Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psyfactororg/psyfactororg_news.php on line 48
|
Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология противоаварийной антирелаксации водителя транспортного средстваИзвестно, что ежегодное количество жертв транспортных аварий в странах СНГ соизмеримо с человеческими потерями в локальных войнах. Доминирующим аспектом причин транспортных аварий является неудовлетворительное психофизиологическое состояние водителя (усталость, сон за рулем, отвлечение от управления транспортным средством, недопустимая релаксация). Этому способствует тот факт, что согласно утверждениям физиологов, — один час работы водителя соответствует рабочей смене человека, который занят тяжелым физическим трудом. В настоящее время для мониторирования психофизиологического состояния водителя разработаны методы регистрации электрических биопотенциалов (для этого требуется фиксация на теле водителя измерительных электродов и сложная дорогостоящая биопотенциалометрическая аппаратура), а также электронные системы контроля различных биомеханических показателей. Однако на практике эти разработки практически не используются ввиду их сложности и целесообразности применения в сугубо исследовательских целях (ведь водитель личного автомобиля не будет фиксировать на себе многочисленные электродные сенсоры и наблюдать за показаниями электронной биомедицинской аппаратуры). Характерно, что вне контроля известных методов остается такой потенциально аварийно-инициирующий фактор, как пользование водителем мобильным телефоном. Предлагаемая психотехнология лишена вышеупомянутых недостатков и обеспечивает непрерывное слежение за уровнем бодрствования водителя транспортного средства. Её конструктивное, кстати, миниатюризированное, оформление позволяет общедоступными приемами осуществлять автоматический контроль и вибротактильную сигнализацию при наступлении недопустимого для водителя транспортного средства состояния релаксации или отвлечении беседой по мобильному телефону, с пассажирами и т. п. Физиологической предпосылкой разработки является общеизвестный факт, что при наступлении состояния релаксации снижается тонус мимических мышц лица, в частности, круговой мышцы рта (m.orbicularis oris) и мышц губ (m. levator labii superioris; m. depressor labii inferioris). Непрерывная регистрация тонуса вышеотмеченных мышц осуществляется с помощью микротактильного датчика, рабочие органы которого, выполненные в виде тонких подпружиненных пластинок, смыкаются при естественном сжатии губ. Микротактильный датчик коммутирует цепь подачи питания от таблеточного литиевого источника на микровибратор (при естественном сжатии губ водителя микровибратор отключается, а при уменьшении тонуса мышц губ, что характерно для состояния релаксации, микровибратор включается). При этом все элементы разработки (микротактильный сенсор, таблеточный источник питания и микровибратор) находятся на общей конструктивной основе, которая при релаксации начинает вибрировать и оказывать сигнализационное вибротактильное воздействие на губы и передние зубы, что исключает возможность релаксации и засыпания за рулем. Это обусловлено тем, что губы имеют существенное представительство в коре головного мозга и весьма чувствительны к внешним микровибрациям. В свою очередь, в зубах человека имеются связанные со слуховыми центрами мозга свободные нервные окончания, вибрационное воздействие на которые также исключает возможность релаксации и наступления предсонного состояния. Так как вышеописанная конструкция закреплена на цепочке, находящейся на шее, то при разговоре по мобильному телефону или засыпании за рулем она (при выпадении из губной щели) начинает вибротактильно воздействовать на кожные покровы верхней части туловища. Это способствует формированию на сознательно-подсознательном уровне повышенного уровня бдительности за дорожной ситуацией и адекватностью своей поведенческой деятельности. По мнению автора разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, её функциональные возможности формирования антирелаксационных эффектов могут найти применение не только при реализации профилактических антиаварийных мероприятий на транспорте. Весьма перспективна разработка и для обеспечения поддержания требуемого уровня бодрствования и адекватной поведенческой деятельности операторов стратегических объектов и потенциально опасных производственных систем. Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|