В профориентационной работе с подростками часто сталкиваюсь с их беспокойством, неуверенностью и тревогой по поводу того, что нужно делать такой ответственный выбор.
И это - более чем ЕСТЕСТВЕННО! Потому как перед подростком ставят задачу, которую он еще ни разу не выполнял: самостоятельно выбрать профессию. До этого у него уже, конечно, были самостоятельные решения, но все же не такие масштабные, и в большинстве случаев ему предлагали подсказки, помощь или вообще говорили, как нужно поступать. А теперь и учителя, и родители, и может даже соседи непременно задают ему вопрос: "Ну что, ты уже понял кем станешь?"
Тревога перед таким ответственным решением всегда есть, но она может прятаться. Да так, что постороннему взгляду, а иногда даже самому ребенку не понятно, что ж происходит на самом деле. Ниже описаны частые трудности, с которым сталкивается подросток при выборе профессии, и в которых часто прячется его тревога.
РАСТЕРЯННОСТЬ И НЕЗНАНИЕ "ЧЕГО Я ХОЧУ"
Это норма. Ответ на вопрос "чего я хочу" требует определенного уровня понимания себя, своих особенностей, желаний. А это понимание не сваливается с небес, это процесс самопознания, который в подростковом возрасте только "набирает оборотов". Люди ищут ответ на этот вопрос годами. Чтобы облегчить этот поиск, рекомендую родителям давать подростку "опору под ноги" в виде информации: о нем самом, о мире профессий, о взрослой жизни.
ИЛЛЮЗИИ ПО ПОВОДУ ПРОФЕССИИ И РАБОТЫ
От подростков иногда можно услышать: "Буду бизнесменом, чтобы командовать и ничего не делать", или "Буду программистом, сидишь за компьютером - а тебе за это платят". Почему у подростка сформировалось такое виденье - причины у каждого свои. Но как известно, чем дольше иллюзия подпитывается, тем больнее потом ее разрушение. В этом случае действительно важно показать суровые минусы его иллюзий, но не забыть о плюсах - о реальных, не иллюзорных, а вполне себе возможных радостях будущей профессии, за которые (как на крючок) можно зацепить его мотивацию.
НЕЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ В БУДУЩЕМ
Причины тоже разные. От тревоги - "я не справлюсь, так зачем же вообще пытаться", до демотивированности и такого вот сформированного отношения к труду. Здесь очень важно разобраться с подростком, откуда у него такое отношение. Это задача №1. Дальше рекомендую показывать подростку положительные стороны работы, плюсы, которые могли бы послужить стимулом для развития. Например, "Ты же если будешь работать - будешь зарабатывать. А на эти деньги можешь путешествовать, или пополнять свою коллекцию фигурок ретро-автомобилей". Ищите стимул, который замотивирует, ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка.
НЕСЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИИ ВЫБОРА
Тревога часто прячется и здесь. Да так глубоко, что внешне кажется, что все безразлично. Важно вывести ее на поверхность, услышать (ребенку в первую очередь), почему он на самом деле беспокоиться, и попробовать вовлечь его в процесс, чтобы ему стало ИНТЕРЕСНО. Сейчас масса мастер-классов, игр, событий по выбору профессии, которые не только полезные, но и веселые. Покажите ребенку, что выбор профессии - это не только серьезно, но еще и увлекательно.
"ЗАЦИКЛЕННОСТЬ" НА ОДНОЙ ПРОФЕССИИ
"Буду машинистом!" - это все, что вы можете услышать от ребенка? Причин тоже несколько:
- Или же когда-то он по какой-то причине словил в память эту профессию (напр., бабушка в детстве водила на ЖД, и сказала, что я буду машинистом, а было так весело!).
- Или же это интуитивное чутье подростка, которое он еще просто не может объяснить словами.
Проверить, что это на самом деле, поможет объективная оценка способностей и личностных качеств ребенка (профдиагностика, консультации). Если это интуитивное чутье своего призвания, то на личности подростка это уже отобразилось - есть потенциальные способности, склонности, предпочтения. Но подросток пока что просто не может объяснить, что "хочу быть машинистом, потому что нравятся технические системы, я внимательный, всегда слежу за маршрутом, мне интересны поезда и как они работают и т.д."
Больше узнать о том, как родители могут помочь ребенку в выборе профессии можно, просмотрев запись моего вебинара:
Ну и помните, как в конце мультика по Нехочуху он закричал "Я ХОООЧУУУУ!" Желаю, чтобы ваши подростки почаще говорили свои осознанные, истинные ХОЧУ.