|
Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИКГлава 35 НАСЛАЖДАЙТЕСЬ СВОЕЙ САМОСТЬЮ: ПРОБУЖДЕННОЕ СЕРДЦЕ, ПРОБУЖДЕННЫЙ УМ У Христа теперь нет на земле
Путешествие пробуждения это самое замечательное приключение, которое только может совершить любой человек. Никакое другое дело не может быть, в конечном счете, столь вознаграждающим для нас самих и столь полезным для других. Как и в любом приключении, чем более искренне мы играем, тем большее удовлетворение оно нам приносит. Как же тогда можно полно и эффективно играть в игру пробуждения? В одном смысле, ответ прост: "как можно полнее делать семь практик", ибо они составляют центральное ядро духовной практики и ускоряют пробуждение. На этом этапе вы уже понимаете семь практик и начали их использовать. Теперь проблема состоит в том, чтобы сделать их неотъемлемой и все более важной частью вашей жизни. Разумеется, конкретная практика, которой вы занимаетесь, может меняться от месяца к месяцу и даже день ото дня. В духовной жизни есть свой ритм, и каждому из нас нужно использовать дары растущих восприимчивости и ясности, чтобы понимать, какая практика более всего подходит на той или иной стадии. В одно время вы можете захотеть сосредоточиться на эмоциях и на избавлении от гнева, в другое почувствовать необходимость учиться для достижения большего понимания, а позднее ощутить тягу к содействию общему делу и к служению. Рам Дасс так пишет об этом: Есть стадии, на которых вас тянет к внутренней работе и
все, что вам нужно это спокойное место, чтобы
медитировать и заниматься ей, а потом бывают моменты, когда
вы обращаетесь вовне и стремитесь к мирским делам. Обе эти
части цикла необходимые составляющие практики, ибо
то, что происходит с вами в мирской жизни, помогает вам в
медитации, а то, что происходит в медитации, помогает вам
участвовать в мирских делах без привязанности... Поначалу
вы будете думать о практике, как об ограниченной части
своей жизни. Со временем, вы поймете, что все, что вы
делаете это часть вашей практики.
Даже когда все становится частью практики, все равно
необходимо регулярно отводить ей время, свободное от
отвлекающих факторов и деловой активности современной
жизни. Важно сделать практику неотъемлемой частью каждого
дня. Ничто не может заменить ежедневную практику. Даже
глубокие прозрения и экстатические состояния превращаются в
тусклые воспоминания, если их раз за разом не освежает
вдохновение, которое приносит регулярная практика.
Два тысячелетия назад иудейский мудрец учил: "Не говори: я буду учиться, когда у меня будет свободное время! Быть может, у тебя не будет никакого свободного времени". В наше время неизвестный поэт остроумно и тонко подметил нашу способность вечно все откладывать, написав следующие строки: Откладывать со дня на день грех,
Каков же выход? Начинайте сегодня, хотя бы с малого, и
сделайте практику частью каждого дня.
Давным-давно я усвоил на собственном горьком опыте: если я не делаю практику важнейшим делом дня, то я ей не занимаюсь. Либо я с утра первым делом начинаю практику и намечаю для нее какое-то конкретное время в течение дня, либо день ускользает в прошлое, прежде чем я к ней приступлю. Теперь у меня регулярный распорядок. Просыпаясь, я принимаю душ и затем немедленно начинаю свою практику. Позднее в течение дня я в какое-то время говорю людям, чтобы меня не беспокоили ближайшие полчаса, скрываюсь в своей комнате или в рабочем кабинете, и отключаю телефон. Таким образом, я могу создать оазис спокойного времени в середине делового дня. Разумеется, вы можете предпочесть и другой распорядок, и
очень важно выбрать такое расписание, которое вам лучше
всего подходит. Многие родители рассказывают, что для них
секрет успеха состоит в том, чтобы вставать раньше своих
детей и использовать это время для спокойного размышления,
медитации, или духовного чтения. Вам обязательно нужно
иметь тот или иной распорядок, в котором предусмотрено
неприкосновенное время для практики. В ином случае
отвлечения и требования мира будут поглощать каждую
свободную минуту, и вам останется только удивляться,
обнаружив, что еще один день, месяц, год, или даже
десятилетие канули в вечность, а вы сумели посвятить
духовной практике всего лишь несколько нерегулярных и
кратких моментов.
Одна из величайших трагедий состоит в том, что так мало людей знают о возможности пробудиться, еще меньше понимают, как это сделать, и совсем немного всерьез пытаются этого достичь. В большинстве обществ ценности и практики, которые мы развиваем, не встречают заметной поддержки. Именно поэтому так ценно находить друзей, которые разделяют с вами одни и те же ценности и идут по сходному духовному пути. Такие друзья огромный дар. Они могут быть источником вдохновения и поощрения, с ними можно делиться прозрениями и открытиями, и у них можно находить утешение и поддержку в трудные времена. Когда людей объединяет общее стремление использовать свои взаимоотношения для того, чтобы способствовать обучению друг друга, духовный рост резко ускоряется. Будда советовал: Если путешественник может найти добродетельного и
мудрого спутника, пусть он радостно идет вместе с ним и
преодолевает опасности пути. Но если нельзя найти друга или
учителя, который бы пошел с тобой... Лучше путешествовать
одному, чем в компании глупца.
Духовные друзья чрезвычайно ценны. Но друг, который занимается практикой дольше, прошел по пути дальше, и понимает его глубже, может быть бесценным. Такой человек, полный мудрости и доброты, может стать учителем или наставником. Будда говорил: Мудрые люди говорят тебе, где ты ошибся
Конечно, называть себя учителем может кто угодно.
Разумно как можно больше узнать о тех или иных учителях,
прежде чем доверять им свою практику, не говоря уже о своей
жизни. Хорошие учителя сами прошли значительную практику и
могут иметь свидетельства на право учить, выданные их
наставниками. У них слова не расходятся с делом, их жизнь и
взаимоотношения с людьми согласуются с тем, чему они учат.
Они обращаются со всеми, включая своих учеников, с добротой
и уважением. Их больше всего заботит пробуждение, а не
такие ловушки эго, как власть или слава. Хорошие учителя
открыто признают свои ошибки и не претендуют на
совершенство. Это может отталкивать незрелых искателей,
ищущих совершенного учителя. Но не существует никаких
совершенных учителей: есть только люди, которые учат.
И вот мы пытаемся воспитывать такие прекрасные качества, как любовь и сострадание, когда вдруг бах! И внезапно кажется, что все идет не так. Вместо любви ум взрывается гневом; вместо радости из бессознательного, как летучие мыши из пещеры, роем вырываются болезненные воспоминания. Возникает ощущение, что практики только ухудшают, а не улучшают положение дел, и мы движемся назад, а не вперед. Не тревожьтесь. Это естественный, нормальный, и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают и подставляют под целительный свет осознания старые болезненные воспоминания и эмоции. Это освобождает нас из тюрьмы прошлой боли и отрывает для новых возможностей. Редко бывает какая-либо необходимость бояться этих
извержений. И уж конечно не нужно их осуждать, или
наказывать себя за них. Если они кажутся вам особенно
сильными или даже непреодолимыми, обязательно обсудите их с
учителем или с психотерапевтом, который разбирается в
духовной практике. Если необходимо, какое-то время
занимайтесь практикой менее интенсивно, или смените тип
практики. Эти затруднения пройдут, и впоследствии вы,
вероятно, будете видеть в них трудные, но ценные процессы
исцеления и очищения.
Рано или поздно это случается со всеми: мы с головой погружаемся в дела, в неотложные семейные проблемы, или просто испытываем приступ лени. Результат мы перестаем заниматься практикой. На этом этапе можно попасться в ловушку, начав чувствовать себя виноватыми и ни на что не годными, сетовать, что нам не удалось и уже никогда не удастся справиться с задачей, а потому нечего и пытаться приступать к ней снова. С духовной точки зрения, "неудача" это просто еще
одна возможность чему-то научиться, и, нередко, одна из
ценнейших возможностей. Исследуя факторы, которые заставили
нас прекратить занятия такие, например, как
перегруженное расписание, или убеждения, наподобие "я не
могу этого сделать", мы можем узнать многое о себе и своей
жизни. Внимательное рассмотрение перегруженного расписания
может показать, что мы не решаемся отказывать людям из-за
чувства вины; чувства неадекватности могут открыть нам, как
мы подвергаем себя нападкам и недооцениваем. Коль скоро мы
осознаем эти ловушки, мы можем мягко посмеяться над ними и
поучиться на них, а затем, став сильнее и мудрее, начать
практику сызнова.
Сила практики отчасти зависит от того, зачем ей занимаются. Именно поэтому занятие практикой ради благополучия и пробуждения всех людей оказывает более мощное действие, чем практика, предпринимаемая только для самого себя. Сосредоточиваться исключительно на собственном благополучии значить отделять себя от других и лишать пищи такие благотворные качества, как любовь и великодушие. Заниматься практикой ради блага всех людей даже
всех живых существ значит расширять наш круг заботы
и воспитывать в себе такие качества, как любовь и доброта.
Со временем становится все более очевидно, что счастье
других это наше собственное счастье, и что практика
ради всеобщего блага это не жертва, а радость. Наша
духовная работа не только помогает нам самим, но, по словам
Рамана Махарши, может быть "наилучшей помощью, которую вы
способны оказать другим". Наша задача состоит в том, чтобы
просто выполнять нашу практику как можно полнее. Таким
образом, мы постепенно учимся пробуждаться, любить жизнь во
всех ее бесконечных формах и служить ей, видеть
божественное во всем и заботиться о нашем страдающем мире.
Наш мир отчаянно нуждается в исцелении. Но он в хороших руках, потому что это ваши руки. А в вас пребывают Источник всякого исцеления и все, что нужно, чтобы пробудить вас и мир. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учебные пособия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|