Расщепление пограничной личности

Расщепление пограничной личности

Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Магистр КПТ-психолог - г. Челябинск

Расщепление - это психологическая защита самооценки человека, когда в своём сознании он делит людей на два лагеря: только хорошие и только плохие. Эта защита сродни идеализации и обесцениванию. Вкупе с проекцией и проективной идентификацией формируется комплекс защит низшего порядка, наблюдающихся при пограничной структуре личности.

Эти защиты мешают человеку воспринимать мир во всём его многообразии, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

Расщепление разбалансирует психику. Цель психотерапии - интеграция расщепленных частей в одно целое.

Приведу пример расщепления. Далеко ходить не надо, возьму комментарий к моей статье одного из анонимных пользователей:

"в 99 процентах случаев женщина-психолог это нонсенс и оксюморон". 

Этот комментарий появился после того, как человек не согласился с тем, что прочел в статье. Вероятно, что-то его задело. Возможно, к этому добавились прошлый опыт обращения к психологу, опыт неудачных отношений (не буду додумывать, не суть). В итоге, произошла подобная генерализация и вывод: женщина не может быть хорошим психологом - это лишь часть проективных, оценочных суждений индивида.

Так происходит, когда человек не может признать свою долю ответственности в сложившейся жизненной ситуации, он считает себя правым, а других плохими и несправедливыми. Подобным образом проявляет себя комплекс жертвы.

Реакцию расщепления можно наблюдать в терапевтическом процессе. Если клиент обнаруживает, что какие-то качества психотерапевта отклоняются от его идеализированной проекции или точка зрения терапевта расходится с его, то идеализация может обернуться обесцениванием. Терапевт становится плохим. Это помогает клиенту сохранять образ себя как хорошего, правильного, сохранять свои привычные убеждения о мире и ожидания, касаемо других людей.

"Если человек не поступает в соответствии с моей проекцией, значит он плохой, болен и т.д." - вот так обычно выглядит бессознательный мыслительный паттерн человека с расщеплением.

То есть, другой человек не воспринимается целостно, как комплекс положительных и не очень качеств, а строго амбивалентно: со знаком "+" или "-": "не понравилась статья, значит и психолог плохой; так же он плохой, если со мной не согласен".

Расщепление может проявляться и по-другому: не в отношении к человеку, а в отношении к своим чувствам и потребностям. Человек изолирует от осознавания болезненные, постыдные для себя чувства, которые в прошлом обесценивались значимыми фигурами - например, потребность в зависимости от другого. Боясь испытать потребность в другом, которая приносит травматику очень много боли, он предпочитает её обесценить, отщепить от себя как нечто лишнее, невостребованное.

Вот что пишет об этом процессе Д. Калшед в книге "Внутренний мир травмы": его пациентка, выросшая в доме обеспеченных родителей, но в атмосфере эмоциональной нищеты, посчитала важным показать ему видеозапись, когда, ей было 2 года; на этом видео был какой-то праздник с гостями, а маленький ребёнок плакал и отчаянно пытался хватать за ноги родителей, которым было совершено не до него; потом пришла няня и, грубо схватив кричащего ребёнка на руки, унесла, чтобы не мешал взрослым веселиться; это видео расстрогало терапевта, на глазах проступили слёзы; пациентка оказалась сильно смущена, она призналась, что испытала стыд при виде слёз аналитика и панику; другая клиентка в схожей ситуации не смогла принять сочувствие терапевта, приглушив свои эмоции и пробудившуюся уязвимость саркастичным замечанием, внутри она убеждала себя в том, что сочувствие аналитика - это всего-лишь игра, часть его работы, что он использует стандартную схему поведения со всеми пациентами. Вот каким причудливым образом работают защиты.

Этот аффективный комплекс защит, включающийся, когда человек чувствует себя наиболее уязвимым, представляет собой его травмированную, теневую часть. Эта часть требует постоянного отыгрывания, повторения. Фрейд назвал данное явление влечением к смерти. 

Расщепление как психзащита формируется в результате травмы. Травма может быть разной: обесценивание, депривация, сексуальное, физическое насилие. Пережив травму, человек начинает стыдиться каких-то частей своего "Я" и постоянно их подавляет, вытесняет. Однако, в ситуации возвращения тех эмоций, которые сопровождали травму (психологических триггеров), отщепленные части "Я" прорываются из бессознательного в реальность, обнажая теневую сторону личности.

Во снах клиентов, травмированная, теневая часть выступает в роли преследователя (нациста, монстра, животного, Трикстера), убивающего часть здоровую. Жертвам насилия часто снятся убийства, например, что в них стреляют, убивают или их преследует страшный зверь. Обычно такие кошмары снятся, когда травматические переживания детства начинают прорываться в сознание.

Вместо кошмаров могут происходить аффективные вспышки.

Процесс интеграции отщепленных частей представляет собой принятие человека с его как положительными, так и отрицательными сторонами, переработку терапевтом, выступающим в роли материнского "Я-объекта", аффектов "младенца" (поскольку речь идёт о работе с довербальной травмой), восстановление гомеостатического баланса.



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Я – никчемный человек. Обесценивание себя: как перестать разрушаться
  • Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу
  • Когда человек делает то, что он хочет…
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Что делать, когда близкий человек расстроен?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как удостовериться в том, что вы хороший человек!?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Сахарный диабет! А так ли было сладко до его появления?
  • Профессиональный джаз (О профессиональном становлении гештальт-терапевта и не только его)
  • Ограничения терапевта как его возможный ресурс
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Когда человек не чувствует своего Я
  • А что если я перестану быть собой в результате работы с психологом?
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь