|
Психологический феномен «Pokemon GO», или как поработить мир за 10 дней
За последних несколько дней мир охватило покемонное безумие. 6 июля компания Niantic официально запустила приложенние «Pokemon GO». Суть его очень проста: игра является квестом-бродилкой, с элементами дополненной реальности. Приложение представляет из себя реальную карту местности, на которой обозначены «достопримечательности» и «живут» покемоны. Каждый игрок – «тренер покемонов», цель которого собрать как можно больше этих чудных зверушек, сражаться с другими тренерами и «прокачивать» своих питомцев.
За несколько дней эта игра побила все рекорды популярности – обогнала по среднему ежедневному использованию Instagram, WhatsApp, Twitter и Facebook. И это только начало, ведь приложение пока доступно не во всем мире.
А теперь, давайте попробуем рассмотреть этот, распространяющийся как вирус, феномен, с точки зрения психологии.
Почему это приложение интересно людям?
Во-первых, людям интересно все новое. Легкая, неказистая игра с простым интерфейсом, не вынуждающая к обладанию какими-то особенными умственными, физическими или психическими данными. Нужно просто ходить по городу и собирать зверьков, руководствуясь реальной картой местности в телефоне.
Во-вторых, людям нравится все популярное. Даже если вы являетесь противником мейн-стрима и не следите за трендами, вам стоит узнать что такое «Pokemon GO» «изнутри», прежде чем давать оценочные суждения по поводу приложения.
В третьих, у некоторых людей (скорее всего, они составляют большую часть целевой аудитории) эта игра вызывает приятные ностальгические чувства, связанные с детством, когда мультик про покемонов был на пике популярности. У каждого пользователя есть возможность соприкоснуться со своим прошлым, возможно даже, ненадолго впасть в детство.
Четвертая причина – дополнительная мотивация для «занятий спортом». Играя в «Pokemon GO» вы, сами того не замечая, можете обойти полгорода. А это полезно не только для физического, но и для психического состояния. Помимо этого, появляется прекрасная возможность посетить большое количество памяток архитектуры, музеев и исторических мест, так как там располагаются игровые станции PokeStop. (Хотя, в моей округе такими достопримечательностями оказались рынок, спортзал и школа.)
За последней причиной, мы можем обраться к дедушке Фрейду. Он говорил о таком понятии как анальная стадия психосексуального развития. Звучит все намного страшнее, чем оно есть на самом деле. Речь идет о жизненном этапе, который проходит каждый человек в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. В это время ребенок учится самостоятельно ходить в туалет (отсюда и название), и научается получать удовлетворение от того, что совершает эти действия самостоятельно.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. На этом этапе у человека формируется самоконтроль и саморегуляция, аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность и склонность к коллекционированию. В общем, всем нам свойственно желание коллекционировать – людей, вещи, впечатления, покемонов, ведь «все мы родом из детства» - как говорил Антуан де Сент-Экзюпери.
Почему «Pokemon GO» так быстро распространяется?
В социальной психологии есть такое понятие как «заражение». Это один из основных механизмов психологии массы. Его суть заключается в том, что в толпе идеи-мысли-понятия-мода и тд. имеют свойство распространяться лавинообразно. Тут действует принцип, что чем больше апологетов у какой-то идеи (мысли, понятия, моды) есть сейчас, - тем больше их будет завтра, и растут они чуть ли не в геометрической прогрессии.
Например, Маше и Паше понравилась новая игра «Pokemon GO». Посмотрели-поиграли, рассказали десятку своих друзей - ну и окей, так про приложение мог никто больше и не узнать, а те, кто знали, быстро бы забыли. Но вот когда эта игра понравилась уже 100 людям, и они рассказали об этом 1000 своих друзей, то шансы у «Pokemon GO» на мировую популярность значительно возросли (ведь те, кому из этой 1000 игра понравилась, расскажут о ее существовании еще 1000 своих друзей, и т.д.).
В механизме заражения масс есть еще один важный и интересный нюанс - оно происходит совершенно незаметно. Факт в том, что когда человек наблюдает эмоциональный отклик другого, у него непроизвольно возникает такой же эмоциональный отклик. Чем больше людей фанатеют от новой игрушки, тем больше шанс, что и ты зафанатеешь. И тут происходит нечто еще более удивительное – видя в твоей реакции поддержку, человек-первоисточник укрепляется в своей изначальной эмоции, усиливая ее. То есть, Маше понравилась «Pokemon GO», она рассказывает об этом Паше, и где-то на подсознательном уровне, у Паши уже появляется позитивное отношение к игре. Когда Паша, протестировав игру, оценивает ее положительно, и рассказывает об этом Маше, то её эмоции усиливаются, и теперь ей не просто нравится, а очень нравится игра.
Так же необходимо понимать структуру заражения. Фактически, оно состоит из двух частей – внушения и подражания. Последнее является физиологическим механизмом, характерным для всех стадных, и, особенно, высших животных. Именно из-за этого, в основной своей массе, люди стремятся к общности. (Маргиналом в наше время быть можно, но никто не хочет быть одиноким.) А в наш век высоких технологий, интернета и социальных сетей, новости и идеи разлетаются со скоростью света, способствуя распространению механизма заражения масс.
Именно так игра «Pokemon GO», за какой-то десяток дней, смогла завоевать мир.
Плюсы и минусы игры
Неоспоримый плюс «Pokemon GO» - провождение времени на свежем воздухе. Можно выйти на улицу, подышать, получить витамин D, скоротать время по пути в нужное место, посмотреть исторические памятки, параллельно собирая покемонов – хорошо, в общем! К тому же, ты в тренде, и есть отличная тема для обсуждения с друзьями при следующей встрече.
Согласно некоторых исследований, «Pokemon GO» позиционируется как игра, способствующая улучшению психического и физического здоровья игроков, страдающих от депрессии и социальной тревожности. Есть данные, подтверждающие, что пользователи, выходя на улицу, становятся более социально активными, мотивированными на контакт с окружением. Сомнительный факт, конечно, ведь когда человек ориентирован только на свой телефон, и то что в нем происходит, он не становится более открыт и коммуникабелен.
Так же в игре есть несколько минусов. Первый – собирание покемонов в неблагополучных районах – достаточно рискованное занятие. Это может привлечь к активному пользователю больше внимания со стороны неблагополучных элементов, для которых вид дорогого гаджета является сильным искушением. В следствии чего, можно остаться без телефона и пострадать не только морально, но и физически.
Второй – смотря в телефон, не стоит забывать смотреть под ноги и по сторонам. Ведь, будучи вовлеченными в игру, можно не заметить надвигающихся на тебя человека/столб/дерево, угодить в яму, или попасть под машину.
Помимо этого, стоит научиться сочетать приятное с полезным. Если охота на покемона привела вас в музей – осмотрись по сторонам, там может быть куда больше интересного, чем сама игра.
Как противостоять покемон-мании?
Это, скорее, риторический вопрос – ведь «Pokemon GO» уже практически везде. Подключаться или не подключаться к приложению, считать игроков одержимыми или увлеченными, быть в тренде или быть маргиналом – решать вам. Главное, не забывайте получать удовольствие от своего выбора!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|