|
Искусственная мифологизация как психологический ресурс.
Все мы знаем, какую важную роль в жизни человек играет психологический ресурс. Это внутренний стержень, дающий уверенность в своих силах, ощущение стабильности и безопасности. Психологические ресурсы являются ключевым фактором как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях. И, конечно, самым мощным ресурсом для каждого человека является его родовая фамилия. Каждый человек, создающий генограмму семьи или генеалогическое древо, сталкивался с ощущением мощного энергетического потока, исходящего из казалось бы простого куска ватмана. Но мощь и сила огромной каменной стены за нашей спиной способна творить чудеса. Человек, визуализировав собственный род, изменяется до неузнаваемости. От него исходит сила, уверенность. И вправду, когда мы имеем такую опору, нам море по колено.
К сожалению далеко не каждый клиент может составить подобное дерево. Сегодня наша память становится короче, и многие фамилию теряют связь со своим родом, и мы уже не знаем имен своих прабабушек. Так как же в этом случае создать клиенту родовой ресурс, ощущение принадлежности к чему-то мощному и значимому, необходимое каждому из нас как воздух. Здесь на помощь приходит создание семейного мифа. Да-да, именно искусственное создание, написание сказки. Ведь что такое миф по своей сути. Платон определял миф как вымысел, который социум считает фактом. Семейные мифы, легенды, передающиеся от бабушек к внукам из поколения в поколение это фундамент, на котором строится мощное сооружение семейных ценностей и традиций. Значимость процесса мифологизации известна издревле и ей придавалось огромное значение и на государственном уровне. Через процесс мифологизации прошли и войны, и персонажи, и целые исторические эпохи. Петр 1 переписал историю, создав новые мифы и легенды, и теперь сам черт не разберет, было нашествие татар или Чингиз хан русский князь, и была обычная гражданская война.
Сегодня вызывают иронию времена, когда практически каждый ребенок, родившийся вне брака, имел свою историю об отце-полярнике или подводнике, или на худой конец летчике, погибшем при геройских обстоятельствах. Я не считаю, что ложь поможет ребенку стать счастливым. Ложь это стена непонимания, стена между ребенком и матерью, возведенная ею. Но, в те времена, матери чувствовали на уровне интуиции, что созданная ей легенда об отце станет для ребенка спасительным кругом, стержнем, на который он сможет нанизать самоуважение, идентификацию себя как полноправного члена общества. Конечно сегодня, когда общество стало терпимым, нет необходимости придумывать подобные истории. Но есть ситуации, когда мифологизация родительства необходима. Это касается травматических обстоятельств появления ребенка на свет. Речь идет о детях, родившихся в результате изнасилования и инцеста. При этом я искренне убеждена, что каждому человеку важно знать об истинных обстоятельствах его рождения, даже о таких трагичных и страшных. Без этого не получится наладить отношения с матерью, ведь человек не зная правды, не зная, через что пришлось пройти его матери, не сможет понять ее поступков, ее отношения к себе, которое сформировалось под влиянием этих обстоятельств. Но правда заключается в том, что ребенок до определенного возраста не в силах понять и принять ситуацию, и именно тут очень важен миф. Миф, который станет фундаментом и опорой, станет гаванью для человека, в который он всегда сможет вернуться в самые трудные жизненные моменты. Эта опора даст силы справиться с истинными обстоятельствами своего рождения, в момент их осознания. Позволит принять их и пережить.
К слову в моей родительской семье тоже существует миф о возникновении фамилии. Моя девичья фамилия Варшавская, доставшаяся в наследство от бабушки чистокровной еврейки. Миф гласит, что ее дед учился портновскому искусству в Варшаве. По приезде оттуда он на дверях своей мастерской повесил табличку «Портной из Варшавы», так его и стали звать Варшавский портной, позже это стало фамилией. Не знаю, какая доля правды есть в этом мифе, но мне в детстве очень нравилась эта история. Я с большим удовольствиям делилась ей и с друзьями, и с учителями. Мои дети тоже очень любили сначала слушать ее, а потом и рассказывать.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|