Нехочуха, или почему подросткам сложно выбирать профессию

В профориентационной работе с подростками часто сталкиваюсь с их беспокойством, неуверенностью и тревогой по поводу того, что нужно делать такой ответственный выбор.

И это - более чем ЕСТЕСТВЕННО! Потому как перед подростком ставят задачу, которую он еще ни разу не выполнял: самостоятельно выбрать профессию. До этого у него уже, конечно, были самостоятельные решения, но все же не такие масштабные, и в большинстве случаев ему предлагали подсказки, помощь или вообще говорили, как нужно поступать. А теперь и учителя, и родители, и может даже соседи непременно задают ему вопрос: "Ну что, ты уже понял кем станешь?"

Тревога перед таким ответственным решением всегда есть, но она может прятаться. Да так, что постороннему взгляду, а иногда даже самому ребенку не понятно, что ж происходит на самом деле. Ниже описаны частые трудности, с которым сталкивается подросток при выборе профессии, и в которых часто прячется его тревога.

РАСТЕРЯННОСТЬ И НЕЗНАНИЕ "ЧЕГО Я ХОЧУ"
Это норма. Ответ на вопрос "чего я хочу" требует определенного уровня понимания себя, своих особенностей, желаний. А это понимание не сваливается с небес, это процесс самопознания, который в подростковом возрасте только "набирает оборотов". Люди ищут ответ на этот вопрос годами. Чтобы облегчить этот поиск, рекомендую родителям давать подростку "опору под ноги" в виде информации: о нем самом, о мире профессий, о взрослой жизни.

ИЛЛЮЗИИ ПО ПОВОДУ ПРОФЕССИИ И РАБОТЫ
От подростков иногда можно услышать: "Буду бизнесменом, чтобы командовать и ничего не делать", или "Буду программистом, сидишь за компьютером - а тебе за это платят". Почему у подростка сформировалось такое виденье - причины у каждого свои. Но как известно, чем дольше иллюзия подпитывается, тем больнее потом ее разрушение. В этом случае действительно важно показать суровые минусы его иллюзий, но не забыть о плюсах - о реальных, не иллюзорных, а вполне себе возможных радостях будущей профессии, за которые (как на крючок) можно зацепить его мотивацию.

НЕЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ В БУДУЩЕМ
Причины тоже разные. От тревоги - "я не справлюсь, так зачем же вообще пытаться", до демотивированности и такого вот сформированного отношения к труду. Здесь очень важно разобраться с подростком, откуда у него такое отношение. Это задача №1. Дальше рекомендую показывать подростку положительные стороны работы, плюсы, которые могли бы послужить стимулом для развития. Например, "Ты же если будешь работать - будешь зарабатывать. А на эти деньги можешь путешествовать, или пополнять свою коллекцию фигурок ретро-автомобилей". Ищите стимул, который замотивирует, ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка.

НЕСЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СИТУАЦИИ ВЫБОРА
Тревога часто прячется и здесь. Да так глубоко, что внешне кажется, что все безразлично. Важно вывести ее на поверхность, услышать (ребенку в первую очередь), почему он на самом деле беспокоиться, и попробовать вовлечь его в процесс, чтобы ему стало ИНТЕРЕСНО. Сейчас масса мастер-классов, игр, событий по выбору профессии, которые не только полезные, но и веселые. Покажите ребенку, что выбор профессии - это не только серьезно, но еще и увлекательно.

"ЗАЦИКЛЕННОСТЬ" НА ОДНОЙ ПРОФЕССИИ
"Буду машинистом!" - это все, что вы можете услышать от ребенка? Причин тоже несколько: 
- Или же когда-то он по какой-то причине словил в память эту профессию (напр., бабушка в детстве водила на ЖД, и сказала, что я буду машинистом, а было так весело!).
- Или же это интуитивное чутье подростка, которое он еще просто не может объяснить словами. 
Проверить, что это на самом деле, поможет объективная оценка способностей и личностных качеств ребенка (профдиагностика, консультации). Если это интуитивное чутье своего призвания, то на личности подростка это уже отобразилось - есть потенциальные способности, склонности, предпочтения. Но подросток пока что просто не может объяснить, что "хочу быть машинистом, потому что нравятся технические системы, я внимательный, всегда слежу за маршрутом, мне интересны поезда и как они работают и т.д."

Больше узнать о том, как родители могут помочь ребенку в выборе профессии можно, просмотрев запись моего вебинара:

Ну и помните, как в конце мультика по Нехочуху он закричал "Я ХОООЧУУУУ!" Желаю, чтобы ваши подростки почаще говорили свои осознанные, истинные ХОЧУ.




Просмотров: 271
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители VS дети: выбор профессии
  • Что нужно знать о профессии, прежде чем ее выбрать?
  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • Почему Вы можете никогда не узнать, как на самом деле с Вашим ребенком обращаются в детском саду
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни (часть 2)
  • Как мы переживаем процесс смены профессии? Результаты опроса.
  • ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Школа. Экзамены. Выбор профессии
  • Не знаю чего хочу, но буду.
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Смена профессии: 7 стадий перехода и что с ними делать.
  • Дни, которые на самом деле — темные ночи
  • Что такое любовь к себе на самом деле?
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Из чего состоит ваш дом на самом деле, или что вы скрываете от самих себя
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • «Никто не хочет ЭТО слушать» или зарисовки на полях о профессии психотерапевт.
  • Как ответить себе на тупой вопрос «чего я хочу»
  • Конкуренция в профессии и в других сферах жизни.
  • Почему ребенку важно дать выплеснуть эмоции?
  • Прощение, что это такое на самом деле?
  • Почему зависть может быть только черной
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Памятка. Как стать лидером! Часть 15. Кто мы есть на самом деле?
  • Чего же он на самом деле хочет?..или как понять намерения мужчины в отношениях
  • Почему взрослые дети вам не звонят и не говорят как на самом деле у них дела?!
  • ХОЧУ и буду!
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь