СКАЗОЧНЫЙ МЕТОД ПОМОЩИ ДЕТЯМ. ДЕТСКИЕ СТРАХИ

«Сказка – ложь, да в ней намек»,  по большому счету получается, что сюжет сказки – вымысел, но при этом в ней в метафорической форме заложены истины и ценности, на которые сказка в ненавязчивой форме намекает ребенку. Не говоря прямо: «Делай так!», а показывая на сказочных примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия, какие существуют варианты действий в тех или иных обстоятельствах. Ребенок сам делает правильные выводы. Особенно, если после рассказывания сказки обсуждать с ним сюжет, задавать вопросы, побуждать к размышлению.

Функции, с которыми успешно справляется сказка:
- Воспитание хороших человеческих качеств. На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, решительным, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.
- Обучение без насилия. Из сказок ребенок узнает что-то новое, ранее неизвестное. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован.
- Проживание эмоций. Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами.
- Привитие извечных ценностей. Сказка в доступной ребенку форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло, способствует пониманию мира вокруг и отношений между людьми. Ребенку необходимо видеть, что вокруг него – большой мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. На примерах героев ребенок знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.
- Мягкая психотерапия. В сказкотерапии существует специальный вид сказок – терапевтические сказки. Они призваны помочь ребенку справиться со страхами, трудностями в поведении, заменяя их более успешными формами поведения. Иногда ребенку не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают посмотреть на ситуацию с другой стороны, осознать смысл происходящего.

Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей большой притягательной силой, позволяющей ему свободно фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение себе его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение положительного героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами.
  Метафоричность сказки обеспечивает контакт между левым и правым полушариями мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, извлекающее логический смысл из сюжета, в то время как правое полушарие свободно фантазий, воображения и творчества.
У благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
  Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В терапевтические сказки включены герои с теми особенностями поведения и психологическими трудностями, которые соответствуют особенностям поведения и психологическим трудностям ребенка, который нуждается в психологической помощи. Терапевтическая функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающиеся в его формирование. Сказка дает возможность сформировать свежий взгляд на ситуацию и переключиться на новый уровень ее осознания, моделируя наиболее плодотворное отношение и действие. Сказка инициирует возможные части личности ребенка, которые могут помочь отыскать ему собственный выход из проблемного состояния.
  Простое рассказывание сказок может оказать положительный эффект при детских страхах и различных детских тревогах.  Вы можете выбрать одну из готовых историй, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче.
Направленность нижеприведенных сказок: Страх темноты, страх одиночества, ночные кошмары, общая боязливость, повышенная тревожность.
 
Сказка «Серое ухо». Возраст: 4-7 лет.
  В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению.
Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости. Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть — пора было гостям собираться домой, где их ждали родители.
Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно. Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет — он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет... Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест... Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища и стал дожидаться своей смерти. Так прошло некоторое время и... ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: «Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?». Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки — всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга — доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса. Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Зайчик?
Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище — совсем не чудовище?
Почему теперь Зайчика называют храбрым?
  Сказка «Медвежонок и Баба Яга». Возраст: 5-10 лет.
  Как-то раз в одном лесу, где растут высокие деревья, щебечут птицы, а солнце наполняет приятным теплом землю, гулял Медвежонок. Он шел в гости к своим друзьям, но, обойдя весь лес, никого не смог найти. «Как странно. Куда все могли подеваться?— подумал Медвежонок. Может быть, они играют на поляне? Пойду, посмотрю». И Медвежонок пошел дальше. Вскоре он оказался на большой поляне, но и там никого не нашел. Вдруг с ветки дерева к Медвежонку спрыгнула Белочка и спросила: «Ты ищешь своих друзей? Я знаю, где они,— их спрятала Баба Яга. Если ты найдешь Бабу Ягу, тогда ты поможешь своим друзьям».
Медвежонок не очень-то обрадовался таким словам. «Как же я встречусь с Бабой Ягой, она такая страшная и может меня съесть»,— так думал Медвежонок, и от этого ему стало совсем плохо.
Медвежонок уже было совсем обессилел, но вдруг понял, что если он не спасет друзей — этого не сделает никто. «Надо, так надо, подумал медвежонок,— значит, я должен побороть свой страх и идти к Бабе Яге». Страх конечно не очень-то и поддался, но ноги послушались и понесли его в самую дремучую чащу.
И вот за деревьями показалась избушка, на крыльце которой сидела женщина. Медвежонка охватил жуткий страх, и он спрятался за кустами. «Эта женщина — Баба Яга, она такая злая. Со мной может произойти что-то ужасное»,— думал Медвежонок. Но затем он вспомнил про друзей. «Нет, так дело не пойдет, надо прогнать свой страх»,— сказал себе Медвежонок, собрал все свои силы, вышел из-за куста и направился к сидящей на крыльце Бабе Яге.
— Разве ты меня не боишься? Ведь я могу сделать с тобой все что угодно!— прошептала она, скрипя ужасными желтыми зубами.
— Я хочу помочь своим друзьям. Зачем ты их спрятала?— спросил Медвежонок.
— Они мне мешали спать своими шумными играми,— ответила Баба Яга.
— А что же ты сейчас не спишь, ведь в лесу тихо?— спросил Медвежонок, борясь со своим страхом.
— Не могу,— грустно всхлипнув, ответила Баба Яга,— все птички полетели утешать твоих друзей, а я без их песен уснуть не могу.
По лицу Бабы Яги стекла самая настоящая большущая слеза. А за ней еще и еще. И вот Баба Яга забыла про Медвежонка и принялась реветь в свое удовольствие. Медвежонку уже не было страшно, ему стало жалко эту женщину.
Медвежонок сказал ей: «Пойдем, отпустим моих друзей. И тогда птички снова прилетят к твоей избушке, и ты сможешь сладко засыпать».
— Ты смелый и сумел преодолеть свой страх, а таким я всегда помогаю,— вытирая слезы, промолвила Баба Яга и, кряхтя и постанывая, вошла в свою избушку.
А когда она снова появилась, Медвежонок вдруг увидел перед собой совершенно другую женщину. На ней было красивое платье, и она улыбалась. Теперь Баба Яга была совсем не страшной, а очень доброй.
— Я отпущу твоих друзей,— произнесла Баба Яга и взмахнула руками. И сразу же около избушки появились друзья Медвежонка. Они стали танцевать и позвали в свой хоровод Бабу Ягу, которой было весело, потому что ее птички снова вернулись к ее избушке и пели вместе с ней песни. Затем Баба Яга угостила Медвежонка и его друзей конфетами и они снова стали танцевать. Бабе Яге это так понравилось, что она пригласила Медвежонка и его друзей к себе на следующий день.
А Медвежонок думал: «Оказывается, эта женщина — Баба Яга — не всегда бывает злой и страшной. Иногда ей просто одиноко жить без друзей в лесу, и поэтому она злится и всех пугает. Я ее не боюсь, потому что теперь знаю, что Баба Яга на самом деле добрая и помогает другим. Я буду с ней дружить».
Вопросы для обсуждения
Как Медвежонок справлялся со страхом?
Что ему помогло?
Почему Баба Яга превратилась из страшной в добрую?
  Сказка «Мышонок и темнота». Возраст: 5-9 лет.
  На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.
А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.
В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, как и он, маленький и испуганный малыш...
Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:
— Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
— Нет,— ответил Светлячок,— в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья... А ты куда идешь?— спросил Светлячок.
И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.
— Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,— сказал Светлячок.
По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,— есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.
Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: «Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде».
И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки, и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Мышонок?
Тебе бывает так же страшно?
Что помогло Мышонку не бояться?
Что Мышонок узнал про темноту?
  Сказка «Белочка Нуся». Возраст: 5-8 лет.
  В одном сосновом лесу жила-была белочка Нуся. Была она очень хорошая, добрая и веселая. И были у нее мама и папа, которые очень ее любили: заботились о ней, приносили орешки, играли, читали на ночь сказки.
Но вот однажды зимой Нусины мама и папа ушли в соседний лес за шишками и оставили ее дома одну. Нуся не часто оставалась дома одна, это было для нее непривычно и не очень приятно. В тот день неожиданно поднялась метель, от которой в беличьем домике сделалось очень темно и неуютно. Испугалась Нуся. Ей всегда было жутковато, когда наступала ночь и делалось темно. А тут вроде еще ночь не наступила, а страшно, да и родителей все нет. Забилась белочка в дальний угол комнаты, сидит и дрожит. Ждет не дождется, когда же придут мама с папой. Нусины зубки так сильно стучали от страха и так громко она вздыхала и охала, что белочка, живущая по соседству, не выдержала и крикнула ей:
— Эй ты! Маленькая трусишка! Перестань дрожать из-за всяких пустяков!
— Да,— отозвалась слабым голосом Нуся,— тебе хорошо, ты не боишься. А я одна в темной комнате, то и дело чудятся всякие ужасы и привидения. И что же мне делать, если я не могу, не умею быть смелой?!
— Эх, ты! Глупая плакса,— прокричала соседка.— Я вот тоже одна, в темноте, но я ничего не боюсь. А тебе лишь бы поплакать да покапризничать.
Обидными показались Нусе эти слова. Собралась она с духом и говорит:
— Неправда! Пусть я боюсь темноты, но я не плакса и не капризуля. И вообще, я очень даже хорошая белочка. Помогаю маме и слушаюсь ее. Но... почему-то мне всегда страшновато в темноте.
— Хм, нашла чего бояться. Я понимаю, медведя там, волка или охотника. А-а-а... ты, наверное, еще очень маленькая. И как тебе не стыдно! Ведь родители тебя оставили дома одну, как большую, а ты...
Слушала это Нуся и все больше понимала, что и впрямь она уже не так мала, раз оставили ее дома одну, как ее соседку. Негоже ей уже дрожать как осиновый листок, оказавшись в темноте. Но как же ей не бояться ее? Напряглась Нуся. Терпела-терпела, думала-думала, как победить ей страх.
Наконец, набралась она смелости, вздохнула поглубже и как выскочит на середину комнаты, размахивая лапками:
— Я самая смелая из всех белочек! Никого и ничего не боюсь! Уходите прочь, страшные призраки и духи! Вот я вам сейчас задам!
Осмотрелась она в темноте и почувствовала, что и впрямь ничего не боится, и никаких привидений в помине нет. Засмеялась тогда Нуся над собой и поняла, что нечего ей в темноте бояться, разве что собственного страха.
А тут, словно испугавшись Нусиной смелости метель закончилась,  на улице стало тихо и спокойно. В это же время подошли и Нусины родители:
— Нуся, Нуся! Как же ты тут одна, без нас, в эту страшную метель? Мы так к тебе спешили!
— Ничего, мамочка! Мне было ни капельки не страшно!— отозвалась белочка.
— Вот умница! Совсем ты у нас взрослая.
С тех пор Нуся уже никогда не боялась оставаться одна в темноте.
Вопросы для обсуждения
Чего боялась Нуся?
Что помогло Нусе перестать бояться?
Что еще можно было сделать?
  Сказка «Слоненок, который боялся темноты». Возраст 4-8 лет.
  На далекой планете, в самом центре сияющей пустоты, которую взрослые называют галактикой, жил-был Слоненок, который очень боялся темноты. Когда он оставался один в своей комнате, он зажигал свечку и садился на кровать, зорко всматриваясь в ночь.
В эти минуты он думал над тем, как все-таки несправедливо устроен мир: почему-то надо беспрекословно слушаться взрослых, даже если они не правы: нельзя лазить руками в тарелку, когда ешь, надо каждое утро умываться и чистить зубы, с лучшим другом на прогулке нельзя бегать по лужам. А по ночам... Тут Слоненок тяжело вздохнул: надо сказать, что он очень боялся темноты. Ничего и никого в жизни Слоненок не боялся так, как этой черной пустоты, которая расползалась вокруг него по ночам.
Вот и сегодня ночью он сидел, обхватив себя руками, боясь пошевелиться. Он не отрывал взгляда от Огонька, мирно подрагивающего в ночной тиши, зная, что как только он оторвет от него взгляд, со всех сторон тут же к нему потянут руки всякие ночные страшилища.
Но Огонек вдруг покачнулся и спрыгнул на стол рядом со Слоненком.
— Привет, Слоненок! Я давно за тобой наблюдаю и ты мне очень нравишься... Давай станем друзьями.
— Друзьями? С тобой? А как же мы сможем дружить? Ведь я такой большой, а ты — маленький.
— Ну и что? Главное, чтобы вместе нам было бы интересно!
— Ну, хорошо, попробуем. А что мы будем делать?
— Как что — играть! В колдунчики! Води!
И Огонек со Слоненком стал играть. Заигравшись, они выбежали на улицу и оказались на лугу, среди ночных цветов, под звездным небом. И тут Слоненок испугался: он еще никогда не был один среди такого большого тумана темноты.
— Ну что же ты, Слоненок?— спросил его Огонек, тряхнув рыжей шевелюрой.
— Я боюсь,— прошептал Слоненок.— Здесь так много всего страшного: посмотри, какие чудища глядят на нас!— и он зажмурился.
— Где чудища?— спросил Огонек и тихонько приблизился к Слоненку, но, приближаясь, он наступил на головку колокольчика и тот мелодично зазвонил, разрывая черную пелену тьмы. Он перепрыгнул на другой цветок, и тот тоже издал звон. И вскоре все цветы вокруг Слоненка пели веселые песенки.
Услышав удивительную мелодию, Слоненок приоткрыл глаза и не поверил: тьма рассеялась, а цветы дружно кивали головками и беседовали друг с другом.
Весело прошла эта ночь. Слоненок играл и разговаривал со своим новым другом — Огоньком. А под утро он вернулся домой, лег в кровать и подумал, что теперь будет с нетерпением ожидать прихода следующего вечера, когда вновь появится его новый друг и они опять поиграют. Слоненок глубоко вздохнул и... проснулся.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Слоненок?
Чему Огонек научил Слоненка?
Как ты думаешь, теперь Слоненок будет бояться темноты
или чего-нибудь еще? Почему?
  Сказка «Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие». Возраст: 6-11 лет.
  Жила-была Девочка. Жила она в самой простой семье: любящие папа, мама и она. В обычном доме. В самое обычное, наше время. И, как обычно, в самое обычное лето она поехала с родителями на обычное море.
Но в тот самый обычный год случилось чрезвычайное происшествие.
Дело в том, что к берегу, растянувшемуся большим песчаным пляжем, куда обычно приплывали лишь медузы, подплыл кит. Кит был старый, плохо спал и плохо видел. Его подружки — рыбки-прилипалы — обычно указывали, куда ему плыть, и пели на ночь колыбельную, чтоб он уснул. Вы спросите: «Как пели? Разве рыбы умеют петь?». Я отвечу: «Молча, по-рыбьи».
Так вот, не успели рыбки сплавать по своим прилипальским делам, этот старый обормот-кит уплыл к берегу...
Но вернемся к Девочке. Расскажу я вам, какая она была: ну, две косички — как положено, ну ножки-ручки тоненькие, как почти у всех девочек ее лет, ну и глазки в пол-лица — умные, с хитринкой. И так эта замечательная Девочка приехала на море с мамой и папой.
Мама дала ей надувной круг, ведь именно так делают обычно мамы, когда хотят чтобы ребенок от души порезвился в воде, а сама легла под зонтик, так как от яркого юного солнца у нее болела голова.
Девочка пошла купаться. Ей было совсем не страшно, так как, во-первых, рядом был папа, и во-вторых, она была умной девочкой и прекрасно понимала, что в море плавают лишь медузы.
И тут вдруг она увидела, что из воды брызжет маленький фонтанчик. Сначала она подумала, что это папа балуется. Но вслед за фонтанчиком всплыла огромная темно-серая глыба. Девочка вскрикнула: «Ой». И в этот же миг перед ней возникла огромная розовая пещера. Это был рот кита...
Что же подтолкнуло нашего старого кита открыть рот перед девочкой? Плыл он, плыл по мелководью и тут своими подслеповатыми глазами увидел чудо-медузу: круг вверху — как положено, но внизу — только две тоненькие ножки. Ну и решил он своим дряхленьким умишком, что нужно эту медузу съесть. «А-ам»,— сказал кит и слопал целиком и девочку, и круг.
Девочка очутилась в темной, очень темной, но мягкой пещере (именно так обычно в животе у кита) и очень испугалась. Она вообще-то недолюбливала темноту. Еще там, в городе, дома она по вечерам договорилась с мамой спать при свете, так как ее преследовали в темноте Мерещелки (так она называла те кошмары, которые ей мерещились). А тут — ужас! Бедная девочка, ей же всего__лет, вот если бы 14—15, она бы так не боялась. А тут от страха даже плакать перехотелось. Только шептала она: «Ай-ай-ай».
И ничего. Стенки желудка кита ни одного звука не пропускают. Покричала громче — ничего. И тут разозлилась наша Девочка и начала топать ногами, как обычно делают непослушные дети, когда хотят досадить своим родителям. И так ей понравилось топать по теплым, мягким стенкам живота, что она начала сначала подпрыгивать, а потом так распрыгалась, что бедного кита проняла икота.
Кряхтел он, икал, переворачивался, набрал воды в рот, проглотил (ведь это верный способ избавиться от икоты) и — никакого эффекта. Девочка после легкого душа (вода же попала в живот) разозлилась еще больше и прыгать стала чаще и чаще. Наконец, она придумала — своими острыми зубками она прокусила круг и — бум — он лопнул.
Этого «бума» кит не выдержал. Выплюнул он эту девочку на берег, прямо к маме под зонтик.
Девочка после этого рассказала все маме и потом добавила: «А ты знаешь, темноты не надо бояться, и я теперь не боюсь, уж коль с китом справилась, со своими Мерещелками справлюсь запросто»..
Вопросы для обсуждения
Как ты думаешь, что это были за Мерещелки? У тебя есть такие же?
Почему Девочка перестала бояться?
Почему Девочка стала уверена, что справится со своими Мерещелками?
  Сказка «Мальчик и Светлячок». Возраст: 5-11 лет.
  Жил  замечательный Мальчик, но у него была одна страшная тайна, о которой он не мог никому рассказать. Он боялся темноты. Но не просто боялся, а совершенно жутко и ужасно. Когда Мальчик хотел войти в темную комнату, внутри у него все сжималось. Его охватывал страх, он цепенел и не мог сдвинуться с места. Ему мерещились всевозможные страшилища, ведьмы, монстры, невероятные привидения. Вечером и ночью  в его комнате горел ночник, потому что он не мог заснуть в темноте — ему было очень страшно.
Он боялся приближения осени и зимы, так как дни становились короче, а темнота надвигалась быстро и долго оставалась вокруг него. Ему приходилось придумывать разные предлоги и поводы, как просить маму или папу, чтобы они сходили с ним в темную комнату, когда это было необходимо. Мальчик тратил на все это очень много времени и сил. Он утомился, потому что не мог свободно и легко ходить вечером по квартире. Он устал от своей тайны, но рассказать об этом кому-либо не мог, ему было стыдно.
И вот однажды вечером, когда он лег спать, ему приснился удивительный сон, похожий на сказку. Когда засыпаешь, то закрываешь глаза и погружаешься в темноту, и тут начинается самое интересное. Прошло несколько секунд после того как Мальчик заснул, и из темноты появилась светящаяся точка, которая стала постепенно увеличиваться в размерах и сиять очень нежным голубоватым светом. Внимательно разглядывая эту точку, Мальчик узнал в ней маленького Светлячка. Светлячок был очень забавный, у него была добрая, улыбающаяся мордочка. Он весь светился нежным и теплым светом. Светлячок излучал любовь и добро. Чем внимательнее Мальчик смотрел на Светлячка, тем он становился больше. И когда можно было разглядеть его крылышки, лапки, хоботок, Мальчик услышал его тихий, нежный голосок. Светлячок обращался к Мальчику, и вот что он сказал:
— Здравствуй, я прилетел, чтобы помочь тебе разгадать твою страшную тайну, которая отнимает у тебя столько времени и сил. Я уже помог многим мальчикам и девочкам разгадать их страшные тайны.
Представь себе, что ты смотришь на себя в зеркало и видишь там свое отражение. Когда начинаешь корчить страшные рожи, ты видишь в зеркале отражение уродливых и безобразных лиц, а если будешь смотреть в зеркало с улыбкой, любовью и добром, то увидишь там отражение ласкового и доброго мальчика.
Темнота — это то же зеркало. В темноту нужно идти с радостью и улыбкой, тогда все монстры и приведения превращаются в добрых гномов, ласковых фей, нежных забавных зверюшек, которые рады тебе и готовы с тобой дружить и играть. Надо только улыбнуться и сказать: «Я хочу с вами дружить!» И все сразу же преобразится. Если вначале тебе будет трудно это сделать, я подарю свой волшебный фонарик. Он осветит дорогу в темноту, и ты спокойно сможешь входить в любые темные комнаты. Волшебный фонарик будет всегда с тобой, и храниться он будет в твоем сердце. Днем он даст тебе тепло, а ночью осветит для тебя дорогу. Чтобы фонарик начал светить, приложи ладошки к груди и почувствуй, как в них передается тепло. Как только ладошки станут теплыми, это будет означать, что волшебный фонарик уже в твоих руках и ты можешь смело входить в любую темную комнату, которая превратится в забавный, веселый, сказочный мир добрых друзей.
Ой,— спохватился Светлячок,— уже светает и мне пора улетать. Когда светло, я превращаюсь в обыкновенного маленького жучка.
Это темнота делает меня таким красивым, сказочным, загадочным. Если тебе нужно будет со мной поговорить или что-то спросить, позови меня, и я приду к тебе, но только ночью, когда темно. Ты сразу сможешь меня узнать и ни с кем не перепутаешь. До свидания, и запомни: с чем ты приходишь, то и получаешь. Если это добро и любовь, то взамен ты получишь добро и любовь, если это страх и злость, то взамен ты получишь страх и злость. Пусть с тобой всегда будет любовь и добро, — крикнул Светлячок уже издалека и растаял в наступающем утре.
Мальчик проснулся очень бодрым и веселым. Весь день он ждал, когда наступит вечер и станет темно. Ему хотелось попробовать сделать то, чему его научил Светлячок. Вечером, когда стемнело, он встал на пороге темной комнаты. Сначала он улыбнулся, потом прижал ладошки к груди и почувствовал, как оттуда в руки передается тепло, и когда ладошки стали очень теплыми, он глубоко вздохнул и вошел в комнату. Все получилось так, как говорил Светлячок. Комната преобразилась. Она была полна друзей, и все страшилища разбежались. Мальчик был очень рад и сказал вслух громко-громко: «Спасибо тебе, милый, добрый Светлячок!»
Вопросы для обсуждения
Как Светлячок помог Мальчику?
Что значит «Темнота — это зеркало»?
Что значит «С чем приходишь — то и получаешь»?
Чему бы ты мог научиться у Мальчика и Светлячка?  


Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Почему так получилось, ведь все было так хорошо!?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • А что, так можно было?
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Вот так и едут они в метро: он сидит, она стоит. Поколение с «инстинктом смерти».
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Исследования. Что же все-таки не так?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Как перестать мучиться сомнениями, «Что было бы, если…»?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Злость, откуда и зачем она появляется, что с ней делать?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь