Если вы начинаете и бросаете заниматься спортом.

Ольга, 32 года:

Это уже третий раз, когда я бросаю ходить в спортзал после 5-6 недель тренировок. Первый раз я заболела и долго не могла восстановиться. Второй раз у меня случился аврал на работе и было не до спорта. А сейчас – я просто поняла, что у меня совсем нет сил после тренировок, они лишают меня жизни.

Артем, 34 года:

Я уже сбился со счету, сколько раз я начинал ходить в качалку. Через 2-3 недели у меня что-то травмируется. Или я начинаю болеть. Или просто хочется забить и остаться дома.

В телесно-ориентированном подходе среди прочих структур характера выделяют две, у которых уровень телесной энергии ниже, чем у остальных. Так называемые «шизоидная» и «оральная» структуры. Людям, у которых выражена одна или обе эти структуры, телесная активность как раз очень нужна. Но дается она сначала с трудом. И вход в нее должен быть плавным. Обычный подход к спорту создает сильный стресс и, как следствие, отказ от спорта.

Далее я опишу особенности этих структур и возможные действия, чтобы закрепиться в спортивной активности.

В обоих случаях важно:

  • Подобрать подходящую активность. Чтобы было достаточно комфортно, интересно и приятно. На фоне удовольствия возникнет привыкание и захочется продолжать.
  • Добавлять в жизнь спортивную активность постепенно, давая себе возможность почувствовать тело, привыкнуть к активности, освоиться в новой сфере.
  • Подобрать подходящую нагрузку. Не должно быть перегрузок на самой тренировке, а также между тренировками должно быть достаточно отдыха. Если на тренировке «убиваться» так, что потом болит все тело и невозможно пошевелиться, и через день снова идти тренироваться, то организм очень скоро устроит забастовку. Нагрузка должна быть не до боли (как в процессе, так и после), а до приятного ощущения «О, у меня есть мышцы! У меня есть тело! Я его чувствую, мне в нем приятно!» Т.е. качалка с классическими нормативами по нагрузке и интенсивностью 3-4 раза в неделю – это не самый подходящий вариант.
  • Начинать лучше с тренером/инструктором. Потому что во многих упражнениях важна техника, иначе можно навредить себе. Важно выбрать подходящего тренера. Который сможет найти к вам индивидуальный подход, а не будет «убивать» вас нормативами. Также вам с ним должно быть комфортно.
  • А самое-самое начало лучше взять с практик, направленных на осознавание своего тела. Можно посмотреть систему М. Фельденкрайза в интернете. Упражнения из нее можно делать самостоятельно. В книге Ирины Соловьевой «Кто мы на самом деле?» также приводится набор упражнений для самостоятельной работы с телесным осознаванием. Это подготовит тело и психику к спортивной активности.

«Шизоидная» структура.

Мы предпочитаем интеллектуальный труд, а физического избегаем. Нам вообще тяжело (да и не интересно) что-либо, кроме решения каких-то сложных умственных задач (обычно мы работаем в сфере IT или занимаемся точными науками). Телесно мы обычно очень стройные. Часто сутулые, плечи подняты вверх, а голова как бы вжимается в плечи. Тело напряжено, особенно шея. Мы как бы сжимаемся в точку. Все, что связано с телом и вообще с материальным миром, вызывает в нас тревогу. То, что связано с контактом с людьми, - тоже. Если мы и выходим в свет, то сразу в астрал – например, в медитации, где ничего не нужно делать телом. Иногда можем поразмышлять о смысле жизни в компании близких по духу. Общение с другими людьми нас сильно утомляет.
В спортзале нас напрягает сама атмосфера: шум, лязг, грохот, дурацкая музыка, яркий свет и куча полуголых людей, с которыми нужно сталкиваться около тренажеров.

Рекомендации.

Важные моменты для людей с этой структурой:

  • Ощущение безопасности. Важен физический и эмоциональный комфорт, иначе все телесные силы уйдут на преодоление тревоги. Не должно быть слишком людно, шумно и кучи острых углов, об которые можно убиться.
  • Интерес к активности. Смысловая наполненность. Или ментальная/духовная направленность на нее (в то же время полезным было бы наоборот включиться в материальный мир без ментальной подоплеки).

Это обуславливает и выбор спортивной активности, и ее формат, и место проведения.

Чтобы включить интерес, ментальную составляющую, можно подойти к укреплению тела как к решению интеллектуальной задачи. Можно изучить анатомический атлас: какие мышцы есть в теле и за какие движения они отвечают. И разобраться, какими движениями какие из мышц можно было бы задействовать и укрепить.

Чтобы организовать ментальную/духовную направленность, можно выбрать телесные практики, которые согласуются с ментальными убеждениями или духовными стремлениями. Цигун, тайцзи, йога и т.д.

Но можно пойти и от обратного - попробовать что-то простое и материальное без ментальной составляющей.

Лучше заниматься в очень небольшой группе или индивидуально с инструктором.

Если довериться инструктору пока слишком сложно, можно начать с простой зарядки наедине с собой. Важно, чтобы зарядка была действительно простая – без дополнительного веса и без таких действий, которые можно сделать неправильно во вред здоровью (например, бег и прыжки – это вид активности, который необходимо выполнять правильно, иначе можно убить суставы).

Если идти в качалку, то обязательно заниматься сначала с тренером. Это обеспечит и физическую, и эмоциональную безопасность. Весовую нагрузку подбирать адекватно и увеличивать аккуратно и постепенно.

  • Тренер должен слышать и понимать ваши потребности, находить индивидуальный подход, а не «топить» нормативы. Если тренер изначально придерживается мягкого подхода (нагрузка до 80%, а на 100% и не на 120%), то, возможно будет проще с ним договориться.
  • Важно, чтобы с тренером можно было понимать друг друга. Имеет смысл выбирать тренера, который кроме спортивной карьеры имеет опыт работы или учебы в сфере интеллектуальной деятельности.

Если не получается какие-то движения уловить на вид и воспроизвести их, то это нормально. Можно просить инструктора объяснить, как именно их нужно делать, какие мышцы и когда напрягать и расслаблять.

«Оральная» структура.

Мы любим контакт и общение. Любим обнимашки. Для нас важно, чтобы было уютно, тепло и вкусно. Мы романтики и верим в мир во всем мире. Для нас важно, чтобы кто-то был рядом с нами, иначе нам одиноко. Для нас важно, чтобы о нас заботились. Или мы сами начинаем заботиться о ком-то. Мы любим покушать. Не любим диеты, но часто на них «сидим». Телесно мы обычно «вялые». Голова у нас часто вытянута вперед. Руки и ноги у нас могут быть длиннее, чем у других людей. Или мы можем быть пухленьками, как пупсы. Но мы очень мягенькие, не напряженные. Мы не любим напряженную активность, мы любим лежать или сидеть в кресле. Разговаривать. Или обниматься.
В спорте нас, бывает, охватывает отчаяние, что что-то не получается, и возникает желание сдаться. А в спортзале мы так хватаемся за тренажеры и так крепко держимся за них, что быстро устаем просто от напряжения в кистях.

Рекомендации.

Для этой структуры важны общение, поддержка, забота и комфорт.

Можно выбирать спортивную активность, где есть общение и игра, парную активность. Парная йога, парные игры (теннис, бадминтон и т.д.), контактные танцы. Можно ходить на спорт вместе с другом/подругой, чтобы получать общение и поддержку. Если делать зарядку дома, то тоже в паре или обмениваться фотоотчетом с другом/подругой.

Активность должна приносить удовольствие. Не должна быть слишком сложной и напряжной. Можно начинать с чего-то «лежачего» (пилатес, йога, бассейн и т.д.), если это дается без особого напряга.

Важна забота о себе – удобная одежда, полотенце, бутылочка с водой и т.д.

Можно ходить на групповые занятия, но не в слишком большие группы, чтобы внимания ведущего хватало на всех и вы не оказались обделены.

Начинать лучше с тренером. Это поможет поставить правильную технику и не навредить себе. А также даст поддержку и общение. Если качалка, то однозначно с тренером, а веса увеличивать аккуратно и постепенно.

При выборе тренера важно, чтобы:

  • Тренер был достаточно заботливым, внимательным и поддерживающим (как хороший родитель).
  • С тренером можно было пообщаться.
  • Тренер не настаивал на диете.
  • Тренер мог найти к вам индивидуальный подход, а не загонял вас нормативами.

 

Бывает так, что в человеке сочетаются обе эти структуры. Тогда прислушиваться к себе и выбирать форму активности и общения по мере готовности во всех аспектах.

Также может быть сочетание и с другими структурами характера, что дает дополнительные ресурсы. Например, сильные ноги и любовь к долгой ходьбе. Или желание соревноваться и побеждать, тогда могут привлекать и придавать сил, например, командные виды спорта или борьба. И т.д. Кроме того, важен темперамент и другие особенности. Поэтому выбор интересных и приятных активностей – дело индивидуальное.

Еще к числу людей с пониженным уровнем энергии относятся так называемые «травматики» - люди со сложной жизненной историей, пережившие физическое или эмоциональное насилие. В этом случае особенно важна безопасность как самого процесса физической активности, так и контакта с тренером или группой. Важно выбирать тактичного тренера, который не будет повышать голос и не будет прикасаться к телу. Также осмысленной может быть психотерапия. Это позволит значительно увеличить уровень телесной энергии и уровень готовности к телесной активности.



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • А что, так можно было?
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Разговоры о прошлом в новых отношениях. Или как правильно «соврать», чтобы все было по-честному.
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • КОУЧИНГ. Что должно присутствовать во взаимодействии, чтобы оно было эффективным?
  • Теория несуществующей самооценки или Зачем платить за воздух, когда можно просто им дышать?
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Стать серым камнем, или Что делать, чтобы психопат оставил вас в покое.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Коучинг, психотерапия или расстановки - что выбрать, если нужно увеличить доход?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что для нас деньги? Хотим ли мы быть богатыми
  • Собой можно только Быть!
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 2.
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 1.
  • У меня обязательно все будет правильно. Или принцесса без сказки.
  • Рабочий стресс. На что можно повлиять?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • ЛЮБОВЬ ИЛИ ДЕНЬГИ. ЧТО ДЕЛАЕТ НАС СЧАСТЛИВЫМИ НА САМОМ ДЕЛЕ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь