Одним из древнейших и сложнейших является образ дерева, имеющий концептуальный характер для психики человека. Дерево относится к мифологическим и архетипическим образам. Он мифологичен и онтологичен (то есть принадлежит сфере сущностного бытия чело века), так как возник и развивался как выражение чувств и пережива ний человека по поводу окружающего мира и своего места в нем. Дело в том, что мифологический образ представляет собой отложение про странственно-чувственных восприятий, которые выливаются в форму конкретного предмета, то есть имеют определенный «внешний вид».
Дерево олицетворяло собой модель мира древнейшего человека, поэтому обращение к его символике чрезвычайно важно именно при возникновении проблем со структурированием мира. Иначе говоря, потеря человеком места в своем окружении означает нарушение в его сознании основных структур и, соответственно, дисгармонию.
Обычно корни дисгармоничного существования следует искать в семье. Неоценимую помощь при анализе может оказать обращение к образу дерева, так как он прежде всего связан с образом рода. Для ребенка, испытывающего сложности в семейных взаимоотношениях, образ дерева может предстать в двух планах. На объектном (межличностном) уровне дерево выступает как отражение взаимоотношений между поколениями: отец — ребенок - мать.
На субъектном (внутриличностном) уровне дерево отражает внутреннее состояние ребенка, его ожидания и представления о самом себе. Простейшие «картинки» описания дерева (порода дерева, величина, здоровье) могут усложняться. Например, интересной проекцией собственных отношений с семьей является образ трех деревьев, где на уровне архетипов воспроизводится не только модель маленького мира, но и идея троичности: два противоположных начала, олицетворяющихся матерью и отцом (или другими антагонистичными персонажами), находят свое разрешение и объединются в третьем — ребенке.
Для взрослого положительным моментом может оказаться конструирование геральдического дерева, имеющего структуру триады. Прошлое представлено корнями дерева — предками, настоящее видится как ствол — залог будущего, крона и листья — многочисленные потомки, являющиеся результатом и надеждой предыдущих поколений. Сложная психологическая ситуация демонстрирует нам оторванность современного человека от своих корней.
После установления своего места в семье следует попытаться восстановить оношения между элементами мира. При этом важно усвоить, что для древнейшего человека Космос и он сам представлялись единым целым, подчиняющимся общим законам развития, пользующимся энергией из единого источника.
Тело человека представляет собой ту же трехчастную структуру, что и дерево. Не случайно знахари обращались к различным породам дерева для получения определенных видов энергии. Во многих мифологиях дата рождения человека тесно связывалась с различными деревьями. Так, друиды создали календарь, согласно которому каждому временному периоду соответствовала определенная порода дерева, относительно которой родившемуся человеку предсказывались черты характера. Священным деревом во многих мифологиях считался дуб (друиды, славяне). У скандинавов Мировое Древо - ясень Иггдрассиль, в корнях которого течет мед мудрости.
Но символическое дерево не принадлежит к определенной породе. Таковыми являются Древо Жизни и Древо Смерти (при этом Древо Смерти растет корнями вверх), Древо Добра и Зла. Следует отметить,что библейское дерево, вокруг ствола которого обвился хтонический змей, есть не что иное, как отголосок языческих, архаических времен, когда амбивалентность древа еще не проступила отчетливо, ибо познание добра и зла является обретением жизненной мудрости. Не случайно скандинавский бог Один принес себя в жертву у священного дерева ради получения самого ценного - сокровенного знания.
У украинцев роль мирового дерева играли ясень, дуб, реже сосна. На этом дереве была золотая ряска, золотая кора, жемчужная роса, оно называлось райским деревом с тремя верхушками. На этом дереве сидят два (а то и три) голубя или сизый сокол, который себе гнездо на верхушке. Сокол вышивает свое гнездо барвинком, терном, в середине — цветом калины, а сверху — шитым золотом. Среди веток мирового дерева роятся пчелы, а под ним живут черные бобры и лисицы. На ветках сидят сизая кукушка и ласточка. С дерева капает роса, а из той росы возникают колодцы. В дереве жизни, в самой его серд цевине спрятана жизнь и ее высшая цель — бессмертие.
У индусов мировое дерево называлось фиговым, оно росло корнями вверх до третьего, самого высокого неба, спуская ветки через синее небо и небо туч и тумана. С его листьев капала амрита — сладкий не бесный нектар. Поддеревом росли целебные травы и жили праведные души. На таком дереве держатся все миры, и с этого дерева боги создали небо и землю. На вершине дерева сидят две птицы, а на ветках — всякие другие птицы и пьют с коры сладкий нектар. Сам бог Агни прячется в густых ветках фигового дерева.
В скандинавских сагах рассказывается о мировом дереве — ясене, распустившем ветви на весь свет. Из-под его корней бьют свя щенные источники, с листьев капает роса, на ветках сидят гадюки, олени, белки, сверху — орел.
У древних славян дуб был посвящен могучему Перуну и служил олицетворением силы и мощи. Его так и называли — Перуново дерево. Славяне считали, что сохранились дубы, росшие «еще до сотво рения мира», когда не было ни земли, ни неба, а во всей Вселенной разливался один «окиян-море». Под такими дубами проводились во енные советы, принимались важные решения. Земля под такими ду бами целебна, лечит человека.
У эстонцев дуб — король деревьев, железо крестьянина. Но са жать дубы возле домов боялись, ибо эти деревья притягивают мол нии. По легенде, раньше, чем были сотворены земля и небо, стояли два дуба (или зеленый явор) среди первичного вещества.
Священные дубы имелись и у древних евреев. На них запрещено было даже рубить сухие ветки. Известно, что под сенью священных деревьев происходили различные обряды, вплоть до религиозной про ституции. Некоторые из этих дубов и по сей день сохранились в Па лестине, в долине реки Иордан.
В архаическом образе дерева каждому слою соответствовала определенная кодировка. Пэтому плодотворным может оказаться обращение к образам, опосредованно связанным с образом дерева. В «Упанишадах» ветви дерева соотносятся с пятью первоэлементами: эфиром, воздухом, огнем, водой и землей. Известно, что корням соответствовал образ воды и хтонических животных — змеи, рыбы, дракона.
Крона дерева ассоциировалась, с образом воздуха, который всегда олицетворял идею свободы. Символом кроны являются птицы и их крылья. Воплощением иллюзии о реальности человеческого освобождения и обретения свободы через полет является образ Икара. Кроме того, птицы всегда оказывались ближе к божественному началу, поэтому им часто приписывали роль творцов.