр. То есть, отыгрывает ситуации унижения, которые были когда то в  прошлом,  может  быть, в его семье, в школе, в садике, во дворе, при общении с другими людьми. Всё это вызывает сильную боль.
Самоповреждению предшествуют  выраженная тревога, гнев, агрессия. Людям с ПРЛ бывает невыносимо терпеть боль. Окружающие говорят такому человеку: "успокойся!".  Для  человека это звучит, как "плыви!"  в ситуации , когда он не умеет плавать или как  "катайся на велосипеде", когда он не умеет держать равновесие и при этом крутить педали, смотреть на дорогу и ехать прямо. Люди с ПРЛ не обладают определенными  навыками  и по этой причине они не способны успокоиться или успокоить себя. Их нужно научить навыкам совладания со стрессом, навыкам эмоциональной регуляции, используя для этого специальное руководство по тренингу навыков [2], а так же обучить принимать помощь, не отвергать тех, кто стремится помочь.
Кроме самоповреждения или суицидальных тенденций люди с ПРЛ страдают и от нарушений межличностной коммуникации.
Для погранично организованного человека связь - это слишком непредсказуемо и потому предельно тревожно. Поэтому, как только близкий «Другой» хотя бы немного отдаляется  в свое внутреннее пространство, это вызывает столько тревоги и боли, что  «пограничник» готов моментально изгнать его из отношений. Либо отдельность, либо слияние. Либо черное, либо белое [3,c. 39].
"Пограничникам" очень сложно избавиться от иллюзии, что какими-то  способами всегда  можно получить гарантии. А без гарантий нет никакой опоры, доверия, спокойствия, жизни, и потому для них невыносима  ситуация, когда гарантии получить невозможно. Когда они сталкиваются с ней, они предпочитают разрывать отношения, и потому в итоге часто остаются в одиночестве [3,c. 39]
Связь - это то, что очень нужно нам, но что может оказаться нестабильным, разорваться, потому что там, на другом конце нашей связи – «Другой», и он может принимать свободные решения. И этот факт делает само нахождение с кем-то в связи для обычных людей - интересным, возбуждающим, всегда разным, приятно непредсказуемым, а для " пограничника" - невозможным, почти разрушающим, непереносимым. Все потому, что у него нет никакой устойчивости и уверенности в своей способности переносить такие риски.  Он в этом месте так и остался маленьким, зависимым ребенком. И потому ему нужны только гарантии. Любые перемены это с трудом переносимый ужас [3,c. 40]. Для таких людей необходима предсказуемость, стабильность и спокойствие в межличностных отношениях и окружающем мире.
Люди с ПРЛ лишены стабильности и не могут чувствовать себя комфортно в силу особенностей психики.
Чтобы помочь этим людям, важно уделять внимание психообразовательным моментам и грамотной выстраивать коммуникацию с ними.
Вот некоторые рекомендации по общению с человеком, страдающим ПРЛ:
1. Не нужно без необходимости ни в чем переубеждать "пограничника", не находящегося в близких отношениях с вами. Не стоит думать, что , расширяя его сознание, вы делаете доброе дело., скорее всего, вы только расшатываете его защиты, вызываете бурю эмоций, которую он не факт, что будет способен переработать. Если вас не просили, то стоит воздержаться с.46
2. Стараться относиться к человеку с заботой даже , когда он находится в сильном гневе и агрессивно настроен. Необходимо мягко разговаривать и поддерживать доброжелательный тон диалога.
3.Необходимо выявить факты и разговаривать, опираясь на фактическую информацию, поскольку у людей с ПРЛ есть особенность фантазировать, неправильно воспринимать информацию, искажать факты в силу эмоционального накала и стресса.
4. Стараться формировать  у человека «способность признать до какой степени он не управляет собой. Это возможность иметь зрелое " эго" и уметь управлять с разными частями себя, не отрезая их, не диссоциируя, не разрушая связи с другими, не переделывая себя и других, а более-менее осознанно совершая собственные выборы, реагируя соответственно ситуации, относясь с уважением и интересом к себе самому, своим близким и миру» [3,c. 48],  помочь понять себя, осознать реальность, реализовать указанную  способность, в том числе,  можно с помощью грамотной психотерапии. На это потребуется много времени. Часто люди с ПРЛ говорят о том, что они занимаются год или два и не видят никакого результата. Важно помнить, что люди с ПРЛ часто обесценивают себя и свои результаты, как когда то это делали люди из их прошлого. Терапия ПРЛ отличается длительностью, а потому необходимо настроить человека на продолжительную работу (примерно 7-10 лет), объясняя, что ошибки и срывы неизбежны и это нормальный рабочий процесс.
При стрессе и психической травме людям с ПРЛ важно и необходимо:
  1. Обеспечить безопасную обстановку.
  2. Исключить источники негативной информации, стрессы, дополнительные психические травмы (уход близкого человека, игнорирование, оскорбления и пр.), потенциальные события, которые могут причинить боль.
  3. Необходимо окружить человека заботой.
  4. Необходимо построить границы в общении, где человек мог бы чувствовать себя комфортно.
  5. Дать возможность человеку говорить о том, что его волнует и тревожит. В том числе, дать возможность проговаривать воспоминания о травматических событиях (по скайпу, эл. почте или очно ).
  6. Давать чёткие инструкции человеку и контролировать их выполнение, поскольку в этот период ресурсы людей с пограничным расстройством личности (ПРЛ) ограничены до такой степени, что они не в состоянии самостоятельно выполнить указания.
  7. Не говорить ничего наставляющего, стыдящего. В этот период возникает так называемая «мыслительная агнозия» и нарушается ментализация. Человек воспринимает все сказанные слова с точки зрения травматического опыта, неумышленно изменяет речевые и письменные лексические конструкции, неверно воспринимает суть сказанного. 
  8. В период психической травмы лучше всего сохранять спокойствие рядом с таким человеком, иногда просто молчать и находиться рядом.
  9. Организовать работу человека, страдающего ПРЛ с хорошим психотерапевтом, где бы он мог в безопасной обстановке проговаривать травматические переживания.
  10. Исключить из терапевтической работы упражнения, возвращающие человека в любую ситуацию стресса и травмы. Даже если травматические или стрессовые события произошли очень давно.
  11. Рекомендуется проведение релаксационных мероприятий.
  12. Если у человека крепкая психика, то в норме она должна восстановиться в период от 8-10 месяцев при организации безопасных условий, включающих работу с психотерапевтом.
  13. В период острой психической травмы выполнение каких либо упражнений по тренировке навыков будет неэффективно, за исключением некоторых упражнений по перенесению дистресса. Человек с воспалённой психикой не сможет в полном объёме воспринимать и усваивать информацию из тренинга навыков.
  14. В крайних случаях, при затяжном течение реакций на стресс и психическую травму необходимо организовать человеку с ПРЛ медицинскую помощь (лечение и динамическое наблюдение у врача-психиатра).
  15. Необходимо не оставаться безразличным к человеку, страдающему ПРЛ, в период психической травмы. Отнестись к состоянию человека с пониманием и сочувствием, поскольку у людей с ПРЛ может быть поведение с преобладанием агрессии и подозрительности.
  16. Важно не вступать в конфликт с человеком и не поддаваться на провокации конфликта. Сохранять спокойствие и постараться оказать помощь.
  17. Необходимо обеспечить социальную поддержку людям с ПРЛ (родственники, близкие, друзья, психологи, психотерапевты).
Эти рекомендации позволят конструктивно действовать в различных ситуациях, чтобы не причинить боль человеку с ПРЛ.
Всегда нужно помнить о том, что у людей с ПРЛ очень чувствительная психика, «они являются психологическим эквивалентом третьей степени ожоговых больных. Они просто есть, так сказать, без эмоциональной кожи. Даже малейшее прикосновение или движение может создать огромные страдания» [4, c.10].
Люди с ПРЛ имеют следующие особенности психики:
1. Нелюбовь к сомнениям и вопросам.
"Пограничники "  не любят вопросы и сомнения. Они слишком выбивают их  из колеи. Им нужна определенность. Это, конечно, приводит к сужению сознания, упрощению, резким суждениям, быстрым ответам, зато избавляет от поиска, тревоги, неуверенности и угрозы [3, c.45].
2. Противоречивое и непоследовательное поведение. Несмотря на то что          "пограничники" стремятся к нахождению простых ответов и любят однозначность, сами они часто ведут себя весьма противоречиво и непоследовательно [3,c. 47].Вырастая, взрослый " пограничник"  так и не понимает, почему в определённых обстоятельствах он поступает так странно: все разрушает, когда хочет чтобы все работало, кричит и выгоняет, когда любит, ссорится со всеми, когда хочет быть принятым [3,c. 47].
3.  Желание разрушать близкие отношения других людей. Имеют стремление разрушать близкие отношения окружающих:
Для "пограничника" чужой союз - это всегда угроза оказаться в одиночестве, вне совместности, а там всего один шаг до изгнания. Подсознательное, а иногда и осознанное желание разбивать все крепкие союзы, то есть, атаковать чужую связь , делается из желания обрести безопасность, защититься. Часто за этим, стоит высокая тревога, колоссальная неуверенность в себе, труднопереносимый страх покидания и огромное желание контроля [3,c. 51].
4.  Помещение в другого своих переживаний. У " пограничников", в силу их малого контейнера, вообще  слово " переживать" несет очень негативный оттенок. Переживать - это не только плохо, а почти убийственно, от этого практически умирают. Вся их жизнь часто выстроена вокруг того, чтобы избежать переживаний [3,c. 55].Начать  переживать для них - почти то же, что начать распадаться. Ведь если чувства "большие" и они не  вмещаются, то по-другому никак, может              " разорваться сердце" или психика начнет распадаться [3,c. 55] . Способ избавиться от излишних переживаний - помещать их в другого человека. Это отлично получается с помощью механизма проекции [3,c. 56]. Малая способность "пограничников" к переживанию своего материала приводит к тому, что они  часто не ощущают себя включенными в жизнь, живут избеганием, вовлеченностью в жизнь других. Но при этом часто требуют, чтобы эти близкие другие ни в коем случае " не заставляли их переживать"[3,c. 61].
5.  Проблемы с «границами». Практически любой погранично организованный человек плохо дружит с правилами. Иногда  он излишне  фиксирован на правилах, и они  становятся важнее того, ради чего устанавливаются, становятся жесткими и ригидными, «убивающими все живое»  в нем  и в других людях [3,c. 64].Желание «сносить» границы – это способ  «пограничника» опять же осуществлять так ему  необходимый всемогущий контроль над Другим  для того, чтобы находиться в безопасности. Наличие границ у других людей , особенно когда они ими пользуются для отказа, вызывает у «пограничников» сильный аффект, часто ярость [3,c. 64]. Отказ он будет воспринимать как отвержение его самого, всей его сути, как отказ быть в отношениях [3,c. 65]. «Пограничник» в отказе может слышать: « Тебе не содействуют, потому что  ты отвратителен , ужасен, никто не хочет иметь с тобой дела» [3,c. 65], «никто не будет общаться с тобой…ты грязный, плохой».
6. Идеализация и обесценивание.  «Пограничник» живёт  в мире однозначно «хороших» и  явно «плохих» [3,c. 68].Он будет  с большой увлеченностью бороться со «злом» своим  особенным , часто нарушающим законы этики морали способом [3,c. 70]. Модель «пограничника» - однозначно обесценить и резко сломать [3,c. 71].
7. Отсутствие способности видеть ситуацию в целом. Захваченность аффектом. Такой человек в разных  ситуациях  как будто  находится  в разных частях своего «я» , думает, чувствует, поступает из одних, а потом  - уже из других  частей – ужасается, стыдится, чувствует себя виноватым. И каждый раз это сильнейшие чувства,  мучительные переживания и яркие страсти [3,c. 76]. У других людей могут быть и противоположные реакции. Они не позволяют  себе « выходить инее переносит, когда на его глазах это делают другие. Но его страх впадать в аффекты и явное нежелание допускать этого не спасают от  внезапных сломов, вспышек, срывов, а его способ потом казнить себя за это может быть предельно садистическим [3,c. 77].
8. Пустота. Ощущение пустоты характерно для людей с ПРЛ. Пустота как отсутствие отклика  изнутри, разъединенность с самим собой – тяжелое переживание, хотя внешне оно может  не проявляться. Такой  человек находится в постоянном унынии, его ничто не радует. Никакая новизна и приятные события не задевают его и не позволяют оживиться, порадоваться [3,c. 77].
9. Избегание и беспомощность. Использует модель избегания, ощущает беспомощность. Одно  возможное ощущение рядом  с погранично-организованным человеком – это ощущение неприсутствия. Когда находишься рядом с таким человеком, то  временами хочется спать или уйти, несмотря на то, что он вроде ведет с вами диалог., ощущение, что с вами находится «говорящая голова» [3,c. 79].
10. Психосоматические заболевания. Из-за  малого контейнера, полярных эмоций, незрелых защит, сильных аффектов «пограничники» чаще, чем невротики,  склонны к психосоматическим заболеваниям. Если «пограничник»  рос у пограничных же родителей, то он скорее всего не мог получить опыт разделенных и прожитых чувств. Справляться – значит отрезать и подавлять [3,c. 80-81],  а это прямой путь к психосоматике. Такие люди часто жалуются на своё здоровья, ходят по врачам, которые при дополнительных обследованиях отрицают наличие заболеваний конкретных органов и систем организма.
В целом, поведение людей с ПРЛ напоминает полюса, где всегда есть «север» и «юг», противоположности, крайности. Таким людям достаточно трудно жить в  окружающем мире. Часто они чувствуют одиночество, непонимание со стороны других людей, яркие эмоции, боль. Конечно, в этой статье приведён далеко не полный спектр чувств, ощущений, возможных мировоззрений у людей с ПРЛ. Но, эта информация может помочь  попытаться «говорить на одном языке» с человеком, страдающим ПРЛ.
Если в жизни «пограничника» появляется терапевт (или другой взрослый человек), способный  сохранять, являть собой регулярное, стабильное и качественное присутствие, то это позволяет ему не только получить опыт отношений, который  потом войдет в основу отношений с другими близкими, но и обрести много социально важных навыков [3,c. 83].
В конце статьи представлен список зарубежной литературы о ПРЛ. Надеюсь, что некоторые книги позволят вам лучше понимать таких людей, успешнее взаимодействовать с ними, принимать их  и помогать им почувствовать стабильность и безопасность в мире.
 
Литература:
 
1. Лайнен, Марша М.  Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / Марша М. Лайнен. — М.: «Вильямс», 2007. — 1040с. 
 
2. Лайнен, Марша М.   Руководство  по тренингу  навыков при терапии  пограничного расстройства личности.:  Пер. с англ. — М. : ООО «И.Д. Вильямс»,  2016. — 336 с.
 
3.  Млодик И.Ю. Карточный дом. Психотерапевтическая помощь клиентам  с пограничными расстройствами. — М. : Генезис, 2016. — 160с.
 
 
4. Jerold J. Kreisman .  I Hate You—Don’t Leave Me [Электронный ресурс]  — Режим доступа: 
 
 
Рекомендуемая зарубежная литература о пограничном расстройстве личности:
Литература для специалистов
1. Anthony W. Bateman, Peter Fonagy «Psychotherapy for
borderline personality disorder Mentalization-based Treatment»  (2004).
 
2. Arnoud Arntz , Hannie van GenderenSchema «Therapy  for Borderline Personality Disorder » (2009).
 
3. Arthur Freeman, Donna M. Martin, Mark H. Stone «Comparative
Treatments for Borderline Personality Disorder»   (2005).
 
4.  Guía de práctica clínica sobre trastorno límite de la personalidad (Испания, 2011).
 
5. Joan M. Farrell , Ida A. Shaw « Group Schema Therapy for  Borderline Personality Disorder.  A Step-by-Step Treatment Manual   with PatientWorkbook» (2012).
 
6. Joan Lachkar  «The Narcissistic/Borderline   Couple New Approaches to Marital  Therapy Second Edition» (2004).
 
7. Joel Paris «Treatment of  borderline personality disorder. A Guide to Evidence-Based Practice»  (2008). 
 
8. John F. Clarkin, Frank E. Yeomans, Otto F. Kernberg  «Psychotherapy for borderline personality. Focusing on Object Relations» (2006).
 
9. John G. Gunderson,  Perry D. Hoffman « Understanding and  Treating Borderline  Personality Disorder . A Guide for  Professionals and Families» (2005).
 
10. Mary C. Zanarini  «Borderline  Personality Disorder» (2005).
 
11. Patricia Hoffman Judd, Thomas H. McGlashan « A Developmental Model of
Borderline Personality Disorder. Understanding Variations in  Course and Outcome» (2003).
 
12.   Roy Krawitz,    Christine Watson      «Borderline Personality Disorder. A practical guideto treatment» (2003).
 
13. Trevor Lubbe «The Borderline Psychotic Child . A selective integration» (2000).
 
 
Литература для родственников и всех, кто интересуется ПРЛ
1. Jerold J. Kreisman « I Hate You—Don’t Leave Me» (1989).
2. Jerold J. Kreisman «Sometimes I Act Crazy Living with  Borderline Personality Disorder » (2004).
 
3. John G. Gunderson,  Perry D.  «Hoffman Understanding and Treating Borderline Personality Disorder. A Guide for  Professionals and Families” (2005).
 
4. Rachel Reiland «Get Me Out of Here .My Recovery from Borderline Personality Disorder» (2004).
5.  Randi Kreger, James Paul Shirley   “Stop Walking  on Eggshells. Practical Strategies for Living with  Someone Who Has  Borderline  Personality Disorder” (2002).
6. Paul T. Mason, Randi Kreger  “  Stop  walking on   eggshells. Taking your life back when  someone you care about has borderline  personality disorder” (2010).
7.  Randi Kreger  «The Essential Family Guide to Borderline Personality Disorder» (2008).

8.  Shari Y. Manning . «  Loving Someone with Borderline Personality Disorder: How to Keep Out-of-Control Emotions from Destroying Your Relationship».
9. Rachel Reiland «Get Me Out of Here: My Recovery from Borderline Personality Disorder».
10.  Shari Y. Manning, Marsha M. Linehan « Loving Someone with Borderline Personality Disorder: How to Keep Out-of-Control Emotions from Destroying Your Relationship».

 

 
 


Просмотров: 636
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология везучих людей: как они это делают?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Я учу людей думать без психолога, как будто они разговаривают с психологом
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Ох люди добрые, что же это делается то? Зачем в детях родненьких воспитываем стремление на #газлайтинг #миграцию #алкоголь #насилие и #антиобщественное поведение #лгбт?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Если у людей все хорошо в сексе, значит в каких-то главных, глубинных вещах они абсолютно солидарны
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Что такое детские решения и как они влияют на вашу жизнь?
  • Пограничный тип развития личности BORDERLINE



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь