Потерянное время и травма аннигиляции

             Знакомо ли вам ощущение нарушения привычного хода времени? Когда оно бежит, и его вдруг начинает остро не хватать, или наоборот, оно течёт слишком медленно. Расскажу, с чем это может быть связано, на примере истории Тимофея. Может быть, вам это поможет понять, что с вами происходит.
             С Тимофеем мы работаем уже несколько месяцев. Недавно он пришёл на сессию не похожий на себя – то ли ошеломлённый, то ли потерянный. Он сказал, что в последние дни чувствует, как что-то очень особенное происходит со временем. Словно он живёт в фантастическом фильме.
              – Мы ведь виделись неделю назад, правильно? – спросил Тимофей, – а мне кажется, что мы не встречались очень давно.
             Он объяснил, такое происходит постоянно. Например, он находится весь день на работе (он эксперт в крупной организации), там то и дело в коридоре встречается с одним человеком, и ему кажется, что они не встречались дня два, хотя умом понимает, что виделись они час назад.
            Тимофей стал приводить и другие примеры, и каждый раз, сообщив о новом случае «нереального поведения времени», останавливался. А я ждала. Я планировала в этот раз обсуждать историю, которую услышала от него на прошлой сессии – про то как он лежал в больнице в раннем детстве, и что  он тогда пережил. После очередного свидетельства странного поведения времени я начала испытывать нетерпение. И что делать с этими его состояниями, к чему это относится, что тут обсуждать?
        Наконец, я напомнила ту ситуацию в больнице, о которой собиралась поговорить. Оказалось, ему удалось за прошедшую неделю поговорить с мамой и расспросить её об этом эпизоде. Мама рассказала, что они с отцом не хотели класть его в больницу, но подруга уговорила,  и они  страшно переживали. Они ходили туда, но могли только смотреть на Тимофея через окно и волноваться за него.
             Тимофей пересказал разговор с мамой, а затем снова переключился на свои «нереальные ощущения». Тут я стала понимать, что мне нужно к этому прислушаться. Видимо, есть в этих описаниях то важное, что мне нужно услышать.
            Я вспомнила другой случай из детства Тимофея, к которому мы возвращались много раз. В возрасте пяти лет он провалился на стройке в яму, покрытую тонким слоем льда, и на некоторое время как бы «перестал существовать». Это называется травмой аннигиляции (уничтожения). Он не помнил себя какое-то время своей жизни, был полностью отключён от ощущений своего тела. Помнил уже только тот момент, когда он руками хватается за края ямы, и ему помогает выбраться его друг, мальчик такого же возраста.
            Три месяца назад мы «разыграли» сюжет о провале в яму, использовав технику работы с шоковой травмой. В процессе к Тимофею вернулись телесные ощущения. Он вспомнил, какая скользкая земля была в яме под ногами… Как он видел в темноте высоко над собой свет… Как лез наверх… и как, наконец, с помощью друга выбрался.
            Потом я предложила ему разыграть в режиме «как будто» несколько сцен. Он из роли себя маленького обратился к бабушке с требованием поддержать его вместо того, чтобы ругать. Затем пожаловался папе, сказал, как ему было страшно и как он боялся кричать. Представил, что папа не ругает его, а сначала обнимает, и потом объясняет, как важно распознавать опасные места. В финале «пятилетний Тимофей» даже пожаловался министру строительства. Министр сказал, что по правилам безопасности любую яму должны огораживать забором, и он проследит, чтобы именно эту яму огородили. Тимофей «пошёл на стройку», один из мастеров взял инструменты и доски и поставил прочную изгородь. Я играла мастера, «ставила ограждение». Тимофей наблюдал и принимал работу. Такую большую пьесу мы поставили вместе с ним, чтобы помочь справиться с последствиями травмы. Я старалась вернуть ему способность и право просить о помощи в невыносимой ситуации.
            Мне стало понятно, о чём говорил Тимофей, когда описывал свои «временные парадоксы». Возможно, в течение каждого дня бывало много ситуаций, когда он оказывался в «яме»: его отвергали, не принимали в расчёт, не слушали, не реагировали. И он привык «отключаться» на время. Его психика в некотором смысле «вычёркивала» часть времени из жизни. Видимо, сейчас к нему стало возвращаться время, когда он обычно находился в состоянии аннигиляции, когда его «как будто не было» – и  времени в жизни стало действительно гораздо больше. Именно поэтому он ощущает такое неимоверно странное, фантастическое состояние.
            Когда я сказала ему об этой гипотезе, он  задумался и  сказал: «Да, это похоже на правду».
            Он вернул себе своё потерянное время. Это было захватывающее открытие. Я испытала чувство  радости.
                                                                          


Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Когда нужно Думать? Когда нужно Делать? И когда нужно Быть?
  • Что происходит в Вашем мозгу, когда Вы поставили перед собой цель
  • СКОЛЬКО НУЖНО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
  • Сколько нужно времени, чтобы “сойти” с социальной сети?
  • Когда после сеанса психолога стало хуже...
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • Когда нет сил, чтобы пережить зиму жизни.
  • Мне страшно, когда в жизни все хорошо.
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Случай из психотерапевтической практики: Стоит ли терапевту внимательно относиться к своей жизни во время психотерапии?
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЖЕНЩИНОЙ, КОГДА ВЛИЯНИЕ ТРАВМЫ НА НЕЕ ОСЛАБЕВАЕТ?
  • Пришло время подарить себе Брать, чтобы стать по-настоящему взрослой
  • Когда любви слишком много...
  • Когда любимого человека слишком много
  • Когда чувств слишком много (инструкция по выживанию)
  • Время за нами (Ты работаешь на время или оно служит тебе?)
  • Стоит ли в психотерапии уделять много времени детской травме?
  • Как поддержать себя, когда одолели проблемы
  • Когда женщина слишком много отдает, она ВСЕГДА мало получает
  • Время перемен - время гештальт-подхода
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Работа времени в терапии и жизни
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что происходит в голове мужчины, когда он выбирает спутницу?
  • Замереть, чтобы исчезнуть. Когда стыд отбирает жизнь (часть 1)
  • Время любить себя!
  • Вербальная составляющая пищевого поведения: разговоры о еде и во время еды
  • Спать? Нет, время вспоминать свои провалы!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь