Ожидания

Биологически ребенок становится в позицию «я – центр мира», где миром для него выступает мать. Он может только требовать к себе внимания, необходимых условий. Если он не будет стяжать чужое внимание, он просто не выживет.
А раз он «центр мира», значит мир должен вращаться вокруг него, отражать его потребности и желания. И отражает. Это родители, это ближайшее социальное окружение. Если мир принципиально не отражает потребности маленького человека, ребенок погибает.
Так появляются ожидания, и если мир не соответствует ожиданиям, то человек жалеет себя, то есть, находится в состоянии противоречия между своими ожиданиями и действительностью – страдает. А поскольку мир только случайно оказывается соответсвующим ожиданиям человека, то человек постоянно жалеет себя. С возрастом отношение «Я – центр мира» прячется в глубине личности, маскируется за наслоениями жизненного опыта и рационализации.
Ожидания – это следствие отношения между «Я» и «не-Я» как «Я – центр мира», заключающаяся в том, что человек ощущая себя центром мира, рассчитывает на то, что мир будет вращаться вокруг него, предвосхищает то, что мир будет отражать его желания, его представления о себе, будет потакать ему. Ожидание – это всегда требование, не всегда явное, требование к чему-либо быть таким, как человек того хочет.
Ожидания – это стяжательское отношение к конкретному результату, причем без подключения личной активности и ответственности, необходимых для достижения и обеспечения этого результата. Формируя ожидание человек не в состоянии увидеть других вариантов развития событий.
Привязываясь к нему он перестает видеть действительность, например, общается не с реальными людьми, а со своими представлениями о них. Ожидания – это уравнивание чего-либо и нашего представления об этом. Мы таким образом говорим этому чему-либо: «Ты обязан соответствовать моему представлению о тебе».
Если человек эмоционально страдает, то в основе его страдания на 99,99% лежит неоправданное ожидание. Ожидание – это всегда безответственность, поскольку привязываясь к определенному результату, человек уже не видит то, что происходит, а созерцает свои галлюцинации (то есть не реальность, а созерцаемое ложное изображение, на котором сфокусировано внимание) по поводу мира и других людей.
Ответственность, как готовность иметь дело со следствиями поступков, предполагает не ожидание, а желание, основанное на твердом знании того, чего человек хочет. Ожидание – это пассивная позиция, в то время как желание – активная позиция. Ожидая человек фактически ничего не делает, он ждет, когда мир подвернется ему нужным боком, или будет вращается вокруг него.
Работа с ожиданиями является основной технологией управления эмоциональными состояниями. Чтобы устранить из своей жизни значительную часть негативных эмоций, необходимо сначала выяснить какие именно ожидания систематически не оправдываются. Для этого:
  • определите 20% ситуаций содержащих 80% негативных эмоций;
  • определите 20% ожиданий ответственных за 80% ваших негативных эмоций;
  • создайте список самых значимых и актуальных неоправданных ожиданий, затем переведите их в желания.
Смысл работы с ожиданиями состоит в том, чтобы сначала осознать ожидания. А затем, если ожидаемое действительно требуется – перевести его в желание, для чего нужно сформулировать действия необходимые для достижения желаемого. И здесь скорость осознания ожидания, особенно такого, которое только начинает не оправдываться, является ключом того, чтобы не допустить возникновения негативных эмоций.
Для этого можно использовать технологию работы с ожиданиями. Как только появиться эмоциональный дискомфорт, нужно задать себе вопросы:
  1. Чего я жду? (какое ожидание начинает не оправдываться и поэтому возникает дискомфорт)
  2. А оно мне надо? (если не надо, то напряжение в этот момент рассеется, а если надо, то нужно задать следующий вопрос)
  3. Как я могу этого достичь? (таким образом переводя ожидание в желание и начав действовать)
Данная технология позволяет не подавить или вытеснить, а действительно убрать из своего репертуара эмоциональных состояний такие чувства как: раздражение, зависть, жалость, ревность, обида, разочарование, злоба, истерика, жестокость, гнев, презрение, досада и т.п. Это значит, что меняться будет не только ваш эмоциональный фон, но и поведение. Жизнь станет более свободной, но потребует и большей ответственности, поскольку самостоятельный неавтоматизированный выбор не всегда лучше и в чистой форме не всегда понятен окружающим. Убирать автоматизмы – значит тратить больше энергии, как минимум поначалу, на выбор оптимального варианта, ведь выбор нужно сделать так чтобы не выпадать из социальной жизни, а повышать эффективность своего существования в любом выбранном направлении.
Ожидания не всегда приводят к негативным переживаниям. К примеру, смешное – это тоже всегда несоответствие ожиданиям. Так построены анекдоты – первая часть провоцирует ожидания, а вторая его не оправдывает. Но смешное – это несоответствие незначимым ожиданиям, но если несоответствие идет с тем, чему придается большое значение это разочаровывает, обижает, раздражает, подавляет и т.д.
 
Статья появилась благодаря книгам Вадима Левкина
Дмитрий Дудалов


Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек идущий (на терапию). Ожидание и реальность.
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДЫВАЮТСЯ?
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Человек не будет иметь удачных отношений до тех пор, пока не наладит их с матерью
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Про слияние и границы своего внутреннего мира. Могу ли я быть счастливой, если рядом горе?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Дано: фантазии и ожидания, желания и планирование.
  • Ожидания без ожиданий
  • Так будет не всегда
  • Виноград всегда будет зеленым
  • Несколько аргументов о том, что вы абсолютно нормальный человек, если ходите к психологу
  • Как наши ожидания заставляют чувствовать себя несчастными
  • Скрыть «Меняйся, если вообще чего-либо хочешь!» - о газлайтинге, критике и о внутренних изменениях.
  • Жизнь без чувств: у души не будет радуги, если в глазах не было слез
  • В кабинете психолога: ожидание и реальность
  • Нужно ли избавляться от негативных эмоций
  • Если ты существуешь, значит, это кому-то нужно!
  • Чего больше всего боится каждый человек?
  • Шесть лет терапии. Ожидания и реальность.
  • Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно.
  • Когда человек делает то, что он хочет…
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Расскажи мне про твое ожидание
  • Кого мы увидим вокруг себя, если узнаем слово «шизоид»
  • Завышенные ожидания
  • Необычные ожидания
  • Завышенные ожидания
  • С нами всегда происходит то, чего мы хотим?
  • Типичные ожидания от психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь