|
Что мы взращиваем в своём ребёнкеЧего мы хотим от наших детей, какими видим их в будущем – взрослыми людьми? Это зависит и от того, что происходит сегодня, что мы развиваем в своих детях. Представьте своего ребёнка сосудом, который Вы хотите наполнить определённым содержанием. Это какие-то качества характера, навыки, которые позволят вашему ребёнку быть успешным во взрослой жизни. Например, целеустремлённость, ответственность, доброжелательность, любознательность… Что для этого надо? Какие ваши действия направлены на формирование таких качеств? При всей уникальности каждого ребёнка, каждого родителя, каждой семьи наиболее эффективные способы формирования у детей тех или иных качеств можно обозначить. Это поняла я после многих лет работы с разными детьми и их родителями, это говорят и мои коллеги, работающие в разных странах и разных социальных слоях. Формированию целеустремлённости, например, способствует такой принцип работы с ребёнком.
Ответственность будет формироваться у ребёнка, если эту ответственность формировать у него постепенно, делегируя сначала мелкие полномочия, например,
Пусть это станет его маленькой обязанностью, а если он не выполнит её, то не читайте ему нотаций. Просто посокрушайтесь, что «придётся ужинать без вилок» или «пойти на работу всей семье в грязной обуви», если ребёнок, ответственный за чистоту ботинок, забыл вечером подсказать папе, что ботинки надо почистить. Растёт ребёнок – растут и его обязанности, а следом и ответственность за сделанное или не сделанное. Ответственность за выполнение домашнего задания, за содержимое портфеля так же формируется последовательно и постепенно. Запаситесь терпением и настойчивостью – покажите ребёнку несколько раз, напомните ребёнку несколько раз, а после позвольте ему столкнуться с естественными последствиями. Не поступайте так, как когда-то я – возила в школу сыну забытые тетради и форму для физкультуры. Настойчиво и спокойно откажитесь «выручать забываку». Пусть у него пропишется мысль – «сам должен думать о последствиях своих действий». Часто вижу, как торопящиеся мамочки одевают своих первоклассников, застёгивают им обувь, завязывают шнурки. И растёт ребёнок, как «цветок в горшке», ничего не умеющий, ни о чем не заботящийся. А потом «вдруг», как гром с ясного неба, требование – ты уже большой, делай всё сам… а как делать, если не научили? Да и желания уже нет! Доброжелательность. Тут и вовсе просто. Не будет ваш ребёнок здороваться в школе и улыбаться другим, если Вы сами этого не делаете. Вы приветствуете своих соседей в доме, продавщиц в супермаркете, которые Вас ежедневно обслуживают? По моим наблюдениям, взрослые люди даже отвечают на обязательное приветствие кассира не всегда, а уж поздороваться по своей инициативе мало кому приходит в голову. А ребёнок, как давно известно, «учится тому, что видит у себя в дому». И второй момент, который очень сильно влияет на ситуацию – взрослые часто обсуждают проблемы в присутствии своих детей, да ещё – эмоционально, на повышенных тонах. У ребёнка и закладывается привычка злиться и раздражаться на окружающих, не пытаясь найти причину происходящего в себе. Ну как тут можно говорить о доброжелательности? Так вот и происходит в наших семьях, что дети становятся похожими на своих родителей, ну или на бабушек-дедушек, если их природные врождённые психотипы (гены, родовые программы и прочее) совпадают. О любознательности – основе познания мира, себя, окружающих, профессии – нужно, конечно, рассуждать отдельно. Это большая и интересная тема. Если говорить о влиянии родителей на это качество, то хочется с горечью констатировать – большинство мам отучает своих детей от этого свойства. Да! Именно это происходит, когда мы маленькому ребёнку запрещаем исследовать мир. Бесконечные окрики – не лезь, не трогай, не ходи, не открывай… Мамы боятся за здоровье детей и поэтому не разрешают им двигаться, развиваться, учиться управлять своим телом, познавать мир! Когда ребёнок приходит в школу и отказывается выполнять работу – я не умею рисовать, лепить, вырезать, читать – это часто результат семейного воспитания. Ему уже много боли пришлось испытать, когда его старания обесценивались близкими, когда ему сначала не разрешали ничего делать, а после стали ругать за ошибки, за неверно проделанную работу. Ребёнок на подсознательном уровне принимает решение – не буду ничего делать, не буду спрашивать, лучше где-то в уголке отсижусь, может, никто меня не заметит… Так мы, родители, закладываем в своих детях разные черты характера, качества, которые позже помогают (или не помогают!) людям идти по жизни. Что можем мы сделать для своих детей уже сейчас? Взять тетрадку, нарисовать таблицу: в одном столбце – желаемые результаты в виде свойств человека, черт характера, напротив, в соседней колонке – то, какие наши действия могут способствовать развитию этих качеств. Насколько те действия, которые предпринимаем мы сейчас, помогают в данной работе? У нас, людей, есть кора головного мозга, которая по задумке Творца дана для того, чтобы мы могли найти решения, которым нас не научили в детстве. Давайте использовать этот инструмент. Воспитывать детей можно и нужно учится! Что можем мы сделать с самим собой, своими представлениями о жизни, о своих возможностях? Как повлиять на свои поступки, действия? Обращайтесь к нам, психологам, специалистам в родительско-детских взаимодействиях. Путь к радости и счастью станет легче с опытным проводником… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|