Проект: «Моя счастливая семья»
Выполнила проект: воспитатель Алышева Нина Евгеньевна 2017 год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 Крыловского района
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители;
Продолжительность проекта: 2недели
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Руководитель проекта: воспитатель старшей группы.
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Принципы построения педагогического процесса:
- Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
- Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
- Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
- Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
- Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.
Актуальность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема.
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
- Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
- Формировать представления о родственных отношениях.
- Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
- Воспитывать интерес к своей родословной.
- Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Работа с родителями.
- Участие в конкурсе рисунков по теме «Генеалогическое древо»
- Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».
- Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Учитель-логопед подобрал наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторина «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». Затем дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе по теме «Генеалогическое древо»
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка работ «Генеалогическое древо», составленного вместе с родителями.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Педагог – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Конспект занятия по теме:
«Моя любимая семья».
Цель:
Обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним;
развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик.
Вопросы:
- Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
- Кто самый младший член семьи? (Ребенок).
- А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
- Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
- Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
- Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
- .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
- Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
- Что такое семья? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус: 7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает это слово — семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка — походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Воспитатель: В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносятпословицы и поговорки о семье:
- Согласие да лад — в семье клад.
- Согласную семью горе не берёт.
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Семья без детей, что цветок без запаха.
- Семейный горшок всегда кипит.
- В семье и каша гуще.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- В своем доме и стены помогают.
- Везде хорошо, но дома лучше.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
Учитель-логопед: Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……
Воспитатель: Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье, о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.
Вы знаете, что семья должна быть дружной.
Игра «Кувшин доброты».
Воспитатель: У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.
Музыка останавливается.
Воспитатель: Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по — очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель: Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
Дидактические игры.
«Домашний труд».
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры.
Воспитатель: Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.
«Передай свое тепло ребенку стоящему рядом».
Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
«Чем можно порадовать маму».
Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковое упражнение «Дом».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Ход игры.
Ой, смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею — (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»
|