Как проводятся системные расстановки на практике

Метод системных расстановок в его практическом понимании – это способ осуществления цели (поиск причины существующих проблем, поиск оптимального решения, терапия и т. д.). Это - инструмент для получения определенной пользы для клиента. Надо заметить, очень эффективный инструмент! Поэтому метод расстановок и вызывает такой интерес у специалистов и клиентов. Для тех, кто пока еще не представляет, как расстановки осуществляются на практике, я, так и быть, приоткрою завесу тайны. Спорим, после этого вам захочется увидеть все это своими глазами?

  Этапы проведения системной расстановки:

  1. Запрос. Залог удачи системно-семейной расстановки – наличие какого-то «больного вопроса», проблемы, которая действительно волнует клиента. Запрос должен быть ясно сформулирован: необходимо рассказать не только, «что именно болит», но и «что я хочу получить в итоге». Иначе можно, как говорится, за деревьями не увидеть леса – так увлечься описанием проблемы, что забыть о своей конечной цели. Иногда клиент не может сформулировать свой запрос четко, но расстановки работают и в этом случае: то, что является для клиента значимым ,все равно обнаружит себя через какой-то симптом, эмоцию или негативный жизненный сценарий (то, что называют тяжелой судьбой).
Расстановщик всегда обращает внимание не только на сам запрос, но и на эмоции и жестикуляцию клиента, сопровождающие рассказ – нередко они подсказывают, о чем пойдет речь в расстановке и какая именно проблема потребует решения.

  2. Информационный процесс. Информации для расстановки нужно немного: важны события, а не переживания по их поводу и не характеристики участников.

Какая информация важна для расстановки?
• сведения о лицах, входящих в систему (для семейной расстановки – члены семьи, для бизнес-расстановки – сотрудники компании);
• данные о значимых событиях (семейная и родовая история – для семейной расстановки, история создания и развития фирмы – для организационной). При сборе этой информации расстановщик смотрит в 2-х направлениях: какие события можно отнести к личным травмам человека, а какие – к системе (например, к роду). Последние являются очень значимыми для человека. Все сведения лучше собирать постепенно, в процессе проведения расстановки. Кстати. очень часто наиболее важные и значимые данные выявляются уже в ходе системной расстановки.

  3. Выбор заместителей. Это – уже непосредственное начало расстановочных действий: клиенту предлагается выбрать на роли участников его ситуации членов группы. Выбирать нужно быстро и по наитию, не обращая внимания ни на внешность, ни на пол, ни на возраст – все это неважно в расстановке. Уже с этого момента от всех участников – клиента, терапевта, группы – требуется спокойствие и внимание. Если член группы не готов быть заместителем, он может отказаться от предложенной ему роли. Количество участников расстановки зависит от величины расставляемо системы и от озвученной проблемы, но все же расстановщик всегда старается начинать с как можно меньшего количества участников: проще потом ввести в расстановку недостающие лица, чем сразу перегрузить ее лишними участниками и парализовать динамику расстановки.

  4. Процесс расстановки. Терапевт предлагает расставляющему расставить заместителей в поле так, как он посчитает нужным. Уже те места, на которые он определяет разных членов системы, о многом скажут опытному специалисту. Если клиент забывает кого-то поставить, теряется, путается, сомневается, терапевт или ободряет его, или прекращает расстановку: возможно, выбрано не то время и не та система.

  5. Действие образа расстановки. После расстановки заместителей начинается фаза тишины, чтобы заместители могли вчувствоваться. Здесь расстановщик обращает внимание на различные телесные проявления: навязчивые или беспокойные движения, позу, мимику, перевод взгляда с одного лица на другое или «убегающий» взгляд.

  6. Опрос заместителей. Терапевт задает заместителям вопросы о том, что они чувствуют на занимаемых ими местах. Важно, чтобы заместитель озвучивал не свои размышления по поводу расстановки, а только то, что он чувствует. Опрос начинается либо с того заместителя, который проявляет какую-то необычную динамику, либо, при невыраженной динамике, с отца и матери, переходя затем к детям (в семейных расстановках).

  7. Обнаружение системной динамики. Это и есть ядро расстановочной работы – следование за реакциями заместителей, за тем, что видит и чувствует сам терапевт, а также дополнения и перестановки. На этом этапе шаг за шагом раскрывается проблема, гнетущая систему – семью или организацию.

  8. Установление порядка внутри самой системы. Чаще всего расстановка приходит к созданию какого-то нового порядка в системе, который проявляется в некоем образе-решении. Чаще всего это – правильный порядок расстановки членов системы. Заместители не знают, «как надо», ведь они находятся внутри системы, и правильно расставить их – задача для терапевта, так как существует единый правильный порядок, где каждый член системы должен занимать свое место.

  9. Включение клиента в расстановку. Клиента включают в расстановку тогда, когда становится ясно, в каком направлении пойдет решение, но сам процесс решения должен проходить сам клиент. В тех случаях, когда клиенту сложно принять сложные процессы его семьи, расстановщик работает с заместителями до конца. Хотя бывает, что клиент обходится без заместителя и сам участвует в расстановке с самого начала, но обычно ему легче наблюдать за динамикой со стороны.

  10. Образ-решение. Это – такой порядок или действия, после которых все участники расстановки чувствуют себя хорошо: лица становятся открытыми и ясными, часто проносится вздох облегчения.

  11. «Разрешающие» фразы. Завершающий этап расстановки – «нужные» слова, сказанные участниками друг другу. Их может предложить терапевт или предоставить их поиск заместителям. При произнесении этих фраз очень важен зрительный контакт, даже если кто-то из участников постоянно отводит взгляд.

Вот так и происходит процесс системной расстановки. И все же, даже разложенный «по полочкам», этот метод не открывает нам главной тайны – как это работает?! Откуда незнакомые люди получают столь подробную информацию о семье, роде, организации?! Но главное – что метод работает, причем очень успешно.


Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как работают системные расстановки? Это эзотерика или наука?
  • Коучинг, психотерапия или расстановки - что выбрать, если нужно увеличить доход?
  • Бизнес-расстановки как метод «лечения» организаций
  • Что такое системные расстановки?
  • Что такое семейные расстановки?
  • Семейные расстановки. Выборы. Перемены. Решения
  • А был ли мальчик? Или расстановки врут...
  • Как через семейные расстановки двигаться к переменам в жизни?
  • Системные расстановки: кого догонит счастье?
  • Про системные расстановки и работу с травмой
  • Почему для женщины важна любовь, а для семейной системы обмен?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Кто же я? Расстановщик, системщик, терапевт или консультант?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Развивашки для малышей. Как это работает?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Инструкция для заместителей в системных расстановках: чувствуй, а не думай
  • Какие «плюшки» и бонусы получают заместители в системной расстановке?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • "Таблетка для счастья". Полезные тренинги, семинары и группы, и не очень - как отличить?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • 7 шагов системы саморазвития. Стратегия не для всех
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь