ОТЧЕГО РАССТРОИЛСЯ ЖЕЛУДОК ИЛИ ПРО ПОСЛЕДСТВИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ГОЛОДА

Однако, бывает, что проблемы лежит чуть глубже, в психологической плоскости, и после некоторой работе именно в этой сфере проблемы желудком «волшебным образом» исчезают, несмотря на то, что качество продуктов в соседнем магазине остается прежним. Правда, надо отметить, что после такой психологической работы, у человека обычно возрастает способность заботиться о себе, и он становится более избирательным в принятии пищи, все чаще склоняясь к «здоровой еде», теряет страсть к фастфуду и различным снекам, перестает переедать.
 
ПИВНАЯ «СОСКА», СТРАХ «ОБЛАЖАТЬСЯ» И ОТРАВЛЕННОЕ ЯБЛОКО
 
С точки зрения психосоматики, многие пищевые расстройства берут начало в раннем детстве, до года, когда у ребенка нет еще ни сознания, ни, соответственно, какого бы то ни было представления о различиях между психикой и телом. Все приятное неприятное ребенок проживает и запоминает всем телом. Для его физического выживания необходима еда, а для нормального психологического развития  – любовь и забота. Поэтому в бессёознательном эмоциональная «кормежка» и еда уравниваются – ребенок получает питание и любовь от матери одновременно. Первичные удовольствия концентрируются вокруг зоны рта и кормления. Поэтому во взрослом возрасте встречаются отголоски подобных состояний – люди в состоянии стресса, в случае неполучения достаточной эмоциональной поддержки, как бы оказывают ее себе сами – много едят, пьют или курят (некоторые даже называют большие бутылки пива «сиськами» или «сосками»).  Повышение тревоги в связи с каким-либо стрессом также может оказывать и обратное действие – поскольку еда также символизирует чувство базовой безопасности, приобретаемое ребенком на руках матери, у человека нарушается аппетит, и он не может есть, если чувствует себя небезопасно. Например, многие девушки настолько тревожатся на первых свиданиях, что не могут проглотить ни кусочка.  Подобное происходит при различных потерях, например, при разводах и расставаниях человек лишается эмоциональной «кормежки», которая была настолько важна, что не может быть заменена физической. У таких людей также часто формируются гастриты и язвы.
 
Наталье было 28, когда она обратилась с проблемой переедания в стрессовых ситуациях - замкнутый круг «похудение-набор килограммов обратно» был для нее мучением уже несколько лет. Во время психологической работы Наталья смогла опознать, что основная причина стресса для нее - тревога в ситуации, угрожающей ее чувству безопасности. Такими ситуациями для нее были любые конфликты.

Выросшая в семье, где родители находились постоянно на грани развода и громко ссорились, не стесняясь присутствия маленькой испуганной дочери, Наталья всегда была особо чувствительна к громкости голоса и интонации. Поскольку в детстве утешить ее никто даже и не пытался, то и обращаться за поддержкой и сочувствием к близким людям она так и не научилась, а успокоение с тех пор находила  в еде - неодушевленном и подконтрольном объекте, на который всегда можно было положиться. Излюбленным продуктом для нее был салат оливье, символ советского праздника, и сдобные булочки, похожие на те, что на праздник делала бабушка, единственный более менее мирный член семьи. Эти продукты напоминали Наталье о времени праздника и хоть какого-то подобия мирной семейной жизни.
 
Проблемы же с кишечником символизируют чуть более позднюю стадию развития, начиная с года, когда ребенка приучают к горшку, требуя контролировать свои выделительные функции в связи с социальными нормами. За это его либо хвалят «молодец, все сделал, как надо», либо стыдят  - «опять испачкался». Поэтому символически эти функции увязываются с контролем, достижениями и возможностью отдавать или удерживать.  Поэтому у взрослых людей нередко встречается «медвежья» болезнь перед серьезными событиями, где необходимо «не облажаться» (часто и покруче слова используются). У людей же с хроническими запорами часто имеются проблемы с возможностью что-то получать от внешнего мира и других людей. Проблемы с доверием вызывают тенденции к повышенному контролю и цеплянию за то немногое, что у человека имеется. Их установка, как говорят психоаналитики: «Вряд ли что-то ценное можно получить. У самого мало, отдавать что-то я не намерен. Держусь за то, что имею».
 
Есть и более тяжелые пищевые расстройства, связанные уже с проблемами восприятия собственного тела и внешности - это анорексия (навязчивое стремление похудеть, почти полный отказ от еды, часто сопровождаемый компульсивным желанием разглядывать, нюхать еду и закармливать ею окружающих) и булимии (постоянная рвота после приема еды). В основе таких тяжелых расстройств, нередко несущих угрозу для жизни, так же лежит отсутствие адекватной теплоты, любви и принятия со стороны родителей, но не в виде похвалы или поддержки в каких-либо стрессовых ситуациях, - неприятие выражается родителем по отношению к детскому телу в целом. Это приводит к тому что столь необходимое восприятие своего тела как ценного и привлекательного ребенком не усваивается, и сомнения, тревога, а иногда ненависть и отвращение к своему телу превалируют. Подобно ведьминскоему отравленному яблоку,  едва не убивающему Белоснежку, еда-любовь не удерживается в теле, а наоборот, заряженная материнским негативом, кажется отравой, портящей собственное тело. Огромный эмоциональный голод  по любви, теплоте и поддержке остается хроническим и нестерпимым, толкающим на отчаянные действия. Такие нарушения требуют длительного психотерапевтического лечения.
 
КАК ЖЕ «УТЕШИТЬ» ПИЩЕВАРИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ?
 
Важно помнить, что наша истинная, детская часть всегда телесна, эмоции берут свое начало в теле (а они - главные сигналы о том, что с нами происходит), в ней хранятся все переживания и желания. Любые проблемы с желудком являются «посланиями» нашей внутреннего ребенка, который может  реагировать на различные ситуации совсем не так, как предполагается нашей частью взрослой. Из-за «разницы настроений» наших внутренних составляющих человек не всегда осознает, почему он себя ведет или чувствует совсем не так, как хотелось бы в той или иной ситуации. Чтобы разобраться и понять, что происходит с самим собой, бывает полезно наладить внутренний диалог со своей детской частью -  если представить своего внутреннего ребенка и дать ему имя (свое уменьшительно-ласкательное или «солнышко», «зайчик» и т.п.), то можно обращаться к нему и спрашивать, что происходит, что он/она чувствует, что хочет и как и на что реагирует.
 
Марина, 34-летняя пиар-директор в крупной компании, покрывалась холодным потом  и страдала от «медвежьей болезни» перед массовыми публичными выступлениями, За три дня до выступления она не могла проглотить ни кусочка. «Что происходит?!» - недоумевала она, - «Я прекрасно знаю тему, я хорошо говорю, я не раз выступала, и опять все то же самое!» «Я справлюсь, я  справлюсь, все будет в порядке» - твердила она как заклинания разнообразные «позитивные утверждения», которые так и не производили должный эффект… Когда она представила свою «внутренюю девочку», то та представилась ей забившейся в темный чулан, где сидела, трясясь от страха и никак не желая вылезать. Теперь предстояло наладить новый диалог с этой девочкой - от самоподстегиваний в духе «а ну соберись, сейчас всех порвем!» Марина перешла к попыткам со своей внутренним ребюенком договориться по-хорошему (как с ней никогда и не договаривались, строгий отец-военный постоянно жестко с нее спрашивал по домашнему заданию и оценкам в школе, и давать ему отчет было делом мучительным): «Сейчас, Маришка, мы с тобой выступим, не бойся, я все время с тобой, а потом пойдем купим что-нибудь приятное для девочек и по мороженому в награду». Со временем она смогла представить, что берет свою девочку на руки и обнимает, и мучительный страх, сопровождаемый расстроенным желудком прошел - так как причин для расстройства больше не было.
 
Проблемы с ЖКТ – одни из самых распространенных в психосоматических явлениях. Они могут быть временными в стрессовых ситуациях, и в таком случае с ними легко можно справиться простыми и всем доступными лекарствами от таких расстройств. Также хорошо помогают усилия по распознаванию своих эмоциональных потребностей в поддержке и участии и стремление такую помощь получить от близких людей. Очень полезно найти человека, с которым можно разделить свои эмоциональные переживания и получить сочувствие и сопереживание, и не менее полезно научиться с сочувствием и заботой относиться к себе самому, вместо постоянной критики, самопопрепов или попыток анестезироваться едой. Проблема требует особого подхода, если подобные расстройства становятся хроническими и наносят серьезный ущерб здоровью. В таком случае нередко необходима психотерапевтическая помощь – подобные расстройства обычно хорошо поддаются подобному лечению.



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • А что, так можно было?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЖЕНЩИНОЙ, КОГДА ВЛИЯНИЕ ТРАВМЫ НА НЕЕ ОСЛАБЕВАЕТ?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Мир внутри и мир снаружи. Чтобы понять, что с тобой происходит, посмотри на людей вокруг.
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • ПОЧЕМУ В СЕМЬЯХ, ГДЕ ВСЕ ХОРОШО, ЧТО-ТО НЕХОРОШО С ДЕТЬМИ
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь