Обесценивание нарциссическим клиентом

Публикую свою старую, но не теряющую актуальность статью про работу с клиентом с нарциссической динамикой. На написание заметки меня вдохновил вопрос коллеги, о том, как работать с нарциссическим клиентом и выдерживать его обесценивание. Поделюсь своим опытом и своими размышлениями.

В заметке рассматриваются особенности работы с клиентом с нарциссической травмой. Говоря языком динамической концепции личности, с человеком, у которого нарциссическая часть больше шизоидной и невротической, или который "хромает" на "нарциссическую голову". Таких людей достаточно много. Есть еще другие случаи, например, нарциссическая психопатия, но там будут другие особенности работы и в данной заметке я их не рассматриваю. Возможно, какие-то общие принципы того, как выдерживать нарциссическое обесценивание в контакте с данной категорией клиентов, тоже могут работать, не могу об этом судить с уверенностью, т.к. у меня нет такого опыта.

Я намерена рассказать о том, что помогает удерживаться в контакте с нарциссическим клиентом с позиции психотерапевта, но, в целом, это можно рассматривать и просто как размышления о том, как чувствовать себя собой - не "меньше" и не "хуже", чем есть - в контакте с обесценивающим собеседником. Ведь в разных ситуациях, так или иначе, все мы можем обесценивать другого человека и нас могут обесценивать даже наши близкие люди.

Я выделила для себя следующее:

1) Помнить, кто я есть. То есть, свой реальный "размер". Что я точно не самый глупый, некомпетентный, неосознанный, нечувствительный, неопытный специалист. Да и человек я вообще не самый... Не самый "никакой" и не самый ничтожный. Но и не самый "молодец", конечно. Обычный, в общем-то, человек, что-то я умею хорошо, что-то плохо, в чем-то я компетентна, в чем-то нет, в чем-то я хорошо разбираюсь, а в чем-то не очень.

То есть, сначала надо познакомиться со своими особенностями, принять их, а потом просто вспоминать об этом вовремя, когда приходит клиент, проявляющий себя в контакте как нарцисс. Для того, чтобы вовремя о них вспомнить, надо выйти из слияния со сложными чувствами, которые начинаешь испытывать при обесценивании. Это определенная психическая работа, которая может быть достаточно энергозатратной.

2) Спрашивать у клиента, зачем ему нужен обесцененный терапевт. Вот клиент прошелся "как танк" по моей компетентности, а может, и по моей внешности и личностным особенностям, вот он активно показывает мне, какой я плохой психолог... А я спрошу: зачем ты это делаешь? Зачем тебе терапевт, которого ты сейчас обесценил? Этот вопрос может дать важный материал для терапии и вашего взаимодействия. Еще важно отслеживать, в какой момент клиент обесценивает: в преконтакте, в фазе контактирования, или в постконтакте.

Например, обесценивание в преконтакте может быть от того, что клиент просто опасается психолога. Или обесценивает в конце работы... Возможно, клиент это делает, чтобы ему легче было уйти от психолога. Это все важные особенности организации контакта. Они могут дать много материала для совместного исследования с клиентом.

Когда нас обесценивают в обычной жизни, особенно наши близкие, все несколько сложнее, на мой взгляд. Потому что это близкие люди, и отношения с ними особенные. Но принцип для меня тот же. Если меня заденут слова близкого человека и я начну проваливаться, например, в стыд... То, надеюсь, я вспомню, что я точно не самый "плохой" человек, и что мой собеседник обесценивает меня не просто так, за его обесцениванием стоят его переживания и какая-то его потребность.

Из этого следует третий пункт:

3) Во время работы стоит помнить: за обесцениванием стоит потребность. Наверно, для меня это ключевой момент во взаимодействии с нарциссическим клиентом. Важно понять, что за потребность прячется за "нарциссической" броней. И что за личность прячется за этой броней.

Надо помнить, что нарциссический клиент - это человек с нарциссической травмой. За его мощной "нарциссической броней" скрывается много боли. И этого человека нужно поддерживать для того, чтобы он мог проявиться, показать свою боль, рассказать психологу о своих переживаниях.

Тут можно вспомнить фразу Джанни Франчесетти: "Когда боль выходит на границу контакта, получается красота". И это, на мой взгляд, хорошо описывает особенности работы с нарциссическими клиентами. Когда человек берет на себя смелость выйти из "нарциссической раковины" и разделить со мной свою боль, то происходят очень важные вещи, я их могу назвать трогательным доверием и человеческим теплом, которые возникают между людьми - та самая "красота" человеческих отношений. Это важные и целительные моменты.

Эти моменты заканчиваются, человек залезает обратно в "нарциссическую раковину", но очень важно, что он получил этот опыт. Потом он опять может захотеть "вылезти" и, может быть, побудет без своих нарциссических защит подольше.

Как последний пункт важно добавить: ограничения.

4) У всех есть ограничения. Есть ограничения терапевта, клиента и самого метода терапии. Мы не можем сделать все - и это важно принимать. Что-то исцелится, что-то нет. Возможно, оно исцелится потом, а может и нет. Но важно принимать ограничения и невозможность этого мира быть совершенным, ограничения и невозможность человека быть совершенным.

В завершение заметки, могу сказать, что мне сильно помогли две вещи в понимании того, как быть с обесцениванием: личная терапия и сам опыт обесценивания. Например, благодаря тому, что меня обесценивали как психолога, через этот опыт в профессиональном становлении я обрела больше устойчивости. Думаю, что это произошло, поскольку в ответ на обесценивание мне важно было заметить и изучить свои границы, возможности и ограничения.

П.С. Обесценивание нарциссическим клиентом - это одна часть истории, одна сторона медали. Есть и другая - когда клиент вас очень хвалит, "нарциссически возвышает". Думаю, к "нарциссическому возвышению" стоит применить все те же принципы, что и к обесцениванию.

Осень 2015.



Просмотров: 312
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Когда МЕНЯ нет, то есть псевдоДУХОВНОСТЬ.
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Зачем мы идем к психологу? Часть 1. Возможно, чтобы… меня вылечили?
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • «Да какое тебе дело до меня?! Зачем ты со своей психотерапией появился в моей жизни?! Оставь меня, меня не исправить! Я так и останусь инвалидом!» Случай из практики.
  • Я – никчемный человек. Обесценивание себя: как перестать разрушаться
  • Идеализация-обесценивание в отношениях с зависимым (со-зависимым) клиентом
  • Принимай меня таким, какой я есть!
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как быть клиентом?
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Потребность клиента контролировать психотерапевта. Трудный клиент - манипуляции в психотерапии.
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Особенности работы с людьми, близкие которых совершили суицид
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Какой мне надо стать, чтобы он меня любил? Спасаем отношения вместе.
  • Хороший клиент, плохой клиент...
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • У меня есть!
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Может быть цели, а может быть и нет...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь