Опыт философского слушания

Умеем ли мы слушать? 

Слышим ли мы своего клиента по-настоящему, так, чтобы понять, что на самом деле он хочет сказать? 

Алис Хольцхей-Кунц, ученица и коллега Медарда Босса утверждает, что для этого нужно слушать особым образом – философски. 

Только слушая «третьим, философским ухом» можно явственно услышать, к какой онтологической данности «особенно чувствителен» клиент. Алис видит клиента не как дефицитарного, но как «философа поневоле», имеющего особый дар – быть сверхчувствительным к экзистенциалам: конечность, вина и ответственность, тревога, одиночество... 

По-мнению Алис, страдания клиентов как раз и связаны с этим особым даром: - для человека с особой чувствительностью безобидные повседневные вещи утрачивают свою безобидность: заурядная ошибка приводит в отчаяние, необходимость принять решение повергает в ужас, рядовая размолвка вызывает вселенскую скорбь. 

Слушая философски, можно услышать в жалобах клиента онтологические включения, понять, к чему он особенно чувствителен, с каким желанием это связано, и какими способами он пытается это иллюзорное желание реализовать. Иллюстрируя сказанное, Алис приводит пример с клиенткой, которая постоянно опаздывает на сессии, смущенно произносит извинения-оправдания, и снова приходит позже назначенного времени. 

Слушая «психоаналитическим ухом» можно было бы предположить нежелание подчиняться, перенос, бунт клиентки против авторитета. «Интерсубъективное ухо», вслушиваясь в отношения, которые складываются в терапевтическом пространстве здесь и сейчас, уловило бы обеспокоенность клиентки ожиданиями терапевта или его отстраненностью. «Я бы предположила, что у нее есть особая чувствительность в отношении того, чтобы что-то начинать. Это уже философское ухо», - поясняет Алис. 


Опыт философского слушания истории жизни клиентки позволяет терапевту понять, что этой женщине трудно самой начинать свою жизнь, поскольку тогда придется отказаться от иллюзорного желания остаться невиновной, ибо, когда мы сами что-то начинаем, мы несем ответственность за этот свой выбор и его последствия. «Итак, когда мы слушаем Dasein-аналитически, то вслушиваемся во что-то, что касается и нас - не на персональном уровне, но напрямую касается нас как людей. Нам тоже нужно начинать, и это может быть трудным. <…> И если терапевт не хочет с нею сталкиваться (с виной), то он не сможет это услышать в пациенте» [3].

Идеи Алис Хольцхей-Кунц вдохновляют и даже, я бы сказала, одухотворяют мои отношения с клиентами сегодня. Хотя поиск ответа на вопрос, к какой онтологической данности особенно чутким является этот клиент, не прост и всякий раз занимает немало времени, заставляет заново перечитать множество книг, но мое устремление услышать философски бывает вознаграждено в тот момент, когда я всем своим существом чувствую – вот оно! 

Как в случае с клиенткой, которая пришла на прием на первый взгляд с очень ясно очерченной проблемой детско-родительских отношений, но возникшее в процессе терапии замешательство и клиента и терапевта, сосредоточило совместные усилия на понимании смысла ощущаемой клиенткой тревоги за жизнь близких. Приступы тревоги настигали клиентку в моменты абсолютного благополучия, словно иллюстрируя Хайдеггеровское «ужас может проснуться в безобиднейших ситуациях. Не требуется даже и темноты…» [2].


Движимая замешательством, я обратилась к супервизии и поиску ответов о смысле тревоги у экзистенциальных философов и терапевтов. Квинтэссенция поисков и размышлений нашла свое воплощение в представлении Э. ван Дорцен о том, что «во многом именно благодаря переживанию тревоги мы «просыпаемся» перед лицом возможности собственного бытия. Тревога есть ключ к нашей подлинности» [1].

То, что казалось лежащим на поверхности, что неоднократно обсуждалось на терапевтических сессиях – страх смерти, несправедливость мира, в котором смерть забирает дорогих и близких людей - в случае с этой клиенткой оказалось, на мой взгляд, ответом на ее особую чувствительность к тому, что Мартин Хайдеггер называет зовом совести. 

«Совесть вызывает самость присутствия из потерянности в людях», - пишет Хайдеггер [2]. Она сообщает о том, что наше присутствие осуществляется в модусе неподлинности, и напоминает человеку о его возможностях. Чтобы заглушить пронзительную тишину зова и не чувствовать вину за отказ выбирать себя, должен был включиться гораздо более сильный голос. И что же может быть более оглушающим, чем страх смерти?

 

Литература:

  1. Ван Дерцен Э. Вызов подлинности по Хайдеггеру. // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2004. - №5.
  2. 2.    Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина – СПб.: «Наука», - 2006.
  3. Хольцхей-Кунц А. Современный дазайн-анализ: экзистенциальные данности в психотерапевтической практике. Конспект семинара // Existentia: психология и психотерапия. – 2012. - № 5. - С.22-61.


Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Алис Миллер "Ложь прощения"
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Как концепция границ в психотерапии позволяет психотерапевту понять внутренний мир клиента?
  • Услышать свой голос
  • Психотерапия: Поддержка клиента в Риске Быть Живым
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • Как быть услышанным и услышать другого?
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Услышать голос Бессознательного
  • Когда нужно Думать? Когда нужно Делать? И когда нужно Быть?
  • Чего же он на самом деле хочет?..или как понять намерения мужчины в отношениях
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Экзистенциальные данности в буддийской оптике
  • СКОЛЬКО НУЖНО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
  • Сколько нужно времени, чтобы “сойти” с социальной сети?
  • Как понять, что у тебя вовсю расцвел сексуальный перенос на терапевта
  • Когда тревога и страх являются спутниками жизни.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик.
  • Слушая себя и свое тело
  • Как удержать мужчину? Чтобы быть замужем, нужно научиться не хотеть быть замужем.
  • Какой вред для клиента возможен в гипнотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь