Для чего нужны чувства, зачем их выражать и зачем о них говорить?

Сравнительно часто отвечаю на эти вопросы:

  1. Зачем чувства нужны?
  2. Зачем их проживать?
  3. Зачем их выражать?
  4. Зачем о них говорить?


Решила структурировать. Здесь не буду делать акцента на различиях между чувствами, эмоциями, переживаниями и т. д. — «чувства» в повседневно-бытовом смысле.

Короткий ответ на эти вопросы «для чего это нужно»:

  1. Для выживания.
  2. Для проживания жизни. Своей жизни! В соответствии со своей индивидуальностью! В отличие от «жизнь проходит мимо», «живу чужой жизнью» и «зачем вообще жить?».
  3. Для создания, поддержания и развития отношений с другими людьми. Что в свою очередь нужно для выживания, проживания своей жизни и повышения качества жизни.


Рассмотрим подробнее обозначенные три уровня.

Уровень выживания.

1. Зачем чувства нужны?


Об этом уже много написано, поэтому коротко. Чувства дают ориентир, что делать и чего не делать.
Противно — не ешь это, оно может быть токсичным. Страшно — опасность — не иди туда, не делай этого, убегай оттуда (здесь важно отличать натуральный страх, способствующий выживанию, и невротический страх, который не имеет реальных оснований и мешает выживанию). Злишься — защищай границы, преодолевай препятствия. Радуешься — делай это снова. Печалишься — что-то, что было важным для тебя, теперь потеряно, нужно принять потерю. Чувствуешь вину — разберись, реальная ли это вина от того, что ты сделал что-то такое, чего для тебя важно больше не делать, или же это невротическая вина и тобой пытаются манипулировать. Испытываешь симпатию — присмотрись, возможно, стоит создать взаимоотношения (дружеские, партнерские, романтические и т.п.). И т.д.


2. Зачем их проживать?

Проживание чувств способствует поддержанию здоровья и, как следствие, жизни. В то время как их вытеснение, отрицание, игнорирование, блокирование и т. д. приводит к психосоматическим заболеваниям, может привести к преждевременной смерти, а также к организации неприятных ситуаций в жизни. Например, если человек отрицает и не проживает свою агрессию, то он может бессознательно провоцировать ситуации, когда агрессия направлена на него извне.

3. Зачем их выражать?

Это также способствует поддержанию здоровья. Каждому чувству соответствует определенная естественная телесная, мимическая и голосовая реакция, в которой есть универсальная общечеловеческая составляющая, а также есть культуральные, семейные и индивидуальные составляющие. Когда человек сдерживает эту естественную реакцию, в его теле образуются зажимы, препятствующие движению крови, энергии и т. д., что приводит к болезням. Таким образом, телесно выражать чувства, т. е. следовать за своей естественной реакцией, стоит даже если рядом никого нет. Но я не имею ввиду разрушительные действия, например, при выражении агрессии, здесь важно соединение природных импульсов и воспитания их экологичного выражения в социуме. При этом выражение чувств имеет также и значимую социальную составляющую, об этом далее — в описании уровня «про отношения».

4. Зачем о них говорить?

Вербализация, проговаривание чувств, даже если никого нет рядом, является частью проживания и выражения чувств, что необходимо для поддержания здоровья. А поделиться чувствами с человеком, который способен их разделить и дать поддержку, — делает проживание еще глубже и полнее. Радость становится еще ярче, а горе, наоборот, затихает. Это что касается выживания. А «отношения» будут рассмотрены ниже в соответствующем пункте.

Уровень проживания жизни.

Переживание чувств само по себе дает ощущение жизни. Человек, который по каким-либо причинам перестал чувствовать, обычно через какое-то время приходит к ощущению «я как будто не живу» и к вопросу «а зачем вообще жить?». Получается как в анекдоте «Шарики цветные, красивые, но не радуют»: вроде все хорошо и правильно, но жизнь не радует, и для чего жить — становится непонятно.

Также чувства дают ориентир: кто я, где я, что для меня важно, с кем для меня важно — так они помогают увидеть, почувствовать свой путь, идти по нему — жить свою жизнь, а не чью-то чужую, навязанную. Радует ли меня то, что я делаю, или вызывает уныние? Интересно ли мне это или скучно? Если радует и интересно, то мне в этом направлении. Если нет — то искать то, что радует и интересует. Важно ли для меня это? Если нет, то для чего я это делаю?

Уровень создания, поддержания и развития отношений.

Сами по себе отношения с людьми необходимы для выживания — в изоляции человек не выживет ни физически, ни психически. А также для развития, для реализации себя, что полномерно возможно только в мире, с людьми, а не в изоляции, т. е. в итоге — для проживания своей жизни, движения по своему пути.

Чувство — это по определению отношение к чему-то или кому-то. Отношения с человеком строятся на чувствах, т. е. на отношении к человеку. Как я отношусь к этому человеку, нравится ли он мне, важен ли он для меня? Если я к нему плохо отношусь и он для меня не важен, захочу ли я строить с ним отношения? Например, коллеги на работе, которые не нравятся, — хочется ли с ними строить и развивать отношения? Вряд ли. А если я ничего не чувствую и мне все безразличны? То я ни с кем не захочу строить отношения. И мне будет сложно выживать, развиваться и реализовываться.

Когда я чувствую что-то к человеку, у меня образуется отношение к нему, это «зачаток» отношений. Когда я выражаю свои чувства к нему и озвучиваю их — я предлагаю ему создать со мной взаимоотношения. Если у него есть ответные чувства и он их выражает и озвучивает, мы создаем взаимоотношения.

Если я не чувствую, то я не захочу создавать отношения. Если я чувствую, но не выражаю, не озвучиваю, то я не могу пригласить человека к созданию взаимоотношений, не могу его заинтересовать. Если я чувствую, выражаю и озвучиваю, но человек в ответ не чувствует или не выражает и не озвучивает, то взаимность у нас не завяжется.

Если выражение чувств не заблокировано, люди автоматически считывают состояние человека (хотя бы бессознательно), т. к. выражение имеет универсальную составляющую (если выражение заблокировано, то чувства все равно могут считываться людьми с высокой способностью к эмпатии). А озвучивание чувств позволяет установить контакт на сознательном уровне и вступить в диалог, договориться о взаимодействии. Важна конгруэнтность того, что выражается и озвучивается.

Представьте свою реакцию в описанных слегка различающихся ситуациях. Человек подходит к вам:

  1. С улыбкой на лице и говорит «ты мне нравишься, давай дружить».
  2. С совершенно «ровным» лицом и говорит «ты мне нравишься, давай дружить».
  3. Нахмуренный и говорит «ты мне нравишься, давай дружить».
  4. С улыбкой и молчит.
  5. С совершенно «ровным» лицом и говорит «давай дружить» (не говорит «ты мне нравишься»).
В какой ситуации у вас будет импульс к началу дружбы?


Так чувства, их выражение и озвучивание способствуют созданию отношений между людьми. Но отношения необходимо еще и поддерживать. Здесь тоже помогают чувства и их выражение. В этом контексте чувства можно подразделить на три категории:

  1. чувства к человеку;
  2. чувства, связанные с поведением, поступками человека;
  3. чувства, не связанные с человеком и его поступками, а свои «личные», о своих процессах.


Выражение и озвучивание чувств к человеку помогает сообщить ему: «я тебя вижу, ты для меня важен, ты для меня значим, я по-прежнему к тебе отношусь (чувствую что-то) и мы по-прежнему в отношениях, я учитываю тебя в своей жизни». Когда по отношению к человеку проявляют чувства, он получает сообщение, что он существует, в то время как проявление безразличия являет собой послание «тебя для меня не существует». Проявление и озвучивание позитивных чувств к близкому — необходимо для поддержания отношений.

Кроме того, выражение и озвучивание чувств помогает сделать контакт ясным, глубоким и интимным, а также взаимно комфортным.

В ясном, прозрачном контакте всем участникам понятно, что именно происходит, в связи с чем происходит и как с этим обходиться. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Сравните ситуации:

  1. «Муж пришел домой и молчит. Он огорчен ситуацией на работе, и его сейчас лучше не трогать, потом сам обо всем расскажет.» Или «Муж пришел домой и молчит. Что с ним? Возможно, он злится на меня? Возможно, у него другая? Что делать? Буду его трясти, пока все не расскажет.»
  2. «Жена злится. Потому что, она пришла уставшей с работы и увидела гору грязной посуды, которую оставил муж после обеда. Она хотела бы, чтобы муж мыл за собой посуду. Тогда она была бы рада.». Или «Жена молчит. Три дня молчит. Потом кричит, что муж должен был сам догадаться обо всем. Потом уезжает к маме.»
  3. «Муж молча с ровным лицом принял подарок жены и ушел. Наверное, ему не понравилось?». Или «Муж радостно принял подарок и сказал, что ему приятно.»/«Муж принял подарок со смешанным выражением радости и замешательства, сказав, что ему приятно намерение, но сам подарок ему не подходит, он хотел бы в следующий раз сам выбрать подарок».


Сообщение о своих чувствах помогает сделать явным, вывести на уровень сознания то, что близкие считывают бессознательно. Пояснение причины и описание желаемых действий также вносит ясность. Когда близкие считывают состояние человека, но не понимают, чем оно вызвано и что делать, они начинают фантазировать о причинах и желаемых действиях. А фантазии обычно мрачные и не соответствуют реальности.

Кроме этого, когда человек делится с близким своими чувствами, это создает интимность и глубину контакта, это дает развитие отношениям. Открывая свои чувства перед близким, человек открывает себя. Открытость позволяет найти точки соприкосновения, глубже познать друг друга.

Итак.

  1. Выражение и озвучивание чувств к человеку позволяет создавать и поддерживать отношения. А если чувства неприятные, то, наоборот, не начинать или завершать отношения, когда это необходимо.
  2. Выражение и озвучивание чувств, связанных с поведением человека, позволяет сделать контакт более ясным и более комфортным — обсудить ситуацию и найти тот формат взаимодействия, при котором больше взаимно приятных чувств и меньше взаимно неприятных.
  3. Выражение и озвучивание чувств, связанных с личными процессами, также вносит ясность в контакт, делает его более комфортным, а также увеличивает близость и глубину контакта, развивает его на сущностном уровне, а не на поверхностном.
     


Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Мне плевать на твои чувства. И я жила много лет без всяких чувств. Зачем мне сейчас меняться?!» Случай из практики
  • Что делать, если чувства не взаимны?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Зачем мне ваши чувства - вылечите меня!
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Границы в жизни и психотерапии. Что это и зачем?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • «Да какое тебе дело до меня?! Зачем ты со своей психотерапией появился в моей жизни?! Оставь меня, меня не исправить! Я так и останусь инвалидом!» Случай из практики.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Ну зачем мне эти чувства?! Часть 1.
  • Симптом. Для чего, для кого, зачем?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что необходимо знать, если вы планируете отношения на расстоянии?
  • Для чего я живу или Как обрести свой Смысл Жизни?
  • Статья для тех, кто понимает на своем собственном опыте, что человеку измениться сложно
  • Что делать, если с вами разорвали отношения?
  • Важно не то, что человек говорит – а то, как он говорит
  • Об уверенности в себе. Что это, откуда и зачем.
  • Что управляет: мысль или чувства?
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь