Свобода мышления или зачем нужна логика

Важно признать, что мы (люди) не являемся разумными существами, поскольку мыслим не свободно логически, а усвоенными в процессе воспитания схемами (по типу: если будет то-то, я поступлю так-то). Однако мы сопричастны к логике – например мы можем почувствовать, что одно утверждение более логично обосновано, чем другое. Иначе говоря, у нас есть задатки мыслить логически, и мы можем их развивать, становясь все более разумными.
Логика необходима потому, что без нее человек является не более чем «социальным животным», мышление которого практически подчиняется инстинктам, желаниям и усвоенными ассоциациями, схемами и установками.
         В логически правильном рассуждении истинное умозаключение вытекает из истинных предпосылок с логической необходимостью. Это значит, что логика позволяет получать достоверное знание, позволяет отличать верные суждения от заблуждений.
         Логика – это системная психическая функция, состоящая в управлении человеком своим вниманием в процессе размышления таким образом, чтобы прийти от истинных предпосылок к истинным выводам.
         В основе логики – рефлексия самого процесса размышления одновременно с этим процессом размышления. Без способности отдавать себе отчет в том, что происходит в смысловом пространстве мышления невозможно осознанным волевым усилием направлять внимание от одного смысла к другому, проявляя свое активное «Я».
Дело в том, что пока язык используется нами лишь как средство приспособления и адаптации к культурной среде, мы не ощущаем принципиального значения логики и не замечаем, и не замечаем проблем с логикой – значения слов мы можем с легкостью подменять, подстраивая под текущие потребности, не доверяем логическим законам и готовы больше доверять «интуиции», чем достоверной информации.
         Однако, как только мышление признается инструментом развития себя и общества, сразу возникает настоятельная потребность в обеспечении ясности понятий и способов их связи в виде доказательств и опровержений.
         Основная функция логики – исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Логика вывода не зависит от конкретного содержания высказывания, а зависит от того, как высказывания построены логически связаны между собой. Данные способы связи и строение утверждения называются законами логики. Существуют 4 закона логики.
  1. Закон тождества – определенность. Суждения должны иметь предмет. Это также значит ясно определять термины и не изменять их содержание в процессе их использования (не подменять предмет мышления или беседы).
  2. Закон противоречия – непротиворечивость. Два противоположных друг другу суждения не могут быть одновременно истинными. Минимум одно из них обязательно является ложным.
  3. Закон исключения третьего – последовательность. Два суждения, одно из которых является простым отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными, одно из них обязательно окажется истинным.
  4. Закон достаточного основания – обоснованность. Каждый вывод должен опираться на доказательства, то есть на твердо установленные факты и проверку следствий. Нельзя игнорировать доказанное.
Формулировки и даже сами общие названия законов логики помогают выявлять логические ошибки. Однако простая эрудиция в области знания законов логики не делает автоматически мышление более логичным. Для того чтобы развивать логичность мышления, необходимо распознать за формулировками логических законов обеспечивающие их психические механизмы, то есть конкретные способы работы внимания, воли, рефлексии смыслообразования и активности своего «Я». Необходимо трудится над тем, чтобы эти механизмы работали все лучше и лучше.
         И напоследок хочу еще раз напомнить, что логика не включается фактом рождения человека или фактом достижения какого-либо возраста/научной степени/должности. Свободное логическое мышление доступно лишь тем, кто его целенаправленно развивает.
 
Статья появилась благодаря работам Вадима Левкина и Михаила Литвака .
Дмитрий Дудалов


Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Закон Принадлежности. Второй из Системных Законов.
  • О предназначении и навыках — может ли быть одно без другого?
  • Убей в себе ЛОСЯ или Как изменить мышление, чтобы изменилась жизнь.
  • ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫ УЯЗВИМЫ, ЧЕМ БОЛЕЕ ВЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Центрироваться, быть в своем центре: что это значит?
  • Что необходимо, чтобы стать консультирующим психологом?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Какое тебе дело до того, что подумают другие?
  • Мышление как интегрирующая функция
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ И ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ТО ЧТО ЗАПЛАНИРОВАЛИ?
  • Как развивать позитивное мышление?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь