Как родителям реагировать на конфликты между детьми?

Две подоплеки конфликтов.

Основа всех конфликтов между детьми в семье – конкуренция и ревность. Для каждого ребенка мама и папа исключительно важны. И если брат или сестра отнимают родительское внимание, у ребенка возникает желание отстранить «конкурента» или наказать его.

Конкурируя между собой, дети учатся лидировать и подчиняться, отстаивать свою точку зрения и договариваться, это их школа жизни. Сиблинги (так называют братьев и сестер) находятся в психологически более выгодной ситуации, чем единственный ребенок в семье, поскольку получают богатый опыт взаимоотношений и улаживания конфликтов.

Родительское дело – сторона.

Вмешиваться в разборки детей взрослым стоит только в том случае, если между «конкурентами» развернулась в прямом смысле ожесточенная борьба и возникла угроза их здоровью и жизни. Драчунов необходимо насильно разнять и, не выясняя, кто прав, кто виноват, развести по разным комнатам или углам.

В остальных случаях родителям лучше сохранять нейтралитет, чтобы не усугублять детскую ревность. Дети в пылу ссоры начали драться или слишком шумят – ругать и наказывать обоих. Старший ударил младшего, младший укусил старшего – ни в коем случае не распекать «забияку» и не жалеть «пострадавшего», а дать им возможность самим разрешить недоразумение. Потом, когда дети успокоятся (а они прекрасно умеют делать это без вмешательства взрослых), с помощью игрушек или предметов можно проиграть ситуацию конфликта и способы мирного выхода из нее.

Профилактика «бесполезных» и деструктивных конфликтов.

Родителям, заинтересованным в том, чтобы их дети не ссорились по ничтожным поводам и могли извлекать полезный опыт из конфликтов, психолог Людмила Овсяник рекомендует:

Обеспечить каждому ребенку личное пространство в доме. Для того чтобы дети учились защищать свои границы и уважали чужие, следует позаботиться о том, чтобы у каждого «отпрыска» была своя комната или хотя бы свой закрытый угол (например, отгороженный шкафом или потолочной шторой).

Демонстрировать конструктивную модель поведения в конфликтных ситуациях. Манеру поведения и способ решения конфликтов дети бессознательно перенимают у родителей. Как ведут себя папа и мама, когда злятся? Пусть взрослые взглянут на себя со стороны и сами учатся находить компромиссы и отстаивать свои интересы, не ущемляя интересов другого.

Обучить детей способам «переадресации» злости. Ребенка, который очень злится, необходимо научить выпускать пар на неодушевленные предметы.

Например, ему можно предложить:
поколотить боксерскую грушу или мягкую игрушку;
мелко изорвать газету;
похлопать воздушные шары;
громко покричать, глядя на себя в зеркало;
отжаться, попрыгать;
покидать дротики в цель;
потанцевать под громкую музыку.
Наладить семейную гармонию помогают веселые игры для разрядки напряжения:

«Рыбки в шляпках». Бессмысленные сочетания слов часто вызывают веселье, задача игроков – придумать диалоги с логической абракадаброй. Например, мама говорит: «Сегодня у нас на завтрак рыбки в шляпках». Ребенок отвечает в том же духе: «А на обед у нас будут яйца в сапогах». Мама подыгрывает: «А на ужин мы поживимся бутербродами с утюгами».

«Батоги». Для игры понадобятся две трубы из тонкого пенопласта, длиной 70 см и диаметром 4­-5 см. «Игральные палки» также можно сделать из поролона: свернуть его в трубки и сверху надеть самодельные чехлы, лучше красного цвета.

Игроки должны фехтовать и драться «палками», соблюдая следующие правила: тот, кого ударили, замирает; ударивший говорит: «Извини», пострадавший отвечает: «Извиняю» – и игра продолжается. Длительность одного сеанса – приблизительно 10 минут. Игра развивает у детей самоконтроль, учит соблюдать рамки, снижает негативные эмоции, дает выход агрессивным импульсам.

«Обзывалки». Детям предлагается обращаться друг к другу, используя смешные «обзывалки»: названия овощей, фруктов, грибов, мебели и пр. Например: «Ты, Лена, морковка!» – «А ты, Юра, арбуз!» Игра помогает детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.


Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Правила защиты детей во время семейных конфликтов
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Почему детям важно, когда родители смеются, или как научить детей импровизации.
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Сказка о Духе или (Логотерапия для детей)
  • Мои дети не дружат между собой.
  • Должны ли дети родителям?
  • Должны ли дети что-то родителям?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Должны ли дети быть благодарными своим родителям?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Психосоматика или О чем болеют дети
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Мама и дети...
  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Сам себе жилетка или Жалеть себя: стоит или нет?
  • ДРАКОША или МАМА, ПАПА, КРОШКА-СЫН И ДР.
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • О том, как поддержать в горе или кризисе другого человека
  • Одинокие женщины и их дети "для себя"
  • Способы переработки конфликтов. Сфера контактов
  • Способы переработки конфликтов. Сфера тела



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь