Анатомия зависти

Зависть, - состояние человека, вызванное желанием иметь то, что есть у другого. (толковый словарь словарь Ушакова). 

Зависть есть социально осуждаемое чувство, так как провоцирует раздор между людьми (Демокрит). 

Запрета на зависть придерживается и религия, облекая это чувство в одну из Заповедей Моисея.

Как мы прочли выше, сама по себе зависть являет желание к обладанию тем, чем располагает другой. Это чувство появляется при виде успеха другого человека, носит деструктивный характер и сопровождается возникновением кратковременной мотивацией достижения.

Зависть не возникает сама по себе. В ее основе лежит процесс сравнения двух состояний – собственного, и того, к кому ощущается зависть, если его достижения превосходят наши. Если успех, которым обладает другой, разрушается и исчезает, человек, переживавший зависть по этой причине, склонен испытывать радость, более известную как «злорадство». Таким образом, радость от того, что другой человек оказывается лишенным своего успеха, также является проявлением нашей зависти. Зависть не может испытываться к тем, кто по каким-то критериям обладает более высоким статусом, чем мы. В таких случаях в нас формируется понимание, что какие-то критерии для нас являются недостижимыми, потому что то-то и то-то… Зависть возникает в тех случаях, когда мы ощущаем в себе способность достичь такого же (и большего) успеха, которым обладает человек, вызвавший у нас чувство зависти. Таким образом, переживаемая зависть является тестом на наличие в нас определенных задатков. Если человек обладает недостижимым для нас успехом, например, является чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике, зависть к нему не возникает. В таких случаях наиболее вероятно чувство восхищения,  как минимум, - уважения.

Зависть ощущается в случаях, когда человек, обладающий притягательными для нас достижениями, находится в категории, к которой принадлежим и мы. Или группе, занимающейся схожей с нашей деятельностью, и где мы могли бы рассчитывать на успех. Например, сослуживец, добившийся раньше нас повышения в должности, способен вызвать в нас зависть. Или знакомая, получившая (в отличие от нас) шубу в качестве подарка.

Зависть переживается там, где есть неустойчивое ощущение себя, как личности. То есть, проявлениям зависти наиболее подвержены люди с нестабильной самооценкой. Такая самооценка, базирующаяся на состоянии неопределенности относительно собственных возможностей, является уязвимой от внешнего воздействия, которое способно ее разрушить, или дестабилизировать. При разбалансировании самооценки путем внешнего воздействия, переживаются негативно окрашенные чувства: ощущение беззащитности, подавленности, слабости, злости и несоответствия окружающей среде. Таким образом, разрушительная сила зависти состоит не в самом желании обладать чужим успехом, а в нашей уязвленной самооценке. Снижение самооценки является деструктурирующим фактором для личности, и переживание такого состояния быстро сменяются попытками его подавить путем вытеснения, или рационализации ощущений, повлекших снижение самооценки.

Возникновение зависти к чужому успеху может быть обусловлено отсутствием собственных достижений в этой области. В таком случае уязвленная самооценка может посеять сомнения в правильности избранных приоритетов и вызвать апатию, или желание сменить род деятельности, начав все заново.

В силу социального неодобрения и соответствующего воспитания многие не решаются признать у себя наличие зависти. Между тем, наличие зависти, как уже отмечалось, обладает мотивирующей составляющей. Зависть потому и возникает, что мы ощущаем собственный потенциал для достижения успеха. Мы можем ощущать притягательную силу чужого достижения и желание его обрести, но прежде чем начать действовать в этом направлении, необходимо взвесить собственные возможности и ресурсы, включая и определение задатков. Вряд ли можно ожидать от человека, не обладающего волей и настойчивостью в освоении нового материала, что в будущем он сможет стать академиком. Важным является и понимание временного фактора, так как в определенных сферах деятельности возраст накладывает собственные ограничения, что может свести на нет все усилия по достижению успеха.

Так как зависть возникает при нестабильной самооценке, становится очевидным, что воля к достижению у такого человека не является выраженной чертой характера. Поэтому, из доступных вариантов действий после переживания зависти, он, возможно, выберет вариант мести. Наиболее распространенным проявлением мести к чужому успеху является его обесценивание. В случае с шубой, это может быть вскользь оброненная фраза относительно того, что еще вчера такие шубы с самосвала продавали мешками. И что шуба вообще не выглядит новой. Возможно, она и вовсе краденная… Подобные выпады окружения, обусловленные желанием мести, способны подорвать у человека веру в собственный успех.

Противостояние мести. Манипулятивным, но действенным, является перехват инициативы у возможных завистников, когда от себя высказывается мнение, обесценивающие собственные достижения. Например: я купил эту квартиру, но уже пожалел три раза, потому что в нее летят комары от близкой речки, чем-то воняет из подвала, и уже ясно, что необходим капитальный ремонт, иначе потолок рухнет. В таком случае завистникам остается плестись со своей завистью следом, вслух утешая обладателя успеха, и про себя злорадствуя, что приобретение квартиры явилось для него источником новых проблем, которые, в идеале, однажды его и придавят, вместе с потолком. Однако использование манипулятивных схем не присуще сильным личностям. 

Это выглядит странно: человек чего-то добился и вдруг вынужден обесценивать значимость собственного успеха. Очевидно, что такое поведение присуще тем, кто не считает свой успех заслуженным, и из опасения санкций со стороны окружения вынужден маскировать значимость своего успеха, прибегая к  конформизму

Поступая таким образом, достигший успеха демонстрирует неуверенность в его закономерности. По сути, здесь мы сталкиваемся с той же нестабильной самооценкой и страхом ее разрушения. Поэтому применение манипулятивных схем обесценивания собственного успеха из опасения санкций со стороны референтной группы следует относить не кмотивации достижения, а к мотивации избегания. Следуя такой мотивации, человек начинает думать не о реализации собственного потенциала, а о путях избегания санкций со стороны окружения, что в конечном итоге отобьет у него стремление к дальнейшему развитию и самореализации. Нет ничего страшного в том, чтобы отметить и признать у себя наличие зависти. Это отражает нашу аутентичность в отношении собственных чувств, потому что нет человека, не переживавшего чувства зависти. Равно как и человеку, добившемуся успеха благодаря личным качествам, нет оснований опасаться, что его успех будет кем-то обесценен.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое зависть?
  • Зависть и высокомерие: что делать, когда в тебя кидают кирпич?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • От апатичной зависти – к витальной зависти
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Почему зависть может быть только черной
  • Хорошее чувство Зависть.
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Кто и что является источником кризиса в психотерапии?
  • Азбука успеха по-виктОровски, или как познать себя через отверстия
  • Что для нас деньги? Хотим ли мы быть богатыми
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?
  • Стоит ли бороться с завистью? Как сделать зависть своим ресурсом.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Зависть как ресурс
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Чему нас учат трудности и что нас поддерживает?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Что нас не убивает – делает нас сильнее?
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как и на что нас программируют родители
  • Зависть и благодарность: украсть чужое счастье или создать своё?
  • Зависть: как ее понять и как ею воспользоваться.
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • ЛЮБОВЬ ИЛИ ДЕНЬГИ. ЧТО ДЕЛАЕТ НАС СЧАСТЛИВЫМИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
  • Про зависть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь