|
Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология минимизации расхода топлива при управлении автомобилем - Г. ЧаусовскийВ условиях непрерывного роста цен на энергоносители весьма актуальной является проблема разработки методов и средств их экономии. Существуют технические и человеческие аспекты реализации энергосберегающих технологий. Предлагаемая разработка касается именно человеческого фактора в проблеме снижения затрат топлива при управлении автомобилем. В настоящее время разработано много рекомендаций по экономному вождению автомобиля, однако, их практическая реализация может быть эффективной только при использовании для этих целей современных психотехнологий. Разработанная технотронная (т.е. основанная на использовании технических средств) психотехнология позволяет на сознательно-подсознательном уровне формировать оптимальную, с точки зрения затрат топлива при управлении автомобилем, поведенческую деятельность водителя. В основу разработки положен принцип биологической обратной связи, позволяющий алгоритм ножного управления педалью газа (акселератора) отразить в «физиологическом зеркале» специфическим вибротактильним ощущением кожными покровами кисти руки. Это позволяет в реальном режиме времени осуществлять непрерывное сенсорное мониторирование положения педали газа непосредственно в ходе управления автомобилем и реализовывать за счет этого алгоритм её ножного управления, обеспечивающий экономию топлива. Аппаратурное оформление разработанной психотехнологии включает в себя расположенный под педалью газа сенсор её перемещения, дистанционно включающий с помощью минирадиопередатчика (т.е. беспроводно) закрепленный на руке водителя вибробраслет. Частота и амплитуда вибраций браслета отражают глубину погружения педали газа «в пол» (амплитуду нажатия педали газа ногой водителя). Кистевой вибробраслет ввиду существенного представительства кистей рук в коре головного мозга обеспечивает по принципу биологической обратной связи весьма чувствительное мониторирование процесса ножного управления педалью газа. В свою очередь, закрепление вибробраслета именно на левой руке позволяет за счет латеральной вибротактильной стимуляции целенаправленно воздействовать на индивидуальный профиль межполушарной асимметрии. Это обеспечивает возможность реализации выраженного для высокой профессиональной надежности водителя именно эффект правосторонней асимметрии в моторной и сенсорных сферах. Выбор в разработанной психотехнологии в качестве объекта биологической обратной связи системы «нога водителя — педаль газа» был обусловлен тем, что для поставленной задачи экономии топлива при управлении автомобилем именно «акселератный аспект» является весьма существенным. Так, например, проведенный автором разработки аналитический обзор известных рекомендаций по экономии топлива при управлении автомобилем, показал, что оптимизация воздействия на педаль газа является весьма значимой для достижения поставленной цели снижения расхода бензина. В поисковых системах Интернет на ключевые слова «экономия топлива, педаль газа» представлено более 100 тысяч ссылок. Авторы этих рекомендаций утверждают:
Таким образом, разработанная психотехнология, основанная на дистанционном «вибротактильном очувствлении положения педали газа» позволяет по принципу биологической обратной связи контролировать процесс ее ножного управления и тем самым оптимизировать управленческие приемы вождения автомобиля с позиции снижения расхода топлива. По мнению автора разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, она создает также психофизиологические предпосылки и для повышения безопасности управления автомобилем. Это обусловлено, тем, что периодическое вибротактильное стимулирование участков кожного покрова кисти руки с правополушарной или левополушарной афферентацией позволяет целенаправленно нейтрализовывать характерное для снижения профессиональной надежности водителя сглаживание функциональных асимметрий. Категория: Библиотека » Разное Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|