|
Сексуальность теоретически...Сейчас мы будем говорить о сексуальном развитии, точнее о психическом сексуальном развитии! Психическая сексуальность конечно неразрывно связано с физиологией человека, но эта связь имеет условный характер, то есть в практике все границы (возраст, пол, норма, периоды, этапы) очень размыты и чётко разграничить одно от другого не представляется возможным, да и нет смысла. Конечно, есть средняя статистика прохождения этапов сексуального развития, но лучше всегда помнить, что всё таки - это условности. А если, ещё рассмотреть такие психические процессы как, смещения, сгущения, отсутствие времени и пространства для бессознательного, фиксация, регресс, да прибавить количество вытесненного. То получится совершенно отдельное пространство – психическое измерение сексуальности, в котором живёт человек и с которым работает психоанализ. Поэтому некоторые люди нам кажутся очень сексуальными, но мы не можем точно объяснить почему, а всё потому-что их сексуальность исходит из психического! Родом из детства! Или сексуальность по периодам и по этапам. Фрейд, со своей теорией сексуальности, с одной стороны внёс ясность, но с другой стороны именно Фрейд задал много вопросов, главный из которых - детская сексуальность. До Фрейда считалось, что сексуальность развивается с началом подросткового периода и полового созревания, но именно Зиги обратил внимание, что психические структуры невротиков, имеют свою сексуальную основу родом из раннего детского возраста. Он эмпирическим путём детерминации симптомов, со слов самих пациентов, услышал и описал основы этиологии развития сексуальности. Напомню, что разделение на периоды и этапы развития сексуальности носит условный характер, здесь важна не сама цифра возраста, а процессы, происходящие в психике от влечения, возбуждения и до удовольствия. Тему развития сексуальности можно рассматривать с двух точек зрения, которые встречаются в литературе:
На самом деле эти две точки зрения тесно связаны между собой и являются просто разными углами обзора, которые в большинстве случаев дополняют друг-друга, несмотря на различия. В теории, на сексуальность можно смотреть по-разному, но как бы мы не смотрели, лучше чем в неё окунуться со всей головой способа нет.Поэтому ныряем в глубины сексуальности… Фрейд в описании теории сексуальность, в начале, использует больше первый угол зрения, но в дальнейшем дополняет и расширяет понятие сексуальности и под вторым углом. Что потом будут изучать и излагать его последователи как отдельными трудами, так и совместными теориями. Периоды сексуального развития: Периоды сексуального развития – это тот угол зрения, который больше даёт понимание направленности энергии влечения от Я к объекту. Так в инфантильный период - сексуальность будет иметь выраженный аутоэротичный характер, то есть энергия влечения больше направлена на зону эрогенного возбуждения собственного тела. В латентный период – сексуальность приобретает формат перевода энергии в сублимацию (учёба, хобби). А в пубертатный период – происходит окончательная дифференциация, идентификация, определение психического пола и разыгрывается всевозможные сценарии объектных отношений во всех красках, хотя основы этих сценариев были заложены в инфантильном периоде, на этапе Эдиповых отношений (3-5 лет). Этапы развития сексуальности Этапы развития сексуальности – дают нам угол зрения, под которым можно увидеть какими свойствами будет наделена энергии влечения, эти свойства зависят от эрогенной зоны прохождения энергии. Фрейд очень хорошо заметил, что именно в инфантильный период (до 5-6 лет), проходя через эрогенные зоны возбуждения, энергия приобретает свойства этой зоны и при определённых обстоятельствах может фиксироваться или регрессировать на них (вспоминаем формулу этиологии неврозов). Уже здесь мы видим тесную взаимосвязь этих двух углов зрения. Но если с ними немного поиграть, то можно увидеть намного больше. Например, что «периоды» сексуального развития больше привязаны к физиологии тела, значит они всегда будут развиваться во времени вперёд (инфантильный-латентный-пубертатный). А вот «этапы» развития сексуальность – имеют более психическое значение, то есть психическая энергия влечения может фиксироваться во времени на зонах возбуждения, проходить какой-то этап очень долго, или вообще может быть вытеснена, до выяснения обстоятельства. Следовательно, по этапам сексуальности возможно движение как вперёд, так и назад, или в сторону) Почему так? Потому что, в эти моменты прохождения энергии влечения через эрогенные зоны, в психическом ребёнка будут формироваться первые представления о возбуждении, соответственно на следующем этапе должно сформироваться новое представление о возбуждении. Но если, по каким-либо причинам новое представление не сформировалось, точнее оно оказалось катектировано меньшим количеством энергии, соответственно происходит фиксации на предыдущем представлении и возникают задержки во времени сексуального развития, вытеснение, а возможно и регресс. Вытеснение – это первый способ защиты психики, инфантильный способ защиты, другие способы защиты ещё не развиты в момент формирования первых представлений. Различия между взрослой и инфантильной (детской, неразвитой) сексуальностью очевидны, и они заключаются не в цифре возраста, как мы уже заметили, а в совершенно отдельном психическом измерении – в развитии энергии влечения. Отличия (особенности) инфантильной сексуальности от взрослой: - фиксация на прегенитальных этапах развития (оральной, анальной) – может выражаться например в психосоматике, когда возбуждение конвертировано в определённый орган тела. - аутоэротизм (сексуальность направлена на себя) – не произошла дифференциация на Я-либидо и объект-либидо, и как следствие все сексуальные объекты и цели могут вызывать отвращение, стыд, страх… - смещение сексуальной цели с удовольствия от результата на процесс (полиморфно-перверсные цели, инкорпоративные цели) – сексуальные цели мы будем рассматривать ниже. - амбивалентность влечения – наличие одновременно двух противоположных эмоций, которые по сути говорят о наличии внутренней психической борьбы между влечением и цензурой, и эта естественная борьба есть всегда и у всех, но при инфантильной сексуальности она будет иметь крайне выраженный характер. - инфантильный способ выбора объекта – подробно рассмотрим в одной из следующих глав. Все эти различия, особенности и понятия мы будем обсуждать, в большей или меньшей степени, в следующих частях, так как каждый из этих пунктов требует разъяснения и озарения лучами света. Да, существует множество теорий градации периодов и этапов, каждый из них можно ещё разделить и соединить.Но главной особенностью всех этапов и периодов сексуального развития является то, что попытки увидеть их отдельно в жизни человека невозможны. Так как один этап плавно перетекает в другой, и при этом они перекрывают друг-друга. Может заканчиваться анально-садистический этап, параллельно с ним начинаться фаллический, и хорошо если это происходит во время инфантильного периода, но возможно что это будет и во время латентного периода. И тогда ребёнок в школе будет не сублимировать энергию в знания, а проявлять агрессию к окружающим, что часто имеет место. Вот чтобы это всё видеть и понимать, необходимо знать все этапы и периоды сексуального развития, да и намного больше... Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|