Психологические причины школьной неуспеваемости

Психологические причины школьной неуспеваемости

 

 

Низкая мотивация

При низкой мотивации школьник, подросток не заинтересован в хорошей учебе. Более того, часто — демотивирован. Особенно это касается подросткового возраста.

Считается, что в начальных классах школы ребенок учится не для себя, а для родителей и учителя. Мотивация его хорошей учебы — одобрение родителей и учителей. Если он такого одобрения и поддержки не получает или получает в недостаточной степени, его мотивация на то, чтобы хорошо учиться, может значительно снизиться.

Некоторые родители используют тактику негативного подкрепления — ругают за плохие оценки, в то время как за хорошие оценки никак не хвалят, имея ввиду, что хорошая оценка — это норма. Даже специально не показывают своей радости по поводу такой оценки. Зачем за нее хвалить, проявлять свою радость, если ребенок, как бы по умолчанию, должен учиться только на пятерки?

Еще в середине прошлого века психологи установили, что негативное подкрепление поведения не работает или работает очень слабо. Если ребенка ругать за плохие оценки, наказывать - это, мало того, что не принесет хорошего результата, может еще и оставить в душе ребенка на всю жизнь травму от несправедливого отношения к нему родителей. Гораздо эффективнее работает позитивное подкрепление — разделить с ребенком его радость от получения хорошей оценки, что может быть лучше и эффективнее для его хорошей учебы?

 

Демотивация

В подростковом возрасте авторитет родителей и учителей постепенно уходит. И авторитетами становятся лидеры подростковых групп. Разумеется, не все такие группы девиантны и учат только плохому, часто в таких группах отличник может пользоваться уважением, в том числе и за то, что хорошо учится. Однако, зачастую, хорошая учеба не является признаком «крутого пацана», напротив — хорошие оценки могут считаться чем-то неправильным в такой группе — как следование нормам в противопложность подростковому протестному поведению. В такой группе подросток может быть демотивирован к хорошей учебе, что немедленно сказывается на его успеваемости.

 

Обида на двойки

Школьник может быть демотивирован к учебе и обидой несправедливым (с его точки зрения) отношением к нему не только родителей, но и учителей. Несправедливо, как ему кажется, поставленная двойка может отбить желание учить этот предмет вообще.

 

Тревожное состояние

Неуспеваемость может быть вызвана общим тревожным состоянием школьника. Он может сталкиваться с агрессивными проявлениями со стороны других детей в школе, во дворе, на улице. Даже единичный эпизод, психологически не пережитый школьником, может отразиться на его психике — тревога, тревожные ожидания наряду с общим низким эмоциональным фоном могут могут тормозить его интеллектуальную активность, что может приводить к невротическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям и снижению успеваемости.

Школьнику, в силу разных причин, часто бывает сложно поделиться своими тревогами и сложностями с родителями. Подростковый мир — другой, не такой как наш, взрослый мир. Представьте, например, что каждый раз, выходя из дома, Вы вынуждены озираться — нет ли во дворе Ваших недругов, которые, например, могут подойти и ударить Вас. Или, когда просто идете по улице и видите группу сверстников, Вы напрягаетесь, потому что высока вероятность, что они на Вас нападут, и Вы вынуждены будете или убегать, или отбиваться от них. Для подростка — это его повседевная жизнь, и уровень его тревожности может быть очень высок.

 

Почему неуспевающему школьнику нужен психолог?

Традиционно, при низкой успеваемости у школьника, родители нанимают ему репетитора. Да, это помогает, но часто эффект не очень высок. Зачастую в этот момент ребенку (подростку) нужен не репетитор, а психолог. Или — и репетитор, и психолог. В идеальном варианте — репетитор-психолог, но таких специалистов крайне мало.

Среди моих клиентов есть и репетиторы, по их рассказам я знаю самые разные примеры как откровенного бойкота со стороны школьников занятий с ними, «пассивных забастовок», просто низкой мотивации. Вплоть до обмана, когда школьник звонит репетитору и отменяет встречу, родитеям сообщает, что репетитор был, а деньги, которые он должен был отдать репетитору, присваивает.

Очень часто, чтобы решить проблему неуспеваемости школьника, нужна именно помощь психолога. Психолог может работать с семьей — школьником и его родителями, помогая разбирать конфликты между ними, потому что часто именно семейные конфликты приводят ребенка в тяжелое психологическое состояние и отвлекают его от учебы, не дают ему учиться хорошо. Психолог может работать с самим школьником, помогая ему «разрядить» накопившиеся у него негативные эмоции, пересмотреть и изменить его негативное отношение к школе, учителям (или конкретному учителю), одноклассникам и самому процессу учебы.

Также психолог может помочь разобрать конфликты между учеником и учителем. Часто такой конфликт (о котором, к слову, учитель может и не догадываться, этот конфликт существует только в голове самого ребенка) может приводить к нежеланию заниматься по конкретному школьному предмету и, соответственно, к неуспеваемости по этому предмету. Либо такое напряжение в отношениях может быть, действительно, с двух сторон, и психолог, в данном конкретном случае выступая в роли конфликтолога, может помочь это напряжение разрядить.

 

Психологических причин школьной неуспеваемости много. Работа психолога — помочь в них разобраться. А, разобравшись, помочь ребенку избавиться от страхов, снизить тревожность, повысить его мотивацию к учебе, улучшить отношения со сверстниками, учителями и родителями.



Просмотров: 275
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто такой психолог и чем он может помочь?
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Чем может помочь детский психолог?
  • Как психолог может помочь в финансовых вопросах?
  • Почему зависть может быть только черной
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Эффективная терапевтическая интервенции может быть только выбрана
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Может ли подростковый конфликт оказывать негативное воздействие на развитие своего Дела?
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
  • ЧЕМ МНЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПСИХОТЕРАПИЯ?
  • Скучно? Это может быть полезно!
  • За, что, женщина, может быть благодарна мужчине?!
  • Любовь с деньгами может быть взаимной
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • О предназначении и навыках — может ли быть одно без другого?
  • Может ли муж (жена) быть лучшим (близким) другом?
  • Как простой рисунок может помочь в решении задачи
  • Маниакальная личность. Как долго клоун может быть веселым?
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Волюнтативность желания и источник воли субъекта. Бессознательное или, может быть... Бог?
  • 5 причин, почему работа над собой может привести к разочарованию
  • «О чем ты говоришь?!» или Как мало тех, кто может тебя понять.
  • Меняй установки! Или почему психотерапия может не работать.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь