Забыть нельзя запомнить

Всех нас раздражает, когда мы не можем вспомнить информацию в нужный момент. Мы забываем дни рождения родственников, номера телефонов и важные встречи. Кто-то постоянно ищет очки или ключи от машины, а кто-то неспособен воспроизвести собственное расписание без помощи ежедневника. Наш мозг перегружен, и мы склонны отдавать свою память на хранение различным девайсам. Но страшно представить, что случится, если мы забудем дома ноутбук или мобильный телефон. Что мы запоминаем, почему мы забываем, как вообще работает наша память?
 
Разумеется, память играет ключевую роль в существовании человека. Без нее мы не могли бы ничему научиться, были бы не в состоянии использовать накопленный опыт и лишились бы возможности нормально функционировать в социуме.
 
Как и практически за все в нашей жизни, за память отвечает главный орган центральной нервной системы человека – головной мозг. От его деятельности зависят движение, речь, способность воспринимать, оценивать и обрабатывать информацию, а также эмоции и память.
 
Если вкратце, то мозг состоит из множества нейронов – это клетки, связанные между собой и общающиеся через электрические импульсы. Мозг пластичен. Его можно и нужно развивать. Каждый новый навык, новый маршрут, новый иностранный язык – это новые нейронные связи, образующие нейронную сеть. Именно в ней хранятся все сообщения, посылаемые в мозг различными органами чувств, и воспоминания в том числе. Сами по себе воспоминания - это «паттерн нейронных связей, распределенных по разным нейронным цепочкам и участкам мозга» (если интересно, подробнее об этом можно почитать в книге «Память не изменяет». Автор Анхельс Наварро).
 
Память - это не только вид мозговой деятельности, но и психическая функция. За ее исполнение отвечают различные участки головного мозга. Ведь любая информация при обработке может быть рассмотрена с разных сторон. Например, то, что вы называете своим молодым человеком, для вашего мозга - совокупность образа, запаха, тактильных ощущений и вызываемых эмоций. Его внешний вид будет храниться в зрительной коре головного мозга, прикосновения и ощущения от них разместятся в премоторной и сенсорной областях, а запах — в лобных долях. Эти различные «зоны хранения» называются «участками узнавания». Когда вы встречаетесь с вашим молодым человеком, то эти участки «объединяют усилия», позволяя вам узнавать его по голосу, походке, объятиям и т.д.
 
То, что мы называем памятью, по сути, это процессы восприятия информации, ее кодирование, хранение и декодирование - способность воспроизвести (вытащить из недр нейронной сети) и распознать в нужный момент тот или иной факт или воспоминание.
 
За сам процесс запоминания (encoding) и хранения отвечает так называемая «лимбическая система»– в нее входят гиппокамп и миндалевидное тело. Лобные доли обеспечивают хранение и воспроизведение воспоминаний, затылочные доли хранят зрительную память, за выполнение простых задач отвечают теменные доли, большой мозг содержит память о привычках и моторных навыках, миндалевидное тело ответственно за эмоции (например, страх), а височные доли хранят самые важные долгосрочные воспоминания.
Данные о работе мозга постоянно обновляются. Например, нейрофизиолог Стэнфорда Джозеф Парвизи выявил особую зону (на веретеновидной извилине), благодаря которой мы способны распознавать лица.
Пожалуйста, не путайте понятия «память» и «воспоминания». Кажется, само собой разумеющимся, но вы удивитесь, как часто люди ошибочно используют эти понятия. Память – это способность. Воспоминания – сохраненная информация.
 
Все мы ежедневно запоминаем огромное количество информации: слова, цифры, лица, события. Однако кто-то способен запомнить стихотворение с первого раза, а кому-то требуются недели, чтобы выучить имена коллег на новой работе. Мы склонны делить память на хорошую и плохую, хотя на самом деле память бывает тренированной и не тренированной. Память – это не постоянная величина и не является врожденной способностью человека. Она может ухудшаться - например, в следствие травмы или от старости - и улучшаться - благодаря тренировкам и специальным техникам.
 
Существует несколько видов памяти:
 
Сенсорная память отвечает за первичную регистрацию информации органами чувств. Например, мы в течение нескольких секунд определяем холодно или жарко сегодня на улице. Если информация нам неинтересна, она стирается. Если она важна, то полученный сигнал передается в следующий «отдел» для обработки.
 
Кратковременная память хранит информацию ровно то количество времени, что необходимо для ее анализа. Этот вид памяти задействован, когда вы записываете номер телефона нового кавалера. Эта информация хранится 2-3 минуты – до тех пор, пока ее не вытеснит новая. Для того, чтобы задержать важную информацию в кратковременной памяти, мы вынуждены прилагать определенные усилия.
 
Рабочая память была открыта сравнительно недавно. Сюда поступает информация из кратковременной памяти. Здесь же находятся те понятия, которыми мы оперируем в повседневной жизни. Это память позволяет нам применять практические навыки – проверять правильность чека в магазине, вести беседу, анализировать новые данные, используя уже имеющиеся.
 
До долговременной памяти доходит лишь та информация, которая нам действительно необходима. Это вид памяти считается постоянным, а ее объем неограничен. Сюда относится информация о нас самих и членах нашей семьи, об окружающем мире, о полученных знаниях и навыках. Долговременная память также делится на несколько типов в зависимости от той функции, которую выполняет хранимая информация.
 
Долговременная декларативная (эксплицитная память) позволяет нам усваивать и оперировать такими понятиями как имена, даты и научные факты. То есть то, что можно выразить словами. Этот вид памяти также разделяется на эпизодическую – фактическая память о пережитых нами конкретных событиях и эмоциях, и семантическую – абстрактная информация (например, названия стран, имена художников и писателей).
 
Долговременная имплицитная память отвечает за автоматические двигательные навыки (например, умение завязывать шнурки, стричь ногти, кататься на коньках). Сюда относятся рефлекторные навыки из серии «руки сами помнят», и их практически невозможно утратить.  Основная часть информации, поступающей в долговременную память, изначально запоминается эксплицитно, но со временем передается в «отдел» имплицитной памяти» - то есть превращается в автоматический навык.
 
 
Итак, с запоминанием все более-менее понятно. А вот почему мы забываем?
 
Не поверите, самая распространенная причина «забывания» - это то, что мы изначально НЕ ЗАПОМИНАЕМ. Мы ДУМАЕМ, что запомнили, но на самом деле пропустили мимо ушей. Мы не приложили вовремя усилия для перевода информации из области краткосрочной памяти, и мозг ее стер.
 
Второй причиной «забывания» можно назвать стремление мозга к чистоте и порядку. Да, он склонен убирать ту информацию, которую мы не используем. Помните, главное правило гардероба? Если год не носишь – выброси. Мозг действует по такому же принципу. Времени, правда, дает нам побольше, но, если информация не обновляется, не закрепляется и не повторяется, мозг решает, что она нам больше не нужна и освобождает место для новых сведений. Что там про заученные в школе законы термодинамики и формулу соляной кислоты?
 
Вместе с воспоминанием исчезает и паттерн нейронных связей, его содержащий. Но иногда бывает так, что паттерн еще существует (то есть воспоминание есть), но «достать» его не получается. Из серии «точно знаю, но забыл». В таком случае добраться до нужной информации можно через триггеры или ассоциативные связи. Достаточно лишь небольшой подсказки. Мы можем не помнить своего одноклассника до тех пор, пока кто-то не расскажет смешную историю, связанную с ним, или не произнесет вслух его прозвище. Одно слово - и на вас обрушится лавина воспоминаний, о которых вы даже не подозревали. Кстати, на принципе работы с ассоциациями построены большинство техник запоминания. Помните «лошадиную фамилию» Овсов?
 
Третья причина забывания – это помеха в виде другой похожей информации. У меня так бывает с недоученными иностранными языками. Стоит мне начать говорить на испанском, как я тут же вспоминаю французские слова. И наоборот. То есть наша память хранит всю эту информацию, но неадекватно реагирует на попытку ее «достать» из хранилища, услужливо предлагая взамен похожие версии.
 
Этот процесс называется interference («вмешательством») – соперничеством похожих воспоминаний из одного кластера. Именно на этом принципе основано ощущение «вертится на языке». Вмешательство бывает retroactive (направленным в прошлое), когда новые знания мешают нам вспомнить старые. И proactive - когда уже выученные факты не оставляют место для новых.
 
Ну, и наконец, бывают ситуации, когда мы сознательно (или бессознательно) стараемся забыть неприятные эпизоды. Мы вытесняем из памяти те моменты, которые причиняют нам боль, страдания или стыд. Иногда мы заменяем их на альтернативные воспоминания – модифицируя саму ситуацию или ее интерпретацию - и благополучно «забываем» об этом. Именно на этом принципе основаны фальшивые воспоминания (false memory). Так что память –штука ненадежная и может сыграть с нами злую шутку. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
 
Вообще же забывание – это нормальный психологический процесс. Мозг избавляется от ненужного хлама, и это хорошо. Только представьте, насколько перегружены вы были бы образами и эмоциями, если бы вообще ничего не забывали. Например, каждый раз, покупая хлеб, вы воспроизводили бы в памяти все предыдущие батоны и булки, купленные за всю вашу жизнь. А теперь замените хлеб на сексуального партнера. Это ж ад какой-то! Психика нормального человека устроена так, чтобы быть максимально эффективной. Память работает по этому же принципу. Забывайте на здоровье!


Просмотров: 228
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Память и воспроизведение: 10 удивительных фактов, которые Вы должны знать
  • Депрессия и память
  • Как улучшить память ребенка
  • Информация управляет нашими эмоциями, а не мы ими.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Серж Гингер. Женский мозг и мужской мозг.
  • Информативность речи как инструмент влияния на собеседника. Или как тренировка памяти помогает выигрывать в споре!
  • Как справляться с потоком негативной информации? Реальность, которую мы сами себе создаем.
  • Мозг - баланс между древним и молодым ,кто кого?
  • Сон в разуме. Когда мы спим, мозг всё понимает и слышит.
  • Новая жизнь за 2 недели: как отказ от сахара меняет мозг. Анализ эксперимента
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Мозг и душа: старая проблема в новых условиях
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Эмоциональный голод по любви. Если вам постоянно хочется есть.
  • Лиз Бурбо: Формы тела хранят информацию о психологических травмах
  • Женщины, которые выносят мозг
  • Между страхом и чаянием: как надежда защищает мозг
  • Почему мне "выносят" мозг?! Соматизация непереносимых эмоций.
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Не выноси мне мозг!
  • Как прокачать мозг. Современная мифология
  • Воспоминания об одной терапии
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Не вдохновила, не похвалила, «мозг вынесла» – плохая жена?
  • Обсессивно-компульсивное расстройство . «Обмани свой мозг»
  • «Ваш мозг — ленивая сволочь» или как предотвратить застывание и деградацию разума
  • «В мире рухнуло сразу всё». Татьяна Черниговская о недоверии к информации и растерянном человеке
  • Как взорвать ребенку мозг за пятнадцать минут или оксюмороны в качестве интроектов
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь