Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИК

- Оглавление -




Глава 13

РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ

Где бы ты ни был,
Что бы с тобой ни было,
Всегда старайся быть любящим

Руми

Любовь не расцветает в пустоте – ее питают и поддерживают такие душевные качества, как великодушие и благодарность. Великодушие столь важно не только для любви, но и для всей духовной жизни, что входит в число семи главных практик, и потому мы будем обсуждать его отдельно. В этой главе мы рассмотрим благодарность.

БЛАГОДАРНОСТЬ: ПУТЬ К ЛЮБВИ

В то время как прощение исцеляет сердце от прошлых ран, благодарность открывает его теперешней любви. Благодарность дарует многие преимущества. Она уничтожает отрицательные чувства – под ее лучами тают гнев и ревность, испаряются страх и настороженность. Благодарность разрушает препятствия на пути к любви.

Кроме того, благодарность вызывает счастье, которое само по себе – мощная целительная и благотворная эмоция. Великий даосский мудрец Чжуан Цзы даже говорил, что "Когда человек достигает счастья, он близок к совершенству". Когда мы счастливы, нам нравиться делать счастливыми других, и это способствует развитию доброты и великодушия.

Благодарность – дар для каждого. Неудивительно, что Св. Павел призывал нас "Всегда радоваться" и "Благодарить при любых обстоятельствах".

Подобно другим душевным качествам, благодарность можно развивать целенаправленно. Для того, чтобы чувствовать благодарность, нам не нужно ждать, пока добрая фея осыплет нас дарами. Мы можем развивать благодарность, размышляя о дарах, которые нам уже даны. Этому размышлению можно предаваться минуту, день, или всю жизнь. Большинство людей отмечают свои дни рождения и праздники, но те, кто целенаправленно развивают благодарность, празднуют каждый день. Мы можем испытывать благодарность за то, что мы счастливы, но можем и быть счастливы оттого, что благодарны.

Упражнение 12: ЧИТАЙТЕ БЛАГОДАРСТВЕННУЮ МОЛИТВУ

Один древний и проверенный временем подход состоит в том, чтобы читать молитву – то есть, возносить благодарность – перед каждой трапезой. Как и в случае всех других методов, многое зависит от того, с каким настроением это делать. Если молитва – это просто бездумный ритуал, который вам приходится терпеть, прежде чем наброситься на еду, то от нее навряд ли будет много толку. Однако, если одну – две минуты молитвы использовать для размышления о дарах, которые нам даны, она оказывается весьма эффективным средством воспитания благодарности.

Кроме того, молитву можно читать так, чтобы это помогало нам по достоинству оценивать нашу взаимосвязь с другими людьми и миром. Например, если мы подумаем о том, как к нам в тарелку попал простой овощ, то начнем понимать, что для того, чтобы доставить нам эту пищу, трудились сотни людей – фермеров, сборщиков урожая, водителей грузовиков, продавцов, и представителей многих других профессий. Именно поэтому практикующие Дзен перед едой произносят:

Бесчисленными трудами приходит к нам эта пища,
Следует вспомнить о том, как она нам досталась.

Овощ рождался в земле, его поливали летние дожди, согревало солнце, опыляли пчелы. Без чудес природы и труда многих людей мы бы остались голодными. Этот простой овощ, как зеркало, отражает в себе мир и его дары, и размышление об этих дарах – прекрасный способ развития благодарности.

Упражнение 13: ВСПОМНИТЕ ТЕХ, КТО ВАМ ПОМОГАЛ

Вспоминая пример сострадания,
показанный нам родителями,
посвятим же себя тому,
чтобы проявлять то же сострадание
ко всем обитателям земли.
(Еврейская молитва)

Припоминание помощи, которую мы получили от других людей – особенно, от своих родителей – это практика, общая для многих религий. Чтобы делать это в виде специального упражнения, для начала устройтесь поудобнее и расслабьтесь.

Когда вы будете готовы, подумайте о двух или трех людях, которые были вам особенно полезны. Припомните в чем именно и как они вам помогали. Быть может, они выручили вас в тяжелые времена; быть может, они познакомили вас с новым другом. На самом деле, неважно, была ли помощь большой или незначительной, простой или сложной. Важно лишь, чтобы вы потратили несколько минут, вспоминая их доброту, и позволили возникнуть чувствам признательности.

Упражнение 14: ДЕНЬ БЛАГОДАРНОСТИ

Когда вы будете готовы расширить это упражнение, возьмите на себя обязательство выполнять его более длительное время – скажем, в течение часа, первой половины дня, или целого дня. В этом упражнении два этапа:

  1. Подумайте о тех, с кем вы встретитесь за это время. Это могут быть члены вашей семьи или друзья, которые вас любят, водители автобусов, доставляющие вас на работу и с работы, или уборщик, который наводит порядок у вас в комнате. Посмотрите, не можете ли вы найти причину испытывать благодарность по отношению к каждому человеку, с которым встречаетесь.

  2. Продолжайте это припоминание благодарности на протяжении всего дня. Старайтесь находить причины для благодарности по отношению ко всем, с кем вы встречаетесь. На это не нужно много времени; нескольких секунд может быть достаточно, чтобы вспомнить какое-то их качество или дар, которые вы цените. Так каждый человек становится носителем добрых чувств, и каждая встреча служит причиной для благодарности.

По окончании периода упражнения, потратьте какое то время, чтобы поразмышлять о людях, с которыми вы встречались, и о своих чувствах по отношению к ним. После такого дня вы, быть может, начнете понимать, почему благодарность называют сердцем любви.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛЮБВИ

Фан Чи спрашивал о добросердечии.
[Конфуций] сказал,
"Люби своих собратьев-людей"

Разрушение препятствий на пути любви и воспитание душевных качеств, которые облегчают этот путь, помогают открыться нашим сердцам. Еще один шаг состоит в непосредственном развитии любви с помощью следующих упражнений.

Упражнение 15: ВСПОМНИТЕ ЛЮБЯЩИХ ЛЮДЕЙ

Устройтесь, поудобнее, там, где вас никто не потревожит, и вы сможете спокойно посидеть несколько минут. Какое-то время подышите медленно и глубоко, чтобы расслабиться. Возможно, вам захочется представить себе, что вы вдыхаете и выдыхаете через середину груди, так как это способствует чувствам теплоты и любви.

Затем припомните исключительно любящих людей, которых, или о которых, вы знаете. Это могут быть члены вашей семьи, друзья, мудрые люди, с которыми вам доводилось встречаться, или святые и мудрецы, о которых вы читали или слышали. Немного подумайте о каждом из них. При этом припомните дары, которые они дают. Оцените их характер и поведение. Какие качества делают их такими добрыми и любящими?

Обратите внимание на свое состояние ума в то время, как вы размышляете об этих людях. Возможно, вы обнаружите, что чувствуете благодарность и любовь, потому что просто сосредоточивая свое внимание на конкретных людях, мы начинаем чувствовать качества, которые они выражают. Это важный урок – те люди, которым мы уделяем внимание, оказывают на нас мощное воздействие. Если мы общаемся с раздраженными людьми, в нас нарастает гнев; если думать о любящих людях, то возникает любовь. Будда предостерегал:

Не ищи дурной компании,
и не общайся с людьми, которым на все наплевать.
Находи друзей, любящих истину.


Давать, значит получать

Мы склонны забывать, в сколь огромной степени законы, управляющие умом, отличаются от тех, что действуют в физическом мире. В мире, если мы даем другому человеку что-то материальное – будь то игрушка или бриллиант – то сами это теряем. Однако в уме дело обстоит прямо противоположным образом. Все, что мы предназначаем другому человеку, мы переживаем сами, все, что мы даем, мы приобретаем, все, что мы предлагаем другим, расцветает в нашем собственном уме.

Если вы чувствуете к кому-либо ненависть, то эта ненависть бумерангом возвращается к вам и иссушает вашу собственную душу. С другой стороны, если вы предлагаете кому-то любовь, то эта любовь сперва наполняет и исцеляет ваш ум. Коль скоро вы это поняли, желание ненавидеть и ранить начинает исчезать, в то время как желание любить и помогать растет. Слова "Воздастся вам по даяниям вашим" – это глубокое утверждение о том, как работает наш ум. В этом суть молитвы Св. Франциска, одного из любимейших христианских святых:

Даруй мне в жизни стремиться
Не столько быть любимым, сколько любить,
Ибо именно давая, мы получаем.

Этот важнейший психологический факт положен в основу следующих двух упражнений.

Упражнение 16: Я ПОЛУЧУ ТО, ЧТО ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЮ

Найдите спокойное удобное место, где вам не помешают. Потратьте какое-то время на то, чтобы расслабиться. Дышите медленно и глубоко, пока не почувствуете, что успокоились. Затем скажите про себя:

Воздастся мне по даяниям моим
Я получу то, что теперь предлагаю.

Подумайте о тех переживаниях и душевных качествах, которые вам бы хотелось дать другим людям и, тем самым иметь самому. Например, возможно вам захочется предлагать и получать любовь. Быть может, вы хотите предлагать и получать счастье, исцеление, мир, и покой. Для этого тихонько говорите про себя такие фразы:

Я предлагаю всем любовь.
Я предлагаю всем счастье.
Я предлагаю всем мир.
Я предлагаю исцеление каждому.
Я предлагаю всем покой.

Каждую фразу следует произносить медленно и спокойно, стараясь осознать и почувствовать ее смысл. Возможно, вам захочется зрительно представить себе некоторых или многих людей, получающих эти дары и наслаждающихся ими. Делая это, продолжайте повторять фразы. Если ваш ум рассеивается, и вы погружаетесь в фантазии, просто верните свое внимание к этим фразам и снова начните их повторять. Продолжайте делать это несколько минут или больше, если вам захочется. Рано или поздно дары, которые вы предлагаете, начнут автоматически возникать у вас в уме, так что не нужно пытаться заставить их появиться. Как и в любом упражнении, результаты становятся более заметными по мере практики, и потому полезно повторять его регулярно.

Это упражнение легко распространить и на другие части дня – его можно делать даже когда вы заняты какой-нибудь однообразной деятельностью, наподобие работы в саду или мытья посуды. Просто ненадолго прервитесь, сделайте несколько медленных, расслабляющих вздохов, и начинайте повторять фразы так долго, как вам захочется. Это прекрасный способ ослабить стресс или другие неприятные чувства. Например, представьте, что вы находитесь на собрании, где атмосфера напряжена до предела и страсти накалились. Если вы улучшите минутку, чтобы тихонько повторить про себя эти фразы, желая счастья и мира всем присутствующим, это может преобразить ваши чувства, и позволит вам оказывать успокаивающее и исцеляющее влияние на других людей.

Упражнение 17: ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ЛЮБОВЬ

Устрани все помехи, и пусть твой ум,
полный любви,
охватывает весь огромный мир,
вверху, внизу, вокруг, и повсюду,
пусть весь его пронизывает мысль,
наполненная любовью –
изобильной, возвышенной, безмерной.
(Будда)

Следующая медитация представляет собой простой, но действенный способ расширить сферу любви, включая в нее все больше и больше людей. Элементы этой медитации можно найти в нескольких традициях. Например, в иудаизме считается, что заповедь: "Возлюби ближнего как самого себя", в действительности, предписывает такую медитацию.

Как и при любой медитации, лучше всего сидеть удобно и прямо. Дайте себе расслабиться, дышите медленно и глубоко. Может оказаться полезным представлять себе, что вы вдыхаете и выдыхаете через середину груди. Делая это, отмечайте любые ощущения и чувства теплоты, возникающие у вас в груди.

Когда вы почувствуете, что готовы, подумайте о ком-нибудь, кого вы нежно любите. Если сможете, ясно представьте этого человека перед своим мысленным взором. Осознавайте любые чувства теплоты и любви, которые возникают, когда вы его или ее видите.

Когда вы осознаете эти теплые чувства, распространите свое сознание на окружающих вас людей. Если вы находитесь в здании, вы могли бы подумать о людях в соседних комнатах. Постарайтесь дать своим чувствам любви и теплоты охватить их. Продолжайте дышать медленно и глубоко.

Когда вы будете готовы, еще больше расширьте свое сознание, включив в его сферу более отдаленных людей. Теперь вы могли бы подумать о всех людях в вашем здании или в соседних зданиях. Распространяйте на этих людей свои чувства любви.

Если на любом этапе вы замечаете, что чувства любви начинают исчезать, верните свое внимание к глубоко любимому вами человеку, с которого вы начинали. Затем, когда чувства любви возникнут вновь, опять распространяйте их на других людей.

Теперь расширяйте свое сознание на весь свой район и город. Принимайте всех этих людей, как достойных вашей любви, и включайте их в сферу своей заботы. Не забывайте дышать медленно и глубоко.

Теперь расширьте сферу своей любви еще больше, включив в нее всю страну. Затем, когда почувствуете, что готовы, распространите свое сознание, охватив им весь мир. Пусть ваша любовь коснется всех людей – всех возрастов и рас, во всех странах – без исключений или оговорок.

Сделайте один заключительный шаг. Включите в безграничную сферу своей любви все живые существа. Обнимите все живое, чтобы ваша любовь не знала пределов или границ и включала в себя каждого человека и каждое существо. Просто оставайтесь в этом переживании как можно дольше, а потом спокойно вернитесь вниманием к окружающему.

Упражнение 18: МЕДИТАЦИЯ ЛЮБЯЩЕЙ ДОБРОТЫ

Двадцать пять столетий назад группа буддийских монахов отправилась в темные дебри индийских джунглей. Там они собирались жить в одиночестве и посвящать себя усердной медитации. Это было немалым испытанием, если учесть, что джунгли изобиловали тиграми и другими опасностями. Очень скоро они не выдержали и сбежали. Кинувшись к Будде, они жаловались на непреодолимый страх и умоляли о помощи. Будда внял их мольбам, обещав научить их самому действенному средству от страха.

Будда не учил бою на мечах или другим боевым искусствам, ибо он и его последователи дали обет никогда никому не причинять вреда. Он также не учил людей проявлять мужество и бороться со страхом.

Вместо этого, Будда учил монахов медитации для воспитания любви и доброты. Будучи умным психологом, он понимал, что страх и любовь вытесняют друг друга, и что если душа полна любовью, то страх отступает. Все мы знаем по собственному печальному опыту, что страх может пересилить любовь. Однако не столь широко известно, что если любовь практиковать и укреплять, она способна преодолеть страх. Как говорится в христианской Библии: "Совершенная любовь изгоняет страх".

Кроткая, но могущественная медитация любящей доброты, которой учил Будда, просуществовала две с половиной тысячи лет и помогла бесчисленным миллионам людей. Подобно многим глубоким техникам, она выглядит обманчиво простой. Она состоит в повторении коротких фраз, призванных вызывать такие эмоциональные качества, как счастье, умиротворение, кротость, и, конечно, любовь.

Одно предупреждение относительно этой медитации. Я говорил, что за исключением трех видов медитации, все упражнения в этой книге выбраны из-за своей простоты и потому, что они могут относительно быстро приносить существенные положительные результаты, нередко уже в первый раз, как их делают. Хотя медитация любящей доброты в первый раз может оказать благотворное действие, многие люди находят, что она требует значительной практики.

К удивлению многих, эта медитация начинается с поощрения любящих чувств по отношению к самому себе. Но это не рецепт себялюбия, а скорее секрет бескорыстия, поскольку эгоизм и себялюбие разрастаются на страхе, но растворяются в любви. В добавок, сфера медитации постепенно расширяется, включая в себя друзей, незнакомцев, врагов, и, в конечном счете, всех людей и все живое.

Некоторым людям неловко начинать с себя, и они предпочитают сперва сосредоточиваться на ком-то, кто был к ним добр и помогал им. Можно начинать и так, однако важно на каком-то этапе включать и самого себя.

Фразы для повторения весьма просты. По традиции, они касаются четырех желанных качеств, например: "Да буду я счастливым, добрым, любящим, и миролюбивым" или "Да буду я радостным, кротким, спокойным, и любящим". По мере продвижения практики эти фразы будут меняться – например, "Да будешь ты счастливым, добрым, любящим, и миролюбивым"; затем "Да будут все люди счастливыми, добрыми, любящими и, миролюбивыми". И в конце, когда медитация становится всеобъемлющей: "Да будут все живые существа счастливыми, добрыми, любящими, и миролюбивыми".

Чтобы делать эту медитацию, сначала решите, как много времени вы хотите ей посвятить – возможно, для первого раза от десяти до двадцати минут. Найдите место, где вам не будут мешать, и сядьте удобно, выпрямив спину и расслабив тело. Сделайте несколько медленных глубоких вздохов, чтобы расслабить и успокоить не только тело, но и ум. Можете закрыть глаза или оставить их открытыми.

Начните повторять, например, фразу "Да буду я счастливым, радостным, любящим, и миролюбивым". Медленно и спокойно повторяйте эту фразу про себя. Если хотите, можете начать с проговаривания слов вслух, затем пусть они постепенно становятся все тише и тише, пока вы не будете повторять их только мысленно. Не напрягайтесь и не старайтесь насильственно вызывать эмоции. Просто позвольте словам тонуть в вашем уме. Ваша задача – расслабиться, повторять фразы, и осознавать любые возникающие переживания и эмоции. Всякий раз, когда ум отвлекается на посторонние мысли или фантазии, спокойно возвращайте его к фразам.

По мер того, как вы будете продолжать медитировать, вы можете с удивлением обнаружить, что вас охватывают такие эмоции, как гнев и ревность, весьма непохожие на те, на которые вы надеялись. Не стоит тревожиться. Их появление – естественная и полезная часть процесса. Это препятствия, мешающие вашему переживанию любви, и они естественным образом всплывают на поверхность, когда вы пытаетесь развивать любовь. Нет нужды проклинать эти препятствия и самого себя, за то что они у вас есть. Не нужно бороться с ними и даже вообще им сопротивляться. Если вы помните о целительной силе сознавания и просто наблюдаете их без осуждения или борьбы, они сами собой будут постепенно ослабевать и разрешаться. Это один из способов, которым медитация исцеляет ум и открывает сердце.

Во время первого сеанса вполне уместно продолжать направлять мысли любящей доброты на самого себя. Однако, рано или поздно, быть может во время первого или второго сеанса, вам захочется начать направлять свои добрые желания на любимого друга или на кого-то, кто вам помог. Делая это измените фразу: "Да будешь ты счастливым, радостным, любящим, и миролюбивым". Возможно, будет полезно зрительно представлять себе этого человека или смотреть на его фотографию.

В общем случае, лучше всего избегать выбирать кого-то, кто привлекает вас в сексуальном плане. В ином случае любовь и доброта могут становиться окрашенными сексуальными чувствами. Это может ограничить масштабы медитации, которая нацелена на развитие всеобъемлющей любви, в равной мере распространяющейся на всех людей.

В ходе последующих сеансов вы можете постепенно расширять сферу своей любви. Быть может, окажется полезно начинать каждый сеанс с любящих мыслей о самом себе, а затем о вашем друге. Чувства любви и счастья служат прекрасным сигналом того, что вы готовы расширить медитацию. На этот раз думайте о группе людей, зрительно представляйте их себе, и направляйте на них всех свои любящие мысли. Как всегда, если ум рассеивается, и вы погружаетесь в мысли или фантазии, нет причин для сожаления или вины. Каждый отвлекается много раз. Просто снова начинайте повторять фразы.

На какой-то более поздней стадии вы, возможно, захотите еще более расширить свою медитацию, включив в нее всех людей. Теперь подходящей фразой будет: "Пусть все люди будут счастливыми, радостными, любящими, и миролюбивыми". Быть может, вам захочется зрительно представить себе землю, и вообразить, как люди повсюду получают вашу любовь.

Последним шагом в этом продвижении вперед будет распространение вашей любви не только на всех людей, но и на все живое11. На этом этапе полезно использовать фразу: "Пусть все живые существа будут счастливыми, радостными, любящими, и миролюбивыми". Теперь вы развиваете чувства любви и доброты ко всему живому, без исключений или оговорок.

11 Строго говоря, медитация Будды еще шире, поскольку она предполагает распространение любви-доброты на все чувствующие существа, к каковым, в соответствии с доктриной перевоплощения, относятся не только животные, но и растения, а также нефизические сущности (элементали, или духи неживой природы) и собственно духовные существа - боги, полубоги, демоны, и т.д., то есть, по существу, весь космос. (Прим. перев.)

Продолжайте это делать, сколько захотите. Заканчивая сеанс медитации, поднимайтесь на ноги медленно, чтобы не разрушить выработанные спокойствие и эмоции.

В этой медитации есть еще одна ступень, которая может быть очень вознаграждающей, но поначалу вызывает значительные затруднения. Она связана с развитием положительных чувств по отношению к человеку или группе людей, кого вы не любите или даже ненавидите. Даже гнев – быть может, самая стойкая из всех эмоций – тает под лучами зрелой любви. Это не значит, что вы терпимо относитесь к чьему-то поведению, если оно наносит вред другим людям. Однако, это значит, что вы избавляетесь от самоистязания неконтролируемой ярости.

Чтобы исцелить ненависть, начните с выработки чувств любви и доброты к самому себе или кому-то, кто вам дорог. Когда положительные чувства окрепнут, вспомните человека, который вам антипатичен и начните повторять фразу, думая о нем или о ней. Если вы начнете испытывать непреодолимый гнев, остановитесь и верните свое внимание и любящие мысли к людям, с которыми вам легче иметь дело. Когда чувства любви снова окрепнут, вы сможете снова вернуться вниманием к своему врагу.

Если этот человек вызывает у вас слишком сильные отрицательные чувства, просто остановитесь. Не напрягайтесь и не пытайтесь заставить свой ум чувствовать что-то, к чему он еще не готов. Помните, что часть медитации любящей доброты состоит в том, чтобы принимать и любить себя самого (и свой ум) именно такими, какие вы есть. Вы всегда сможете вернуться к человеку, вызывающему ваш гнев, в какое-то время в будущем.

Иногда люди, начинающие эту медитацию, испытывают разочарование, поскольку ожидают, что они сразу же смогут раствориться в океане любви. Но если бы вы были способны на это, вам бы не была нужна медитация. Помните, что эта медитация представляет собой упражнение, и, подобно всем упражнениям, начинает приносить свои плоды со временем. Поначалу результаты могут быть тонкими и неуловимыми, но с течением практики они будут накапливаться и расти.

Самое замечательное в медитации любящей доброты – это то, что ее можно делать почти в любое время и в любом месте. Вам наскучило сидеть на собрании? Посмотрите на присутствующих и повторите про себя любящие фразы, обращенные к ним. Вас утомила долгая поездка? Пожелайте любви и счастья всем, мимо кого вы проезжаете. Это может в корне преобразить ваши чувства и всю ситуацию. Некоторым людям легче заниматься медитацией именно так, нежели сидя в одиночестве с закрытыми глазами, и потому ценно поэкспериментировать с обоими подходами.

Сам я впервые почувствовал, насколько драматично может менять ситуацию эта медитация, когда пытался добраться на конференцию, проходившую в маленьком городке на Калифорнийском побережье. Когда я сошел с самолета в маленьком аэропорту, меня отделяли от места назначения еще сорок миль. Был прекрасный весенний день, и поездка вдоль побережья обещала стать увлекательным путешествием. Но следующий автобус отправлялся только через четыре часа, и потому я решил поехать автостопом. В конце концов, здесь должно быть не трудно поймать попутную машину – подумал я. Я очень ошибался. Машина за машиной с шумом проносились мимо, не удосуживаясь даже притормозить, и я все больше раздражался и сердился.

По конец, я вспомнил о медитации любящей доброты. Вместо того, чтобы ворчать и сетовать на людей, проезжавших мимо меня, я желал им счастья, радости, мира, и любви. Насколько это все изменило! С каждой проносящейся машиной я чувствовал себя все счастливее и счастливее. Не думаю, что это помогло мне скорее уехать, но это, определенно, преобразило мой день! Это также напомнило мне о задаче привносить эти медитацию и настроение во все большую часть жизни, пока любовь не наполнит и не преобразит все наши взгляды и отношения.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 979
Категория: Библиотека » Учебные пособия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Третья НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И НОВОЕ ОБЩЕСТВО VII.
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VI. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 150
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | V. ЧТО ТАКОЕ МОДУС БЫТИЯ Большинство из нас
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | III. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ВЕТХОМ И НОВОМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | II. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Поскольку
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Первая ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЛАДАНИЕМ И БЫТИЕМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | VIII. УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕРТЫ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | IX. ЧЕРТЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Предисловие В данной книге я вновь обращаюсь к



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь