|
Схема-терапия: что это такоеЧто такое схема-терапия?Схема-терапия - это психотерапия характера, тех его особенностей, которые причиняют людям боль, разрушают их отношения с другими и мешают им жить осмысленной, приносящей удовлетворение жизнью. Схема-терапия – подход, совмещающий в рамках одной теоретической модели когнитивно-поведенческий, психодинамический, гештальт-подход и теорию привязанности. Изначально он был создан для помощи хронически депрессивным людям, которым не помогала традиционная когнитивная психотерапия. Однако в последнее десятилетие схема-терапия завоевала прочную репутацию одного из наиболее эффективных методов психотерапии характера. К счастью, сегодня схема-терапия активно развивается и в России. Егору 32 года. Когда ему было 6, родители переехали работать на Шри-Ланку и отдали его в местную школу. Мальчик оказался в чуждом окружении, он сильно отличался от других детей, не понимал их обычаев и правил. Никто не поговорил с ним о том, что его ожидает, не помог справиться со стрессом и не поддерживал во время адаптации. А через несколько лет семья вновь переехала, и Егор попал в точно такую же ситуацию: один среди чужих и непохожих. Его потребность в принадлежности к группе не удовлетворялась именно в том возрасте, когда это особенно важно. В результате у него сформировалась схема «Социальной изоляции». Егор чувствует свою отделенность от других людей, уверен, что совершенно не похож ни на кого из них. Он считает себя одиночкой и ему не приходит в голову поискать тех, с кем он говорил бы на одном языке: людей с близким ему взглядом на мир и схожими интересами. Егору приходится много общаться, но он избегает говорить на личные темы, поскольку уверен, что его не поймут. Кроме того, он много переезжает, поскольку в новой обстановке чувство изолированности объяснимо логически и не так сильно его расстраивает. Потребность Егора в принадлежности к группе, в понимании, что есть другие люди, с которыми он чувствует себя «в своей тарелке», по-прежнему не удовлетворена. И это вносит весомый вклад в его апатию, одиночество и подавленность, которые привели его в психотерапию. Почему «схема»?Понятие «схема» активно используется в рамках когнитивной психологии – разделе психологии, изучающем как устроены наше восприятие и мышление. Схемы – это убеждения и чувствования о себе, других и мире, в которые люди верят автоматически, «интуитивно», не задавая вопросов. Мы воспринимаем мир сквозь призму наших схем и в этом нет ничего патологического. Это обычный, свойственный любому человеку способ организации своего опыта. Без схем мы тратили бы слишком много времени на понимание того, что происходит вокруг и что с этим делать. Проблемы возникают тогда, когда схемы:
В результате, действие таких схем не помогает, а мешает нам жить. Снова и снова мы наступаем на одни и те же грабли, даже если изо всех сил пытаемся их избежать.
Это только примеры. Но если на какой-то из этих вопросов вы ответили «да», теперь вы на собственном примере знаете, как нам мешают жить такие схемы. Они вызывают сильные негативные чувства, склоняют к мрачным мыслям о себе, других и мире, под их влиянием у нас не получается заботиться о своих потребностях и достигать желаемого. Такие схемы Янг назвал Ранними Дезадаптивными Схемами. Он предположил, что они возникают в раннем детстве, когда базовые потребности ребенка не удовлетворяются, либо удовлетворятся несоответствующим образом. Найденное в детстве средство справляться с болью в таких ситуациях, взрослый продолжает использовать автоматически, часто даже не замечая этого. Или, заметив, зачастую мало что может изменить. Янг выделил 18 Ранних Дезадаптивных Схем, разделив их на группы, в зависимости от базовой неудовлетворенной потребности. Здесь мы только перечислим их, а подробно обсудим в следующей статье.
Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство).
Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности.
Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды.
Потребность в спонтанности и игре.
Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю. Почему в детстве не удовлетворяются базовые потребности?Как правило, это сочетание несколько факторов. Во-первых, это семейные привычки и ценности, личные особенности родителей. Во-вторых, это врожденные особенности ребенка, например, свойства его темперамента. И, наконец, это просто жизненные обстоятельства. Вернемся к Егору. Если бы его родители умели бы говорить о своих чувствах, или если бы в школе оказалась бы пара ребят из России, или если бы он родился со слабо выраженной потребностью в общении, вполне возможно, у него не было бы сегодня схемы социальной изоляции. Ранние дезадаптивные схемы есть у всех. Никто из нас не вырос в идеальной обстановке, где все наши потребности удовлетворялись именно так, как нужно: не больше и не меньше. Но схемы могут быть выражены в очень разной степени. Чем сильнее схемы, тем чаще они «срабатывают, тем бОльшую боль приносят. Чем больше у человека сильно выраженных схем, тем больше базовых потребностей ему сложно удовлетворить. Цель схема-терапии – снизить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему понять и научиться удовлетворять свои базовые потребности. Схема-терапия помогает людям изменить то, как они думают, как они чувствуют и как они действуют. Для этого она использует множество стратегий, разработанных в разных психотерапевтических школах. Одни стратегии работают с мышлением и направлены на изменение того, как люди думают о себе, других, мире и своих потребностях. Другие стратегии направлены на изменение того, как люди чувствуют , на работу с эмоциональной памятью и воображением. Для этого используются как техники, типичные для гештальт-терапии, так и собственные разработки Дж. Янга. Поведенческие стратегии помогают изменить то, как люди действуют в обстоятельствах, которые запускают их схемы. Иногда для этого необходимо освоить недостающие навыки, например новые способы общения, иногда - научиться расслабляться, иногда просто раз за разом пробовать вести себя по-другому. И, наконец, важной частью схема-терапии являются терапевтические отношения. Очень важно, чтобы психотерапевт был теплым, эмпатичным и, в рамках терапевтических отношений, заботился о потребностях клиента. В процессе совместной работы терапевт и клиент создают общее видение проблем и трудностей, обсуждают план работы, делятся наблюдениями. Егору предстоит найти то общее, что есть между ним и другими людьми. Вспомнить и в безопасной обстановке, с эмпатической поддержкой терапевта, выразить ту боль, которую он испытывал, когда его отвергали дети. Научиться говорить о своих переживаниях, наблюдениях и интересах сначала в кабинете психолога, а потом с другими людьми. Преодолеть тревогу и страх и все-таки найти тех, с кем он сможет говорить на своем языке и чувствовать себя свободно и раскованно.
С уважением, Наталья Дикова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|