|
Техника визуализации "Дар богинь"
Архетипы, персонифицированные в образах богинь древнегреческого пантеона, помогают объяснить основные различия между женщинами: в потребностях, ролях, которые женщина играет в своей жизни, особенностях регуляции взаимоотношений с окружающими, отношении к себе и пр. Архетипический подход аппелирует к образно-символическому миру и позволяет перевести психологическую проблему на эмоциональный, образный язык, доступный женщинам независимо от возраста, социального статуса и других характеристик. Идентификация с героинями мифов является мощным ресурсом, включающим такие терапевтичные механизмы как катарсис, осознание, инсайт и т.п. Вместе с тем, существует дефицит самодостаточных психотерапевтических техник по работе с женскими архетипами. Исходя из представлений о существовании психической реальности, которой выступает всё то, что «работает» в человеческой душе, а в душе, по словам Дж. Хиллмана, «работает» всё, что мы только можем себе вообразить, была разработана техника направленной визуализации "Дар богинь".
Суть техники состоит в том, что клиентке в ходе направленной визуализации предлагается выбрать только один из "даров" богинь. Такой искуственно созданный конфликт позволяет судить о потребностях, развитых или наоборот подавленных, сильных или слабых сторонах личности, а также указывает возможные пути развития векторов реализации женщин.
За основу взяты образы богинь древнегреческого пантеона: Деметра, Персефона, Гестия, Афродита, Гера, Афина, Артемида. Образы олимпийских богинь воплощают архетипические образцы поведения, которые присутствуют в нашем общем коллективном бессознательном.
Перед началом непосредственно визуализации целесообразно проведение релаксационной техники Э. Джекобсона.
Далее клиентке (ам) предлагается закрыть глаза и дается следующая инструкция:
"Представте себя идущей по лесной тропинке, направляющейся к светлой цветочной поляне. Оказавшись на поляне, вы видите семь прекрасных богинь, сидящих в кругу, они приглашают вас присоединиться к их отдыху. Каждая из них в своих руках держит дар для вас, вы можете оценить дары всех, но выбрать только один. Займите свое место.
Первой к вам обращается молодая богиня с гибким и крепким телом, она одета в короткую тунику; в руках у нее серебряный лук и колчан со стрелами, которые она протягивает вам, - это ее дар Вам. Приняв этот дар, вы обретете независимость духа, предельную сфокусированность и сосредоточенность, ясный взгляд охотницы, преследующей свою цель. Насколько вам хочется принять этот дар?
Второй к вам обращается высокая стройная богиня в длинных одеждах, в ниспадающем с головы покрывале. В руках она держит круглую чашу с плавающим огнем, которую она протягивает вам, - это ее дар вам. Приняв этот дар, вы обретете внутреннюю целостность, покой, самодостаточность и мудрость. Насколько вам хочется принять этот дар?
Третьей к вам обращается почтенная и внушительная богиня с золотистыми волосами, одетая в голубые одежды; в ее руках колосья пшеницы, которые она протягивает вам, - это ее дар вам. Приняв этот дар, вы обретете способность быть заботливой и щедрой, теплой и надежной, как для своих детей, так и людей вообще. Насколько вам хочется принять этот дар?
Четвертой к вам обращается статная, ясноокая богиня в золотых доспехах; в руках ее щит, который она протягивает вам, - это ее дар вам. Приняв этот дар, вы обретете способность не поддаваться эмоциям, правильно распределять свои силы, стратегически мыслить, беспристрастно и мастерски плести интриги. Насколько вам хочется принять этот дар?
Пятой к вам обращается прекрасная юная богиня с цветочным венком на голове, такой же венок она держит в руках для вас - это ее дар вам. Приняв этот дар, вы обретете непосредственность, легкость, таинственность и юность в любом возрасте. Насколько вам хочется принять этот дар?
Шестой к Вам обращается прекрасная богиня с золотыми, мягко струящимися локонами, сияющими глазами, слегка наброшенная шелковая одежда открывает ее грациозное чувственное тело; в руках она держит золотое яблоко, предлагая его вам в дар. Приняв этот дар, вы откроете способность наслаждаться любовью и красотой,сексуальностью и чувственностью, заряжать пространство вокруг себя магнитически заряженным полем, притягивающим любовь, творчество и страсть. Насколько вам хочется принять этот дар?
Седьмой к вам обращается величавая, прекрасная, царственная богиня, протягивающая свой дар вам - диадему. Приняв этот дар, вы становитесь на путь величественной преданности, верности, терпения и поддержки своего избранного супруга. Насколько вам хочется принять этот дар?
Возможно, вы уже сделали свой выбор, или вас одолевают сомнения, какой же дар выбрать. Осмотрите еще раз все дары: колчан со стрелами, круглая чаша с плавающим огнем, колосья пшеницы, щит, цветочный венок, золотое яблоко, диадема. Нужно делать выбор. Сделав выбор, возвращайтесь".
Затем кратко дается характеристика каждой богини, ее роль в жизни жителей Олимпа и древних греков. Далее происходит обсуждение выбора "даров". В некоторых случаях клиентки говорят о том, что услышав о "нужном" даре, далее вообще перестали слушать, какие дары будут предложены еще. В этом случае необходимо прояснить, насколько часто в жизни выбор настолько захватывает женщину, что заслоняет другие возможные выборы, необходимо направить внимание клиентки на то, что сама жизнь предлагает множество выборов и подсказывает их нам, но мы отмахиваемся от них и не хотим даже о них слушать. Важно также прояснить, делался ли выбор "нуждой", нехваткой данного аспекта личности или отношений, или же является продолжением уже сделанного и реализуемого выбора. Интересным и ценным для дальнейшей психотерапевтической работы является анализ конфликтующих "даров", между какими "дарами" развернулась борьба, что все таки определило окончательный выбор и какие чувства испытывают клиентки в данный момент по отношению к оставленным дарам. Необходимо прояснение, какие из даров показались клиенткам абсолютно бесполезными, не вызвали никакого отзыва, какие из даров вызвали отторжение или непонимание, какие дары были привлекательны, но были отвергнуты ввиду несвоевременности или иных причин. В основном при обсуждении выборов даров клиентки всегда активны, склонны к самоанализу и рефлексии, и от ведущего (психотерапевта) требуется лишь внимательное слушание, направление внимания клиенток на проблемные или конфликтные аспекты, акцентировка на возможной патогенности некоторых процессов реализации женщин, фокусировка на ресурсных аспектах личности, не реализованных потенциях, а также запасных "выходах" при авариях основных векторов женской реализации.
Важно при разборе самих даров, провести анализ их "теневой", дисфункциональной стороны. Отметить, какие возможные психологические проблемы могут возникнуть при гипертрофированном использовании дара.
Необходимо обсудить, какие дары находятся в антагонистичных отношениях и какие дары могли бы способствовать бесконфликтному сосуществованию всех векторов женской реализации, какие компромиссы между ними возможны для гармоничной жизни.
Процесс анализа прохождения данной техники, с одной стороны, вскрывает его универсальность, с другой, каждый раз обнаруживает новые возможности анализа и терапевтичности данной техники, рождает новые вопросы и запросы, как со стороны клиенток, так и со стороны психотерапевта.
Данная техника может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате, в последнем случае клиентки получают дополнительные преимущества, такие как возможность получить обратную связь от других участниц группы, наблюдать и анализировать выборы других участниц, что открывает доступ к пониманию собственного выбора, познакомится с отличными от своих собственных паттернами поведения и образами мыслей, отследить эмоциональные реакции на комментарии других участниц.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|