|
Конфликт реальности и ожиданий.
На протяжении всей своей жизни мы формируем множество установок и представлений об окружающем мире. Большая часть таких представлений формируется в детстве, и мы не всегда можем отдавать себе отчет в том, как мы его видим.
Итак, у нас есть сформированная система представлений о мире, то есть наши ожидания по отношению к нему. И есть объективная реальность, которая вступает в конфликт с нашими представлениями. Это и есть одна из главных причин нашей фрустрации и страданий. Каждый раз, когда мир оказывается не таким, каким мы его видим, мы испытываем угнетенность, злость, боль.
Давайте разберем это на примере идеализации партнера в отношениях: назовем девушку Таней и парня Ромой. Рома по натуре закрытый, малоэмоциональный и пассивный. Таня в свою очередь жизнерадостная, активная, эмоциональная и для нее очень важно, чтобы партнер был таким же, хоть и влюбилась она в него за его стабильность, ум и уравновешенность. Таня испытывает злость на Рому за то, что он ей не предлагает никуда выехать, сходить в боулинг, собраться компанией, пойти на вечеринку. Она даже сама предлагает ему сходить на различные мероприятия. И каждый раз, когда Рома не хочет идти куда-то, в силу его натуры и нелюбви к шумным компаниям, Таня злится на него, расстраивается и обижается.
На что же она злится и почему обижается? Потому что ее парень Рома не соответствует ее представлению о нем же и ее ожиданиям. Она ведь ожидала, что с ним ей будет весело, они будут развлекаться и проводить время активно. Но каждый раз, когда ее ожидание сталкивается с реальностью, она расстраивается. Это говорит о том, что Таня не хочет изменять свою систему убеждений, а хочет доказать реальности свои представления, и каждый раз, когда реальность побеждает, она чувствует себя угнетенной.
Помните такую фразу «Принимать его таким, какой он есть»? Так вот, чтобы принять человека таким, какой он есть, следует не бороться с реальностью, а изменять свои представления. То же касается любой сферы жизни. Каждый раз получая новую информацию о мире мы дополняем свое представление. Как это работает на практике:
1. Море — большое количество воды. Тестируем реальность и сталкиваемся с озером. Озеро — это тоже большое количество воды. Но озеро — это не море, значит нужно дополнить информацию. 2. Море — большое количество соленой воды. Узнав о лиманах с соленой водой дополняем снова. 3. Море — большое количество соленой воды и не является заливом. И так далее.
Представим теперь это в виде схемы:
Получение информации — тестирование реальности — добавление информации — тестирование реальности — …
Как обычно происходит на практике:
Получение информации — тестирование реальности — доказывание первичной информации — фрустрация — …
В итоге и выходит, что озеро — это море. И расстраиваемся, когда озеро не соленое, и ищем способ найти там соль.
Большая часть таких представлений сформировалась в детстве благодаря фильмам, мультфильмам, сказкам, родственникам, близким людям. А во взрослой жизни доказываем свою сказку и обвиняем мир в том, что он не такой, какой должен быть.
Мир такой, какой он есть, а люди такие, какими мир позволяет им быть.
Автор: Бердник Андрей.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|