Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ЧИТТАМАТРА. ТЕРМИНОЛОГИЯ В УЧЕНИИ О ПУСТОТЕ



Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



3. ЧИТТАМАТРА.
ТЕРМИНОЛОГИЯ В УЧЕНИИ О ПУСТОТЕ

Чтобы правильно понять пустоту, вы должны постараться получить о ней целостное учение, с разных сторон и во всех подробностях, не довольствуясь отрывочными сведениями об этом предмете. Кроме того, для вас очень важно точно знать философскую терминологию учения о пустоте и понимать, что стоит за каждым термином. В противном случае вы начнете неправильно истолковывать эти понятия. Поэтому лама Цонкапа говорил, что хотя в Тибете распространилось учение о пустоте, термины были объяснены недостаточно ясно, из-за чего возникло множество ложных интерпретаций. Лама Цонкапа критиковал тибетцев, которые пытались внести в учение о пустоте новую терминологию, не основанную на коренных текстах. Он считал это большой ошибкой, так как привнесение собственных домыслов загрязняет учение.

Падмасамбхава, Атиша и лама Цонкапа – все эти учителя были воплощением ламы Тиме Пендена, Духовного Наставника Трех Миров, и пришли в Тибет специально для того, чтобы возродить в нем чистое учение Будды. Каждый из этих трех мастеров делал акцент на каком-то одном аспекте Дхармы. Основным предназначением Падмасамбхавы было устранение препятствий для распространения буддизма в Тибете и создание в этой стране его основы. Атиша пришел для того, чтобы объяснить людям, что Сутра и Тантра не противоречат друг другу, и их можно практиковать одновременно. Затем, когда пришел лама Цонкапа, он уделил особое внимание более точному изложению учения, с объяснением всех терминов. Он дал еще более подробные комментарии к коренным текстам, чем Атиша, и написал больше трудов. Его особым вкладом в учение было объяснение трудных для понимания положений философии и практики.

Итак, двигаясь по руслу терминологии, вы сможете добраться до океана пустоты. Тогда вы увидите пустоту непосредственно, своими глазами. В противном случае вы можете принять за океан маленький пруд и решить, что познали пустоту и освободились от сансары.

Вы можете подумать: "Как же такой великий мастер как Миларепа познал пустоту? Ведь он не занимался углубленным изучением философских теорий о пустоте". Рассуждая таким образом, вы принимаете в расчет только одну жизнь Миларепы. Действительно, есть особые, исключительные личности с сильными отпечатками понимания пустоты, идущими из предыдущих жизней. Такие люди могут познать пустоту без серьезного обучения, самостоятельно. Но это редкие исключения. Вообще без изучения философии пустоту познать невозможно, поскольку понять ее очень и очень трудно. По тем результатам, которые вы имеете сегодня, вы можете составить представление о том, какие причины были созданы вами в предыдущих жизнях. Достичь реализаций только через медитацию, без изучения философии удается лишь единицам. Так что будьте осторожны. С другой стороны, я не говорю, что вы должны только учиться. Если вы всю свою жизнь будете только читать книги, то превратитесь в книжного червя. Выберите срединный путь. Не стремитесь стать сухим ученым – вы впустую потратите время. Но не увлекайтесь и одной лишь йогой, поскольку в этом кроется опасность помешательства. Это не менее опасно. Таков мудрый совет великих мастеров прошлого.

Итак, вначале постарайтесь добиться отчетливого и ясного понимания учения. Затем снова и снова размышляйте о том, что вы узнали. Когда у вас появится некоторая мудрость, взращенная на слушании и размышлениях, она будет очень хорошим материалом для медитации. Тогда ваша медитация на пустоту станет настоящей. В противном случае медитация будет пустой тратой времени и не принесет результатов. Она будет похожа на долгий глубокий сон.

Все мы – ученики Будды. Помните, что Будда сказал: "Сначала слушайте учение, затем размышляйте над ним, и только потом медитируйте". Это очень важно, поэтому я не устаю повторять вам этот совет. Не надо поступать наоборот: сначала вы медитируете, потом начинаете задумываться над тем, что делаете, и у вас зарождаются сомнения; когда же вы в конце концов приходите в полное замешательство, у вас наконец появляется желание послушать учение. Это неправильный порядок действий. К сожалению, в России люди иногда поступают именно так.

Кунтаг и феномен

Рассмотрим более подробно "кунтаг", или "номинальное существование ".

"Кунтаг" определяется как нечто, не имеющее абсолютного существования и существующее только в концепции.

Первым утверждением – "не имеющее абсолютного существования" – вы исключаете из "кунтага" "йондуп". То есть "йондуп" – это не "кунтаг".

На эту тему мне вспоминается смешная история. Мы с другом изучали воззрения школы Читтаматра в университете. Однажды после занятия мы пили чай. Я спросил друга: "Ты понял, что такое "кунтаг", "шенванг" и "йондуп"?" Он ответил: "Все занятие эти "кунтаг", "шенванг" и "йондуп" вели между собой борьбу. Но в конце концов никто из них не победил".

Второе утверждение – "существующее только" – исключает субстанциональное существование, то есть "шенванг", или "зависимый от других". Любая субстанция зависит от каких-либо причин, поэтому о ней и говорится как о "зависимой от других". Что же остается? Остается только концепция, существование в концепциях. То есть остаются существующий и несуществующий "кунтаг". Существующий "кунтаг" – это постоянные объекты, такие как пространство. Пространство не имеет абсолютного существования. Кроме того, пространство несубстанционально. Оно существует только в концепциях. Однако если нечто существует только в концепции, это еще не значит, что оно не существует вообще.

Далее, все четыре школы признают, что феномен, в общем смысле этого слова, – существующий "кунтаг". Феномен определяется как нечто, устанавливаемое или познаваемое посредством достоверного познания. Если нечто – феномен, то это нечто должно являться объектом достоверного познания.

Например, стол – это, с одной стороны, феномен, а с другой – стол. Здесь следует учесть, что "феномен" и "феномен вообще" – это разные понятия. Стол – это феномен, но не феномен вообще. Феномен вообще – это нечто, что присутствует во всех феноменах. Пространство, Россия, русская женщина- все это феномены. Но то, что это феномены, является их общей, а не специфической характеристикой. Например, русская женщина – это общая характеристика объекта, а Маша – его специфическая характеристика.

Феномен как таковой не имеет абсолютного существования и существует только в концепциях. Но не каждый феномен – "кунтаг". Возникает диспут. Вопрос: "Если феномен – "кунтаг", то поскольку стол – это феномен, стол также должен быть "кунтагом". Однако стол считается "шенвангом", а не "кунтагом". Как разрешить это противоречие? Ответ: Феномен как таковой – это "кунтаг", но если нечто – феномен, то это не обязательно "кунтаг". Когда вы говорите о феномене в целом, у вас в уме возникает некий общий образ. Исследовав этот общий образ феномена, существующий в вашем уме, вы поймете, что этот общий образ – "кунтаг". То есть этот образ несубстанционален. Если бы феномен был субстанционален, то в каждом объекте, помимо его собственной субстанции, присутствовала бы и субстанция феномена как такового. В чашке была бы как субстанция чашки, так и субстанция феномена. На каждую из этих субстанций можно было бы указать пальцем.

Есть еще одно объяснение того, почему феномен не может иметь субстанционального существования. Если бы феномен имел субстанциональное существование, то, поскольку среди феноменов есть и постоянные объекты, они также были бы субстанциональны.

Далее – новый момент диспута. Вопрос: "У феномена есть два аспекта-постоянный и непостоянный. Почему мы называем феномен постоянным?" Это сложный вопрос. Но прежде чем перейти к пустоте, вы должны четко представлять себе, что такое феномен. В противном случае вы примете пустоту за ничто.

Ответ таков. В феномене есть постоянное и непостоянное, не в нем больше постоянного, поэтому он называется постоянным. Если большая часть вашей одежды мокрая, вы говорите: "Моя одежда мокрая". По-другому вы и не можете сказать. Если на вопрос, мокрая ли ваша одежда, вы скажете: "и да, и нет", это будет нелогично. Люди подумают, что у вас "не все дома". В западной логике часто используются эти "и да, и нет".

Каждый непостоянный объект пустотен. Пустота постоянна. Все постоянное постоянно. И пустота всего постоянного также постоянна. Следовательно, в феномене больше постоянного, чем непостоянного.

А что такое несуществующий "кунтаг"? Это понять очень важно, потому что именно это является объектом отрицания в школе Читтаматра. В утверждении "шенванг", в котором отсутствует "кунтаг", есть "йондуп", под "кунтагом" имеется в виду именно несуществующий "кунтаг".

Несуществующий "кунтаг" – это "я", имеющее независимое субстанциональное существование. Этого "кунтага" не существует, потому что подобное "я" не имеет абсолютного существования и существует только в концепциях. Вернемся к примеру с водой. Имеет ли "независимая субстанциональная вода" истинное, абсолютное существование? Во-первых, поскольку это не пустота, она не может существовать абсолютно. Во-вторых, эта "независимая субстанциональная" вода не имеет субстанционального существования, поскольку вне кислорода и водорода нет никакой независимой субстанции воды. Поэтому "независимая субстанциональная" вода существует только в концепциях.

Рассмотрим подробнее, как читтаматрины это доказывают.

Что лежит в основе "кунтага"? Это "шенванг", то есть "зависимый от других". В данном случае основой для "независимой субстанциональной" воды служит соединение кислорода и водорода. Эти два элемента представляют собой "шенванг". На этой основе и возникает концепция. Если этот "кунтаг" существует, он может существовать только на этой основе. Является ли кислород независимой субстанционально существующей водой? Любой человек, умеющий логически мыслить, скажет, что нет. То же самое скажет ученый. Водород также не является независимой субстанциональной водой. Где же еще может существовать этот "кунтаг"? Используя рассуждение о единственном и множественном числе, мы можем доказать, что этого "кунтага" не существует.

Если нечто существует, оно может существовать только в единственном или во множественном числе. Третьего не дано. Мы убедились, что в единственном числе – либо в кислороде, либо в водороде, либо вне их – независимой субстанциональной воды не существует. А если она не существует в единственном числе, то как она может существовать во множественном? Без одного двух не бывает.

В результате этого тщательного логического анализа в вашем сердце возникает осознание того, что в "шенванге" действительно отсутствует "кунтаг" – независимая субстанциональная вода. Подобное отсутствие несуществующего "кунтага" в "шенванге" называется "йондуп". Это и есть пустота. Что же остается после этого отрицания? Остается "шенванг", то есть основа, зависящая от других. "Йондуп", или "конечное существование", есть отсутствие независимого субстанционального существования. Когда вы отрицаете независимое субстанциональное существование воды, подобное отрицание и есть пустота. Остается вода, имеющая взаимозависимое происхождение. Так что пустота – это форма, имеющая взаимозависимое происхождение. Взаимозависимая форма сама по себе пуста от независимого субстанционального существования. Здесь нет противоречия, так как в данном случае одно целое рассматривается с двух разных сторон.

Итак, "я", имеющее независимое субстанциональное существование, существует только в концепциях. В реальности оно не существовало изначально, не существует сейчас и никогда не будет существовать в будущем. Независимо от того, пришел Будда или не пришел, пустота феноменов всегда была, есть и будет. Ее никто не создавал. Это абсолютная природа. Таково конечное существование всех феноменов.

Имейте в виду, что воззрения Читтаматры считаются очень высокими. Для того чтобы заниматься тантрическими медитациями, вы должны как минимум понимать пустоту с точки зрения Читтаматры. В Тантре не "работает" пустота с точки зрения Вайбхашики и Саутрантики. Воззрений этих школ для Тантры недостаточно. Лучше всего, конечно, Мадхьямика Прасангика.

Кроме того, все великие мастера четырех школ говорили, что Тантра без фундамента Сутры – это пустое занятие.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 660
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ТЕЛА БУДДЫ В начале лекции 150
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ЗНАКОМСТВО С ВОЗЗРЕНИЕМ Вы
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. МАДХЬАМИКА СВАТАНТРИКА: МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТУ Абсолютным
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. МАДХЬЯМИКА СВАТАНТРИКА: СОБСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Вы должны
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. МАДХЬЯМИКА СВАТАНТРИКА: ИСТИННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ Вы получаете
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШКОЛ МАДХЬЯМИКА СВАТАНТРИКА И МАДХЬЯМИКА
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ШКОЛА ТОЛЬКО УМА Читтаматра в переводе
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЧЕТЫРЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА Учение о
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая УЧЕНИЕ О ПУСТОТЕ 1. ВВЕДЕНИЕ
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ Для того
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПЯТЬ ПУТЕЙ МАХАЯНЫ Ум 150 это
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. УРОВНИ РАЗВИТИЯ УМА Мы уже говорили
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРЯМОЕ ПОЗНАНИЕ На
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. МЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ Сегодня мы продолжим учение
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая ЛЕКЦИИ ОБ УМЕ 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Геше Джампа Тинлей УМ И ПУСТОТАМ.: Издательство
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. МАДХЬАМИКА ПРАСАНГИКА: КРИТЕРИИ ДОСТОВЕРНОСТИ Чтобы понять
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 12. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ДВЕ ИСТИНЫ Существует огромная
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 13. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: СУЩЕСТВОВАНИЕ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ Люди,
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 14. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДВУХ КРАЙНОСТЕЙ
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 15. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТУ Сегодня
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 16. МАДХЬАМИКА ПРАСАНГИКА: ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ОТРИЦАНИИ Как
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ 17. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТУ окончание
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение Чже Цонкапа ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ Поклоняюсь
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Геше Джампа Тинлей МОЛИТВЕННОЕ ЧУВСТВО УМА И
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Таблицы По книге Meditation on emptiness byJeffrey
  • Дж. Тинлей. УМ И ПУСТОТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глоссарий Список некоторых философских терминов, которые встречаются
  • Э. Леви. УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ. Том I | ОГЛАВЛЕHИЕ 21. Шин. Ф. ПРОРИЦАНИЕ Dentes Furca AmensАвтор
  • Э. Леви. УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ. Том I | ОГЛАВЛЕHИЕ 20. Реш. У. УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА Caput Resurrectio
  • Э. Леви. УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ. Том I | ОГЛАВЛЕHИЕ 19. Коф. Т. ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ 150 ЭЛАГАБАЛ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь