|
Парадоксы самооценки
От чего зависит уровень самооценки человека? Почему одни люди более уверены в себе чем другие? Почему, именно те люди, которые трудятся больше, часто менее уверенны в себе, чем бездельники? Как укрепить свою самооценку?
Парадокс: тема самооценки популярна, тысячи делающих работают активно в этом поле, но эффективность остаётся вне поля зрения. Я предлагаю обратить внимание на сам термин "самооценка". САМООЦЕНИВАНИЕ. По сути, самооценка - это выставление нами самими себе же оценок. Знаете, как в школе: выучил урок, был прилежным - садись "5" (ну или "12"). Отвлёкся, растерялся, забыл что-то - "2". И как Вам те дети, которые переживают за оценки? Представьте себе ребёнка, который прилежный и делает всё, чтобы только одни высшие оценки получать? Какой он, этот ребёнок? Он раскован? Он счастлив и наслаждается жизнью? Нет же! Как правило, такие дети, даже если выучили урок идеально, трепещут, что могут что-то забыть или что учитель оценит их не верно. Вряд ли все, кто работают на повышение и укрепление самооценки задумываются об этом. Но это так. Вы бросаете все силы, чтобы выйти в отличники (кто-то в хорошисты). И это не приводит к расслаблению, повышению аттракции (симпатии) окружающих к Вам. Ну не любят отличников в "живой природе". Тем, кого беспокоит своя самооценка, хорошо бы задуматься: а кто такой их внутренний учитель, который выставляет эти оценки? И работа тогда будет заключаться в переходе на другую систему самовосприятия. И когда Вы прочувствуете свободу от того самого "не доброго учителя", то обнаружатся удивительные вещи. Реакции на внешние раздражители станут в корне иными и положительно удивят Вас.
Так как же повысить заниженную самооценку?
Первым и важным шагом будет увидеть, прочувствовать и опознать "внутреннего учителя", который выставляет оценки. Следующий шаг - смена системы самоощущения: мы становимся самому себе не "строгим учителем", а "мудрым учителем" и "любящим родителем". В этой работе охватывается масса глубоких и важных тем: принятие своей, так называемой, тёмной стороны (слабостей, поражений и т.п.) и предоставление себе права на ошибку, проявление своих личных желаний (и отделение их от ожиданий близких и социальных стандартов). Отдельным шагом является снижение важности мнения окружающих для нас. Этот шаг часто упускается: многие бросают все силы на то, чтобы лишь адекватно воспринимать критику, но забывают о зависимости от положительных оценок. Так вот, в первую очередь, стоит снизить важность положительных оценок для нас. Особенно это касается погони за одобрением самых близких людей: мамы, папы, мужа/ жены, детей. Завершающий важный шаг: диагностика чувства вины. Именно чувство вины проявляет в нас жертву и даёт возможность окружающим легко манипулировать нами. Обратная конструктивная сторона чувству вины - ответственность. С одной стороны, при проработке предыдущего пункта - уже запустится положительная динамика. Но часто, есть другие первопричины возникновения чувства вины. Их желательно отработать отдельно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|