С. Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Свобода

§816. Дух человека – это единство его души и сознания, проступающее в форме деятельности его интеллекта и воли. В качестве интеллекта наше Я познаёт мир, а в качестве воли оно преобразует его. В основе и воли и интеллекта человека лежит мышление. Поскольку мышление свободно в своей деятельности, постольку интеллект и воля также призваны быть свободными в своём проявлении. А это значит, что понятие человека неотделимо от понятия свободы. Иначе говоря, являясь мыслящим существом, человек предназначен быть свободным.

§817. Да, мы знаем, что на протяжении почти всей истории человечества между людьми существовали отношения, при которых не все были свободными. Более того, мы знаем, что и сегодня определённая часть человечества продолжает жить в условиях существования отношений неравенства, отношений господства и рабства. Но мы говорим здесь не о реальности человека, а о его понятии, о том, какова его суть согласно его понятию. Тот факт, что реальная жизнь людей не всегда соответствовала их понятию, а местами не соответствует и сейчас, мы объяснили в учении о самосознании (§674 и далее). Но это несоответствие не означает, что понятие человека, которое мы здесь получили, является неистинным. Данное обстоятельство говорит лишь о том, что реальная жизнь людей ещё не везде пришла в соответствие со своим понятием.

§818-819. Но что такое свобода? Никакое другое понятие не было подвержено в истории человечества такой неопределённости своего смысла. А с учётом того, что под знамёнами свободы люди творили и продолжают творить свою историю, все связанные с её понятием недоразумения имеют громадные практические последствия. Всё вышесказанное здесь, в учении о человеке, составляет суть понятия свободы. Кратко повторим.

Первое. Свобода – это то, что отличает человека от животного. Животные не способны мыслить. Поэтому в дикой природе не существует свободы. Там царствует необходимость. Каждая единичная особь биосферы получает свою особенность от рождения и остаётся подчинённой ей всю свою жизнь.

Второе. Свобода доступна только человеку. Она обусловлена наличием у него мышления, которое свободно в самом себе в отношении постигнутых им понятий предметов (§§215, 791). Мышление даёт каждому человеку свободу выбора. Быть ли ему в этой жизни плотником или учителем, жениться на блондинке или брюнетке, поддерживать левых или правых, строить дом в два или три этажа, – всё это дело свободного выбора человека.

Третье. Поскольку мышление представляет собой ступень разумной деятельности, а разум, как мы знаем, – это единство сознания и самосознания человека, постольку свобода может быть достигнута только в образованном обществе (со-знание, con-sciences).

Четвёртое. В индивидах свобода существует лишь только в себе, лишь как потенциальная свобода, как произвол. Своё действительное проявление она получает в обществе через соединение содержания единичных влечений человека с потребностями всеобщего развития.

Пятое. Всемирная история – это путь обретения человечеством своей свободы. Большую часть этого пути общество развивалось на принципах совместного самосознания. В условиях господства отношений неравенства свобода человека была ещё сильно ограничена, но тем не менее она уже была. В настоящее время значительная часть человечества уже перешла на ступень всеобщего свободного равного самосознания. Соответственно, современные правовые государства создают необходимые условия для осуществления всеобщей свободы.

§820. На этом мы завершаем учение о человеке. Оно оказалось разделённым между двумя частями грамматики разума. В учении о природе мы рассматривали человека с точки зрения его биологии. Здесь же, в учении о человечестве, мы рассматривали его как носителя духа.

Свод определений человека

Душа

ПРИРОДНЫЕ КАЧЕСТВА

природные качества как таковые
всеобщие: смена времён года, времени суток, погоды
особенные: религиозные, национальные, зодиакальные
единичные: природные задатки, темперамент, характер

естественные состояния
возрасты: детство, отрочество, юность, зрелость, старость
состояния полового отношения
сон и бодрствование

ощущение
внешние ощущения – внешние органы чувств
внутренние ощущения – аффекты и их воплощение
ощущение своих ощущений – чувство самого себя

ЧУВСТВО САМОГО СЕБЯ

предчувствие самого себя
сновидения, душа матери и ребёнка, внутренний голос

становление чувства самого себя – состояния помешательства
слабоумие, тупоумие, безумие

утверждение чувства самого себя – привычка
к внешним воздействиям, к своим действиям, к самому себе

ВНЕШНИЙ ОБЛИК

облик, манеры, дела

Сознание

СОЗНАНИЕ КАК ТАКОВОЕ

чувствующее
воспринимающее
рассуждающее

САМОСОЗНАНИЕ

вожделеющее
совместное
свободное

РАЗУМ

Дух

ИНТЕЛЛЕКТ

созерцание

представление
вспоминание, воображение, память

мышление
рассудок, суждение, умозаключение

ВОЛЯ

практическое чувство
влечение и произвол
счастье

СВОБОДА

Истиной существования человека как носителя духа является тот всеобщий организм, которому он принадлежит и в рамках которого протекает вся его жизнь – общество. Мы переходим к понятию общества.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 677
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VIII ДУША И ТЕЛО I Уже не
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VI ДУША КАК НОСИТЕЛЬ ЗНАНИЯ I В
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ВТОРАЯ КОНКРЕТНАЯ ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ЕЕ ФОРМИРУЮЩАЯ
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава IV СОСТАВ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ I Мы впали
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава III ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ I Наметив
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава II ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ I
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: СТИХИЯ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ Глава I МИР
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Вступление О ПОНЯТИИ И ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Из
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VII ДУША КАК ЕДИНСТВО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ I
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Глава 12 НА ПУТИ
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие В начале 70-х годов я, в
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ Глава 1 КОНКУРИРУЮЩИЕ ТЕОРИИ
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ II. ТРИ ДРЕВНИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ Глава
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 11 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЛОРЕНЦ ОБ АГРЕССИИ
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ IV. ДВА ПРИМЕРА НАУЧНОГО ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 САРТР: РАДИКАЛЬНАЯ СВОБОДА Перемещаясь от
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 ФРЕЙД: БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА МЕНТАЛЬНОГО Обратимся
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 МАРКС: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 КАНТ: РАЗУМ И СВОБОДА, ИСТОРИЯ
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ III. ПЯТЬ ФИЛОСОФОВ Глава 5 ПЛАТОН:
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 БИБЛИЯ: ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ В вводной
  • Л. Стевенсон. ДЕСЯТЬ ТЕОРИЙ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ИНДУИЗМ УПАНИШАД: В ПОИСКАХ ВЫСШЕГО
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | Ссылки и примечания Трубецкой С.Н. Собр. сочинений: В
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Мы проследили эволюцию как философских, так
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. Право и нравственность у позднего Фихте
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. Гностицизм Фихте Казалось бы, достигнутая точка
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. Критика аффекта самостоятельности и пересмотр понятия
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. Государство разума. Политическая теория Фихте В
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Теория нравственного действия, или учение о
  • П. П. Гайденко. ПАРАДОКСЫ СВОБОДЫ В УЧЕНИИ ФИХТЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Продуктивная способность воображения и бессознательная деятельность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь