Какими принципами следует руководствоваться при выборе специалиста-психолога/психотерапевта? Прежде всего, договариваясь о встрече с психологом/психотерапевтом (как правило, по телефону), уже необходимо обратить внимание на то, как происходит диалог. Опытный, уважающий себя специалист, не позволит себе уговаривать потенциального клиента прийти на консультацию, не станет им манипулировать, а также не будет давать рекомендации и советы. Исходя из собственных интуитивных ощущений также может насторожить слишком большая или слишком маленькая цена за предстоящую консультацию.
Если решение о встрече принято, то необходимо уже на первой консультации оценить степень психологического комфорта от общения с психотерапевтом. В случае возникновения напряжения, неприятия, ощущения, что вы не находите общего языка, это должно стать серьезной предпосылкой для того, чтобы отказаться от этого специалиста и поискать другого.
Следует избегать тех специалистов, которым якобы сразу все с вами понятно, буквально к концу первой беседы. Безусловно, хорошо, если специалист «видит вас насквозь», но плохо, если он пытается быстренько наклеить на вас ярлык с диагнозом. Даже в психиатрии это не всегда оправданно и адекватно. В психологии же клиентами являются, как правило, здоровые, а значит, всегда очень сложные люди. Если специалист быстро «ставит диагноз», то он неизбежно все упрощает, не понимая и не стремясь понять тонкости души клиента. Такой психолог, больше занят своим профессиональным величием и «проницательностью», нежели психикой реального клиента.
Правильным подходом в психотерапии считается предложение клиенту 4-5 встреч, а затем, в случае необходимости, перезаключение контракта уже на больший срок. За это время клиент уже присмотрится к терапевту, и психотератерапевт решит, сможет ли работать именно с этим клиентом.
Не рекомендуется доверять тем специалистам, которые обещают "исправить ситуацию за пару сеансов" или же "гарантируют результат за 3 часа". В тоже время опытный психотерапевт никогда не скажет: "Давайте начнем, а там видно будет, может быть, понадобится месяц, а может, и год". Как правило, специалист может только приблизительно оценить время, необходимое для решения проблемы, поскольку конечный результат зависит не только от квалификации психолога, но и от глубины проблемы, а также от готовности самого клиента работать над собой.
Клиента вполне может насторожить сразу, с первой встречи, предложение заключить контракт на длительный срок (например, на полгода или год). Всякое лишение клиента свободы выбора (ходить или не ходить на терапию, когда остановиться) должно обратить на себя внимание. Хотя, тут есть исключения: специалист может предложить оплатить последнюю сессию (последнюю встречу), что вовсе не должно настораживать клиента. Дело в том, что на определённом этапе у клиента возникнет сопротивление вследствие того, что психотерапия коснулась каких-то его болевых точек. Это понуждает клиента немедленно все бросить. В таком случае именно заплаченные деньги становятся гарантией того, что этого не произойдет и возникший неприятный этап клиент преодолеет успешно. Той же цели служит и практика оплачивать пропущенные занятия, если о пропуске клиент предупреждает менее, чем за сутки.
Занимаясь поиском специалиста, можно почитать отзывы его клиентов, хотя по ним вы вряд ли сможете сориентироваться. Не каждый человек захочет рассказывать о том, что посещает психолога, а тем более писать о том, в решении каких проблем помог ему специалист. Лучше обратите внимание на контент, который производит психотерапевт (то есть что он/она пишет). Клиент должен искать необходимую информацию о том специалисте, к которому собирается обратиться: ответы на вопросы на форумах или специализированных сайтах психологического консультирования, видео-материалы о психотерапевте, которые находятся в общем доступе (например, интервью в той или иной радио- или телепередаче), а также его статьи или книги. Хотя многие хорошие специалисты бывают так загружены работой, что у них попросту нет времени на написание статей.
Обратите внимание на то, что профессиональный психолог всегда стабилен. Это не значит, что он должен быть спокоен как удав. Совсем нет. Речь о другом. Психолог должен обеспечить клиенту стабильность по следующим параметрам: стабильность встреч (кроме, специально оговоренных случаев, форс-мажорных обстоятельств и т.п.); стабильность размера оплаты (кроме специально оговоренного и обоснованного изменения стоимости услуг); стабильность психологического состояния (психолог способен различать эмоции вызванные взаимодействием с клиентом и эмоции, которые он принес из своей личной жизни, и уметь управлять ими).
Ещё один очень важный момент: психолог не должен вступать в личные отношения со своим клиентом. Эта норма во многих этических кодексах чётко прописана и закреплена как основополагающая. Если это требование не соблюдается, то эффективность терапии для клиентов сильно снижается, а то и вовсе сходит на нет.
Вот, пожалуй, и все основные моменты, на которые нужно обратить при выборе психолога/психотерапевта. Желаю вам найти именно такого специалиста, которого вы ищите!