«Фриланс» и «хоумскулинг» - причина психосоматических расстройств или следствие?

Поднимая этот вопрос, сразу оговорюсь, что фриланс фрилансу рознь (как и домашнее обучение) и речь идет не о тех редких случаях, когда человек путешествует по миру и взаимодействует с большим количеством людей, а о более распространенных сегодня - работе на дому, через интернет, по телефону и пр.. Объединяет эти два понятия одна общая черта – люди сами выбирают с кем, когда и на каких условиях взаимодействовать (им лично или ребенку, за которого они отвечают). Качественные же различия именно в том и состоят – с кем, о чем, когда, на каких условиях и по каким причинам выстраивается это взаимодействие. Сама тема выбора «независимого движения или роста» близка мне в 3 направлениях – как частному предпринимателю, как маме атипичных детей и как психологу-психотерапевту, который чем дальше, тем больше сталкивается с проблемой изоляции как причиной психосоматических нарушений или их следствием. Поэтому я вполне осознаю различного рода нюансы, выгоды и сложности этого процесса, и хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями на тему того, как отличить «добровольную изоляцию» от «рационального менеджмента».
Когда консультирование по скайпу перешло в разряд обычного явления, у меня появились клиенты с действительными паническими расстройствами, обсессиями и различными фобиями, синдромом раздраженного кишечника и кожными заболеваниями  и пр. (за период с 2008 по настоящее время, это было более 100 различных случаев).  Лишь недавно, подняв старые записи, я стала отмечать, что в основном эти клиенты «домоседы» - домохозяйки (в т.ч. мамы долго пребывающие в декрете), фрилансеры (в т.ч. частные предприниматели), сотрудники компаний практикующих удаленную работу и подростки находящиеся на экстернатной форме обучения или уже закончившие его. Обратило на себя внимание и то, что несмотря на разницу самих заболеваний, их симптоматика по большей части усложняла взаимодействие с другими людьми (выход в социум, пребывание в публичных местах, установление контактов, общение с незнакомыми и малознакомыми людьми и пр., уже не говоря о публичных мероприятиях). Для большинства этих клиентов прохождение медицинского обследования для установления диагноза и подтверждения психосоматической основы заболевания превращалось в настоящее испытание, некоторые настолько сопротивлялись «сидению в очередях с больными», что даже отказывались со мной работать. Были и клиенты, которые испытывали такую тревогу, что в ожидании нашей первой встречи, сидя перед монитором придумывали невероятное количество отговорок, чтобы написать, что у них не получилось выйти на связь, а были и такие, первая встреча с которыми отсрочивалась на 1-2 месяца.
С учетом современных тенденций к организации работы/учебы на дому, я не смогла пройти мимо этих случаев. Но однозначно сказать стало такое состояние следствием «изоляции» или причиной пока что мне сложно. Потому что объективно, переходя на такие формы работы и обучения изначально, эти клиенты были вполне социализированы, успешны (компетентны и грамотны) и, пусть работа под чьим-то руководством не удовлетворяла их полностью, все же здоровы. Лишь спустя время, невзирая на их личностную успешность и компетентность в профессиональной сфере, начинались проблемы взаимодействия с социумом. Что автоматически приводило к потере клиентов, потере заработка и невозможности продолжать обучение и искать новую работу.
Когда я только обучалась психотерапии, в одной из своих лекций о диагностических критериях психической нормы и патологии, главный психотерапевт Украины Б.В.Михайлов высказал одну важную мысль, подтверждение которой я могла обнаружить работая как в психиатрической клинике, так и в индивидуальной практике. Он говорил, что понятия психической нормы и патологии слишком размыты и условны, но есть 2 критерия, по которым можно увидеть, что человек переходит ту самую «черту». Психический – это когда человек не различает реальность от фантазии, от иллюзии. Социальный – когда человек не зарабатывает деньги, соответственно не способен себя обеспечить базовыми потребностями. Ведь на самом деле, можно быть бесконечно гениальным и самобытным, но в то время, когда жизнь превращается в борьбу за выживание еще и под руку с иллюзиями – нужно задуматься.
Получалось, что в отличие от привычных мне диабетиков, аллергиков и пр., у этих клиентов действительно присутствовали симптомы подводящие их к этой «черте». С одной стороны психогения вызывает у нас знак вопроса в сфере адекватности восприятия - я действительно испытываю боль/ приступ/спазм, я действительно схожу с ума/умираю или это плод воображения? Но я же чувствую это реально, почему врачи говорят, что со мной все в порядке? С другой, имеющаяся симптоматика лишает нас возможности находить новых клиентов – зарабатывать деньги, обеспечивать свои базовые потребности.
Что же касается более субъективных моментов, то начиная работу, мы всегда отматываем «ленту времени», проговаривая различного рода телесную симптоматику каждого конкретного клиента, и зачастую останавливаемся на возрасте 11-14 лет. Бывает, что подростки, которые перешли на экстернатную форму обучения связывают это именно с конкретным заболеванием, лечение от которого не давало возможности проходить обучение в обычные сроки (больницы, операции и ЧДБ). Однако чаще рассказ выглядит так: «нет, ну до школы у меня все было хорошо… даже нет, в школе я хорошо учился, мне нравилось… но вот с класса 6-8-го…»  и перечисления: сложности в контактах с одноклассниками; вместо друзей - компьютеры, книги и животные; родители не понимали, не разговаривали, не учили, не обсуждали или в лучшем случае давали бесполезные рекомендации в сложных вопросах; учителя игнорировали, высмеивали, гнобили, а также нередко клиенты рассказывают о случаях психологического и физического насилия. Истории у всех разные, объединяет их по большей части то, что ребенок рос практически «сам один» и наладить контакты со сверстниками у него не получалось. Значимые близкие не удовлетворяли его «терапевтические» запросы, и дальше все накатывалось «снежным комом». Именно здесь, вероятно, и кроется проблема выбора удаленной работы - работы минимизирующей контакты с другими людьми. Когда наконец-то человек стал «взрослым» и обрел возможность самостоятельно решать свою судьбу, он максимально старается оградить себя от взаимодействия с социумом, уйти от той сферы жизни, которая вызывала тревогу, аутоагрессию  и разного рода внутриличностные конфликты. 
Так или иначе, анализируя истории подростков, можно отметить, что на мой взгляд переходный возраст, не самый лучший возраст для выхода на домашнее обучение. Более того, родителям подростков имеет смысл обратить внимание на здоровье ребенка и в случае явно выраженных проблем с компьютерной зависимостью, расстройством пищевого поведения (диеты и навязчивые разговоры о том, что они слишком толстые), акне и заболеваниями жкт, обратиться к детскому специалисту по психосоматике (такого рода проблемы отнюдь не у всех тинейджеров, и чем «покладистее» такой ребенок, тем выше вероятность того, что психологические проблемы не находят адекватного разрешения и переходят в соматику.
Подводя итоги своих размышлений и наблюдений, в связи с тем, что они не имеют под собой доказательной экспериментальной базы, могу предложить следующее - выбирая домашнюю форму обучения для своего ребенка, или переходя на фриланс, задайте себе следующие вопросы:
  • Что на самом деле подталкивает меня к переходу на фриланс или домашнее обучение? Не пытаюсь ли я таким образом избавится от накопившихся конфликтов с другими людьми?
  • Достаточно ли в моем окружении разнообразных социальных контактов (кроме родных и близких)?
  • Могу ли я сказать, что мои отношения со сверстниками не особо складываются, и у меня очень мало друзей?
  • Замечаю ли я за собой склонность переносить, откладывать или отказываться от важных встреч и интересных мероприятий по причине того, что не хочу взаимодействовать с другими людьми?
  • Бывает ли такое, что я избегаю встреч в компании по причине того, что боюсь негативной оценки (буду выглядеть глупо; спросят, а я не знаю что ответить; подумают, что я чудной и пр.)?
  • Испытываю ли я соматические симптомы перед взаимодействием с другими людьми (бессонница, спазмы, головные боли, вегетативные симптомы (потливость, сердцебиение, прилив крови и пр.))?
Нередко клиенты объясняют свой выбор тем, что они не созданы для «системы». В этом есть свой резон. Однако важно учитывать и тот факт, что одна из основных функций психики – адаптация. Человек, живущий в социуме и не имеющий возможности адаптироваться к условиям системы, также обращает на себя внимание специалиста. Адаптация это не синоним принятия и подчинения, как думают многие. Адаптация - это способность удерживать свои параметры в условиях изменяющейся среды! Есть разница между тем, когда человек спокойно обучается или работает в системе, но в связи с экономическими и другими особенностями предпочитает делать это индивидуально. И разница, когда человек постоянно меняет учебное заведение/работу по причине того, что не может прижиться ни в одном коллективе и/или не может адаптироваться к организационным условиям «системы».
Когда переход на фриланс или домашнее обучение вопрос решенный, то важно помнить одно простое правило работы с социальной тревогой: «При наличии симптомов социальной тревоги, добровольная изоляция только усиливает расстройство». Некоторые клиенты работающие в офисе и испытывающие различные проблемы типа кардионевроза (ПР), синдрома раздраженного кишечника (СРК), различных обсессий и пр., стараются перейти на фриланс (меньше контактов - меньше тревоги). Но без психокоррекции со временем симптоматика лишь усиливается, поскольку фриланс это не только «независимость от начальника», а и самостоятельный поиск заказов и пр., что загоняет клиента с повышенной социальной тревогой в еще больший тупик. То же касается и ребенка, когда все внимание родителей и педагогов начинает концентрироваться на нем одном. Не игнорируйте симптомы социальной тревоги, если они есть и тем более не потакайте им.
Если вы родитель, выбирающий домашнюю форму обучения для своего ребенка, обратите внимание на то, чтобы у него была возможность взаимодействовать со сверстниками вне дома (игры во дворе; кружки и секции, в  которых обучение происходит в групповом взаимодействии, а не индивидуально; тематические развивающие лагеря и т.д.). По опыту общения с мамами у которых действительно «особенные» дети, могу сказать, что они используют каждую возможность, позволяющую дать ребенку навыки взаимодействия с социумом.
Если же вы «фрилансер», помните о том, что работая дома, в качестве профилактики, вам необходимо бывать на свежем воздухе каждый день; ежедневно давать телу хотя бы минимальную физическую нагрузку (пробежки, зарядки и пр.); спать не менее 7 часов  в сутки (при этом ложиться до 12 часов ночи); следить за тем, чтобы рацион был разнообразным, минимизировать нагрузку на печень, в том числе следить, чтобы алкоголь, успокоительные, снотворные и различные тоники и стимуляторы не становились «нормой» вашей жизни. Также желательно как минимум 1 раз в неделю участвовать в какого-либо рода социальных мероприятиях (встречаться с друзьями, ходить в театр или на концерты, футбол и пр.) и следить за тем, чтобы ваши социальные контакты не ограничивались со временем.
И если вдруг вам в голову придет осознанное желание завести собаку – не сопротивляйтесь)
Автор: Анастасия Лобазова, психолог-психотерапевт, специалист по психосоматике.


Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта.
  • Рапорт – навык, который позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми
  • Когда человек не чувствует своего Я
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что делать, когда близкий человек расстроен?
  • Когда человек делает то, что он хочет…
  • Почему меня не ценят или когда женщина слишком старается
  • Когда серьезно болеет близкий тебе человек…
  • В какую ловушку мы попадаем, когда делимся эмоциями с другими?
  • Когда МЕНЯ нет, то есть псевдоДУХОВНОСТЬ.
  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Как поддержать себя, когда одолели проблемы
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Когда нужно Думать? Когда нужно Делать? И когда нужно Быть?
  • Особенности работы с людьми, близкие которых совершили суицид
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Когда нет сил, чтобы пережить зиму жизни.
  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Психолог, психиатр, психотерапевт, психоаналитик. В чем разница? Когда и к кому обращаться.
  • Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.
  • Когда пора менять работу?
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Что происходит в Вашем мозгу, когда Вы поставили перед собой цель
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Замереть, чтобы исчезнуть. Когда стыд отбирает жизнь (часть 1)
  • ОДНА ОБЪЕКТИВНАЯ ПРИЧИНА В ПОЛЬЗУ ТОГО, ЧТОБЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОИСКА СЧАСТЬЯ...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь