Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О НЕ СОБЛЮДЕНИИ НЕФОРМАЛИЗОВАННЫХ



В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА?

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 3

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О НЕ СОБЛЮДЕНИИ
НЕФОРМАЛИЗОВАННЫХ ПРАВИЛ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

Вот эта, выше описанная, парадигма хорошо "работает" в естественных науках. И именно она не "работает" в науке "психология". В чем же дело? Можно предположить, что детализация этой парадигмы под конкретную науку "психология" произошла с ошибками. Под детализацией мы подразумеваем, конкретные методики: получения эмпирических данных (наблюдений), проведения экспериментальных исследований, построения теорий, верификации знаний, описания знаний (научный язык), которые отражают в своей структуре специфику данной науки.

Но на наш взгляд, дело не в этом, а в более глобальных просчетах, вернее сказать упущениях. В тех дополнительных принципах парадигмы, которые явно в виде высказываний не сформулированы, которые принимаются по умолчанию, как очевидные. И как очевидные, переносятся в психологию, даже не рассматриваясь и не обсуждаясь. Именно эти очевидные, "априорно верные" правила, в применении к психологии оказываются вовсе не столь очевидны, и более того не верны или, лучше сказать, не применимы. Они требуют изменения, адаптации под новые условия.

Таких неявных правил (принципов), по нашему мнению – четыре. Давайте детально с каждым из них разберемся, сформулируем и постараемся подобрать приемлемую форму для науки психологии.

§1. Первый принцип – реальность изучаемого объекта

Сперва разберемся с понятием "Реальность" (далее в тексте Р.).

Реальность (от позднелат. realis – действительный), существующее в действительности. В диалектическом материализме термин "Р" употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т.е. материя в совокупности различных ее видов. Р. противополагается здесь субъективной Р., т.е. явлениям сознания; 2) все существующее, т.е. весь материальный мир, включая все его идеальные продукты (БСЭ, изд. 3).

Приведенное выше определение Реальности дано с позиций диалектического материализма, но, по сути, отношение, диктуемое данным определением, разделяют все приверженцы материализма и просто большинство людей.

"В апрельском номере журнала "Physics World" [2002] опубликована статья американского философа науки Роберта Криса (Robert Crease) с анализом воззрений ученых-физиков на окружающую реальность. Философа интересовали сугубо практические суждения этой категории людей о том, что в этом мире "реально", а что нет. Базой для умозаключений послужил опросный лист с нехитрыми на первый взгляд вопросами: например, "полагаете ли вы реальными Землю, камни, галлюцинации, эмоции, цвета, длину волны, вязкость, кинетическую энергию, гравитационную постоянную, электрон, атом по Бору, массу, действительные числа, мнимые числа:". В общей сложности задавалось около трех десятков вопросов, на которые ответили больше полутысячи физиков. Одни, как на блиц-турнире по шахматам, быстренько расставили галочки в клетках ("да", "нет", "не уверен"). У других наивные, казалось бы, вопросы вызвали замешательство. Третьи пришли в ярость и вернули лист нетронутым, не преминув отметить, что философы никогда не умели ставить вопросы правильно: (Любопытно, что коперникову модель Солнечной системы назвали "реальной" и "нереальной" равные доли опрошенных – по 43 %. Поровну разделились мнения и о реальности и нереальности волновой функции квантовой системы. Галлюцинации, кстати, считают реальными 40 %, эмоции – 49 %)" [3].

Больше половины физиков считают галлюцинации и эмоции нереальными, если бы в списке были названы другие проявления психики, то и их, скорее всего, постигла бы та же участь. А как обстоят дела с пониманием реальности у ученых психологов?

"Все, что мы собираемся вам сказать, – это ложь. Поскольку у нас нет требований к истинности и точности, мы постоянно будем вам лгать. Но если вы будете вести себя так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают" [24, С. 19].

Это говорят психологи-практики, заявляющие, что им не нужна теория. Психологи-теоретики не столь откровенны, они не делают таких прямых заявлений. Психологов-теоретиков условно можно расположить на оси, где один полюс – те, кто считает себя приверженцем естественнонаучного подхода, другой – приверженцы гуманитарных подходов. Естественники, говоря о феноменах психического, периодически вставляют обязательное замечание, приблизительно такого содержания: "этот психический процесс – результат деятельности человеческого мозга". Это заявление, как индульгенция – да, я оперирую абстракциями, которые не могу подтвердить опытным путем, но то, что я говорю – обобщенно отражает работу мозга (материального), просто я детально не знаю, как это там действительно происходит. А для того, чтобы эта индульгенция имела силу, надо ей придать статус общепринятого убеждения. Для этого возникают объясняющие теории, которые привязывают отдельные феномены психики к конкретным материальным проявлениям. Если отдельные проявления психики можно объяснить свойствами человеческой материи, то и все остальные, по аналогии. Привязка эта, в большинстве случаев, имеет гуманитарную природу, а не естественнонаучную. А достоверность этих теорий зиждется на том факте, что ее принимает большинство живущих в данный момент психологов-теоретиков. Просто принимать больше нечего, а это хоть похоже на правду. Так появились бихевиоризм, необихевиоризм, когнитивизм и др. Проще говоря, для психологов-естественников, феномены психического – условная реальность, не "настоящая", абстракция, введенная для удобства объяснений.

Гуманитариям проще, для них в принципе не стоит вопрос реальности. Он просто не обсуждается, как несущественный в данном подходе. А если и обсуждается, то термин – "реальность" принимает специфическое значение. Например: реальность – это понятие, обозначающее конструкцию, которая моделирует все, что является содержанием нашего сознания. В таком понимании термина любая психологическая теория – создает свою реальность и далее существует только в очерченных пределах, не соотнося ее ни с реальностью других теорий ни с реальностью мироздания. "Божественный подход" – создать мир (реальность) и в нем жить. Но это частный случай, большинство психологов гуманитарного направления, скорее всего, относится к реальности психического так же, как большинство людей – не психологов.

Попробуйте спросить любого человека: "То, что происходит во сне – это реально или нет?" Опросите десяток людей. Хорошо, если двое ответят утвердительно. Большинство скажет: "Нет". Иногда отвечают: "Не знаю, не думал об этом".

А затем спросите тех же людей: "Атомы или молекулы, они реальны или нет?" Большинство ответит: "Конечно, реальны". Все они видят сны ежедневно, и никто не видел атомы и молекулы, кроме как на картинках в книгах, однако вторые реальны, а первые – нет. В мире людских представлений царит тирания материального. Только оно существует. А все остальное? Вот тут начинаются парадоксы. Оно вроде бы и есть, а вроде бы и нет. С одной стороны мы с этим нематериальным миром живем, используем его, постоянно на него влияем и от него зависим, но признать его равным миру материальному не можем или не хотим.

Говоря о нематериальных проявлениях мира, даже употребляют слово реальность, но обязательно с добавлением (условная реальность, реальность смысла, субъективная реальность, мистическая реальность, религиозная реальность, трансцендентная реальность и т.д.). Небольшое добавление, но отношение меняется существенно, примерно так же, как менялось отношение к человеку во времена апартеида, если к слову человек добавлялся небольшой довесок – чернокожий. Придумываются сложные конструкции, концепции, которые пытаются обосновать эту двойственность положения. Например, нематериальные явления окружающего мира начинают объясняться структурной организацией материи. Говорят о самоорганизации материи, информационной нагрузке материи и многом другом.

Пытаются выявить законы развития этих структур, строят теории информации, но попробуете добиться ответа на простой вопрос, какое из этих двух понятий: структура и материя, или информация и материя – самодостаточно отображает реальность. Или по-простому: "Что из них реально?" Про материю все однозначно скажут – да, реальна. А про структуру или информацию – уйдут от ответа на вопрос: "ее нельзя рассматривать отдельно от материи, все надо изучать в комплексе", или: "мы можем ее рассматривать отдельно от материи, только как абстракцию" – вариантов масса, но только не конкретный ответ "да" или "нет".

Когда вам приснится кошмар, и вы проснетесь с ужасом в душе, с бешено колотящимся сердцем и в холодном поту, и будете себя успокаивать: "Это лишь сон, этого на самом деле нет", – какая часть вашей психики права? Та, которая эмоционально среагировала на события во сне так же, как на события окружающего нас материального мира, или наш рассудок, повторяющий заученную фразу о том, что этого "НЕТ, НЕТ, НЕТ!!!".

А наши фантазии о том, что могло бы быть? Например, самое банальное: "А вдруг он (она) мне изменяет?!" А дальше следуют переживания и вполне реальные действия, иногда даже с трагическими последствиями. Где поставить грань между реальным и нереальным?

Многим покажется наше следующее предложение примитивным. Но все же лучше примитивная ясность, чем замысловатая неопределенность. Тем более если эта "примитивность" дает вполне конкретные результаты.

Предложение очень простое: "как осетрина бывает только одной свежести [М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита"], так и реальность бывает только реальной. Если существует – значит реально, если реально – значит существует. Без каких-либо оговорок и ограничений.

Тут же напрашивается возражение: "Но ведь мир материального и мир психического различны, иначе бы не ломали столько копий в спорах философы, психологи и другие ученые".

Конечно, различны! Это та очевидность, что принимается аксиоматически, просто по определению. Когда мы заявляли, что все существующее – реально, мы вовсе не собирались поставить знак равенства между материальным и психическим. Мы говорим о подобии различных реальностей. Что природа этих разных реальностей схожа в основополагающих принципах, хотя и различается в частностях. Что есть законы общие для всего мироздания, универсальные. Мысль, высказанная до нас несчетное число раз. Но если есть законы общие для всего мироздания, применимые для любой реальности, то значит все эти реальности – познаваемы. То есть и Р. Психического – познаваема и к ней применимы подходы гуманитарных и естественных наук:

  • ей присущи явления, которые могут быть восприняты (то, что в естественных науках называют чувственным познанием);
  • ей присущи внутренние закономерности, которые можно непротиворечиво описать.

Р. Психического и ранее признавалась реальной, например в метафизике. Метафизика признавала нематериальное – реальным, и более того считала его основанием для всего мироздания, но не ставила перед собой задач познания ни мира материального, ни мира причин – субъективного, по крайней мере, методами сопоставимыми с научными. Сформулировал это Аристотель в своих работах – Meta ta physika (после физики).

Естественные науки опираются на чувственный опыт при изучении (на факты), а нематериальное чувственному опыту не подвластно. Кто сказал? Все тот же Аристотель в тех же работах (сверхчувственное не доступно опыту).

Во всем виноват Аристотель. Не правда ли господа психологи? А те, кто поверил не проверив, абсолютно не причем.

А кто пробовал признать психическое реальным и доступным опыту, и подойти к изучению этой реальности с позиций е.-н. парадигмы?

Никто, а, следовательно, утверждения многомудрого Аристотеля и всех его последователей остаются всего лишь предположениями, подлежащими проверке.

И если мы признаем психическое реальным и доступным опыту, и у нас существует успешная, "работающая" методология познания Р. материальной (е.-н. парадигма), то эту же методологию можно применить для постижения Р. Психического, только применять ее надо к другому объекту изучения, адаптировав. Что мы и попробуем сделать.

А пока – второй принцип.

§2. Второй принцип – объект познания (познаваемое)

Давайте рассмотрим еще раз классическую схему познания:

Субъект (от лат. subjektum – лежащий в основании) – одна из главных категорий философии, обозначающая человека действующего, познающего, мыслящего в отвлечении от его конкретных индивидуальных характеристик.

Объект (от лат. objektum – предмет) – обозначает объект реальности материальной или идеальной.

С материальной реальностью все понятно, а как понимают реальность идеальную?

Идеальный (фр. ideal; греч. idea идея): 1) идеальное – способ бытия предмета, отраженного в сознании; результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте; 2) воображаемый, реально несуществующий.

Просто замечательно! Материальное могут изучать науки естественные, оно доступно опыту. Идеальное (идеи, смыслы, продукты интеллектуального и художественного творчества) не доступные опыту могут изучать науки гуманитарные. А то, что находится посередине между этими территориями познания – психику, порождающую "идеальное" для гуманитарных наук – кто и как будет изучать ее?

Гуманитарные науки? Они могут изучать продукты психики. Но, саму психику, как она устроена и как работает – нет, только частично. Гуманитарная наука может изучить все, что связано с рождением идеального, все явления, что причастны к этому рождению, и даже принимать эти явления за причины, но всегда останется темная, недоступная взгляду полоса между территорией таких причин и территорией следствий. И что происходит в этом недоступном взгляду исследователя промежутке, как происходит превращение причин в следствия – останется вопросом без ответа. Можно объяснить появление эмоции мотивом, но как происходит переход от мотива к эмоции, каков механизм – на это гуманитарные науки ответа не дадут.

Естественные науки? Да, они заявили, что идеальное – это результат работы мозга. Мозг и его работа – тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм – недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили. Столетия (уже столетия!) неудачных попыток. Пора, наверное, сделать выводы и что-то поменять в первоначальных предположениях и установках.

Так и осталась область психики "ничейной" территорией, окраиной одновременно двух городов, города естественных наук и города гуманитарных наук. Областью, где пересекаются интересы двух мегаполисов, областью, которую ни один из мегаполисов не может взять под свой контроль и навести там порядок. Именно не может, хотя и хочет. А как выглядят окраины крупных мегаполисов, вы хорошо себе представляете. Так выглядит в настоящий момент и психология. И если продолжать рассуждения в русле этой аналогии, то единственный достойный выход – это построить на этой территории новый город, город новой науки. Независящий ни от одного из соседей, равный им. Когда он возмужает и станет большим, возможно именно он станет объединяющим звеном между двумя гигантами: гуманитарной и естественной науками. И будет просто наука.

Существующие в современной науке схемы познания мира работают или с материальным или с идеальным. Для познания Р. Психического в них нет места. Но если мы признаем психику реальностью, доступной познанию, то необходимо дополнить классическую схему познания. Старая терминология уже неотделима от старого содержания. Для того, чтобы избежать ловушки стереотипов, мы в дальнейшем, в этой работе, заменим устоявшиеся термины на их синонимы:

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, ОБЪЕКТИВНОЕ – на ПОЗНАВАЕМОЕ.

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, СУБЪЕКТИВНОЕ – на ПОЗНАЮЩИЙ,

ПОЗНАВАЕМОЕ – это реальности мироздания, изучаемые ПОЗНАЮЩИМ.

Для каждой реальности свои правила познания. Что изучают естественные науки? Окружающий материальный мир. Каждая наука – свой раздел Р. Материального, специфические его проявления.

Для реальности материального схема познания выглядит так:

ПОЗНАЮЩИЙ, в рамках е.-н. парадигмы, тоже изучался, но лишь в пределах, необходимых для создания самой е.-н. парадигмы, правил, по которым происходит поиск научных знаний. Но самое главное – это то, что изучение ПОЗНАЮЩЕГО шло по правилам гуманитарных наук, т.е. рассуждения и логика без прямой опоры на конкретные эмпирические факты, на опытный материал.

После формирования е.-н. парадигмы, вопрос: "Как ПОЗНАЮЩИЙ познает?" – продолжал волновать только философов, да в дальнейшем психологов. Ученые же естественных наук над этим вопросом задумывались редко, у них другой предмет изучения.

Вернемся к психологии. Что изучает наука "психология"? Психику человека – Р. Психического. И значит, схема познания Р. Психического должна выглядеть так:

Логично?

Потребуется лишь адаптировать другие положения е.-н. парадигмы под новую схему, новый ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. При этом, как ПОЗНАЮЩИЙ познает, нас волновать будет не больше, чем ученых естественных наук. ПОЗНАЮЩИЙ способен познать ПОЗНАВАЕМОЕ, придерживаясь определенных правил. Практика показала, что этих правил вполне достаточно для успешного развития наук. Ну, так оставьте в покое познающего и займитесь познаваемым, в соответствии с правилами е.-н. парадигмы.

А то, что, изучая ПОЗНАВАЕМОЕ, по отработанной технологии, мы, в конце концов, узнаем, как ПОЗНАЮЩИЙ познает – это будет самым приятным парадоксом ситуации. Обретет тот, кто отказался от обретения.

Что изучают гуманитарные науки в новой терминологии, какую реальность? Логично предположить – Р. Идеального. А где пройдет демаркационная линия между Р. Психического и Р. Идеального? Оставим вопрос открытым. Всему свое время, главное правильно его поставить, а ответ будет. Кто его даст и когда, на данный момент не столь важно.

А пока отвлечемся и зададим себе вопрос: "Почему никто ранее не адаптировал е.-н. парадигму под новый ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ? Почему Отцы-основатели науки "психология" пытались использовать е.-н. парадигму, перенеся ее из точных наук, ничего в ней не поменяв, не адаптировав под другое ПОЗНАВАЕМОЕ (другую реальность)?".

"Мне представляется такая вот картина:" (В.С.Высоцкий):

  1. Тирания материализма: Психическое – не реально, оно – лишь проявление материей своих свойств. Значит, изучая человека материального, изучим его свойства и познаем человека психического.

  2. В рамках формирования е.-н. парадигмы субъективное (психика человека) и так изучалось (см. выше). Следовательно, просто этот процесс надо расширить и углубить.

Чем собственно психология и занялась.

В результате стали изучать вместо Р. Психического – Р. Материального (физиология, гормоны, медиаторы, проводимость кожи и т.д.) в надежде постичь устройство Р. Психического. Но последняя не давалась – ее стали просто придумывать, лишь бы как-нибудь, хотя бы умозрительно связывая ее с данными изучения Р. материального. Психологи-теоретики стали пользоваться правилами гуманитарных наук, продолжая традиции философов. Ни одна из естественных наук не вводит с такой легкостью теоретические конструкты, основанные не на результатах наблюдений или на обсервационных терминах, а на ассоциациях и аналогиях (например: все теории памяти).

Психологи же предпочитают использовать теоретические конструкты, которые невозможно подвергнуть ни прямой, ни косвенной эмпирической проверке. Более того, на основании одних теоретических конструктов вводят другие, часто замыкая эти конструкты в кольцо.

"Мы слышим о том, что человек упорно трудится, потому что он мотивирован, и судим о том, что он мотивирован, потому что он упорно трудится".

"...В психометрии, когда создается шкала для измерения определенного конструкта, такого как отчужденность или интеллект, а затем конструкт определяется с помощью шкалы" [32, С. 67].

Так и хочется процитировать Станислава Лема: "Сепульки – : см. Сепулькарии, Сепулькарии – : см. Сепуление, Сепуление – : см. Сепульки".

В учебнике по методологии психологических исследований черным по белому написано: "ТЕОРИИ в эксперименте непосредственно проверить нельзя" [21, С. 17].

Какая естественная наука может позволить себе такое утверждение?

В психологии общепринято, что теория и практика настолько разделены, что теорию практикой не проверяют. Да и сделать это невозможно. Практика (исследовательская) изучает явления Р. Материального, теоретически их не обобщая. Теория же пытается объяснить явления Р. Психического, никак не опираясь на практику. Практики эмпирического познания Р. Психического просто нет. Опираться не на что. На практику эмпирического познания другой реальности опереться невозможно. (Все равно, что строить теорию развития млекопитающих на основании изучения строения насекомых.) В результате, теоретическая психология стала гуманитарной наукой, продолжая считать себя естественной.

Результат известен – перманентное состояние глубокого кризиса. Поправить же Отцов-основателей их детям – последователям в голову не пришло. Приличия оказались сильнее стремления к истине, и дети пошли стопами отцов. А то, что е.-н. парадигма по отношению к психологии оказалась неуспешной, так это парадигма виновата, значит, нам не подходит – придумаем другую.

Извините господа психологи-естественники за обидное сравнение, но вы похожи на персонаж из анекдота, который ищет потерянные ключи не там, где потерял, а под фонарем, потому что там видно лучше.

Изменение схемы познания, для науки "психология", введение нового ПОЗНАВАЕМОГО (другой реальности), влечет за собой два следствия, которые мы выделили в отдельные принципы.

§3. Третий принцип – обособленность реальностей

Никто не будет отрицать, что явления Р. материальной влияют на Р. Психического и наоборот, разные Реальности существуют не изолированно друг от друга. Но явления одной реальности друг другу значительно "ближе", нежели явления разных Реальностей. Это утверждение тоже из разряда тех, что принимаются аксиоматически. Если бы это было не так, то не было бы необходимости деления на различные Реальности. Очень редко явления Р. Материальной требуют для своего объяснения привлечения Р. Психического, следовательно, и наоборот. Исходя из заявленной подобности Реальностей: материальной и психической, их "равноправии", логично предположить, что явления Р. Психического должны объясняться, по преимуществу, с использованием в качестве объясняющих оснований-фактов той же Реальности – психического. Почему по преимуществу, а не всегда?

Потому, что человек живет одновременно в обеих Реальностях, и они в нем взаимодействуют. Вопрос, как изучать взаимодействие Реальностей, пока оставим открытым, а вернемся к изучению Р. Психического.

ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ Р. ПСИХИЧЕСКОГО ДОЛЖНЫ ПРИВЛЕКАТЬСЯ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ Р. ПСИХИЧЕСКОГО, И ТОЛЬКО, КОГДА ИХ НЕДОСТАТОЧНО, И УДАЕТСЯ ПОКАЗАТЬ НАЛИЧИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ – ПРИВЛЕКАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЯСНЯЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ЯВЛЕНИЯ Р. МАТЕРИАЛЬНОГО.

Вы думаете, что мы предлагаем нечто совершенно новое, ранее не опробованное на практике?

Вспомним про науку Социологию.

На заре становления этой науки Эмиль Дюркгейм (1858-1917) предложил два правила, которые были приняты и являются основой методологии социологии.

1. "Социальные факты должны рассматриваться как вещи" [25].

Вещь по Дюркгейму – это "всякий объект познания, который сам по себе не проницаем для ума" [25]. Для получения достоверного знания "уму необходимо выйти за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким" [25].

Иными словами признание социальных фактов вещами – это признание реальности этих фактов и введение новой Реальности – социальной.

Правомерно ли введение новой Реальности – Социальной? Мы не знаем, наш предмет рассмотрения – Р. Психического. Но первопроходец в применении е.-н. парадигмы к "Р. Нематериальной" – Эмиль Дюркгейм, пусть он явно и не сформулировал это.

2. "Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами" [25].

Не фактами других наук (других Реальностей), не абстрактными теоретическими конструктами, а фактами Р. Социальной.

Полное совпадение с нашим третьим правилом.

И хоть и говорят сейчас о кризисе Социологии, но сравните науки Социологию и Психологию. Сравнение не в пользу последней. В социологии нет не сопоставимых теорий, она выглядит намного более цельной наукой. В социологии теоретические построения проходят проверку практикой, в отличие от психологии, где законодательно закреплено – теория практикой напрямую не проверяется.

В социологии нет раскола между теорией и практикой, практика строится на теории, теория вытекает из практики. В психологии же, любая Школа включает в себя Теорию и Практику, связь между которыми весьма условна. Часто единственным связующим звеном является название Школы, которой они принадлежат.

Социология намного больше походит на естественные науки, чем психология.

§4. Четвертый принцип – "чувственное" познание применительно к Р. Психического.

Вся методология познания Р. Материальной в естественных науках "завязана" на чувственное познание этой реальности, при помощи органов чувств (первый принцип е.-н. парадигмы). Ощущения, поступающие от органов чувств, восприятие явлений окружающего мира, на основе этих ощущений – вот та глина, из которой делают кирпичики знаний об Р. Материального, строят здания теорий и возводят города естественных наук.

Если мы хотим применить к психологии принципы е.-н. парадигмы, то должны найти аналог чувственного восприятия для явлений Р. Психического. Возможно ли это? Да возможно. Мы не будем сейчас подробно разбирать этот вопрос – это сделаем более обстоятельно в описании методологии наблюдений и экспериментов. Здесь же, лишь покажем принципиальную возможность "чувственного" познания Р. Психического.

Явления Р. Психического мы все с вами постоянно ощущаем и воспринимаем и делаем это не органами чувств. Чем? Не знаем. Да и это сейчас не важно. Р. Материального человек начал изучать, не зная, как устроены его органы чувств, он просто пользовался возможностью чувственного познания. Так и мы будем пользоваться возможностью ощущать и воспринимать явления Р. Психического, а чем и как – это будущие открытия будущих ученых, постигающих Р. Психического.

Когда вы смотрите на предмет окружающего мира – происходит чувственное восприятие явлений Р. Материального.

Когда вы вспоминаете, как выглядит, какой-либо предмет, или просто фантазируете, или наблюдаете случайную череду зрительных образов, проносящуюся перед вашим внутренним взором, вы воспринимаете явления Р. Психического. И органы чувств здесь не причем. При некоторой практике легко научиться (а многим и учиться не надо) видеть одновременно: глазами – внешний мир, внутренним взором – явления Р. Психического. Более того, внутренний взор способен видеть в направлении, не совпадающем с направлением глаз человека. Люди, потерявшие зрение (и сами глаза), способны к внутреннему зрению.

Данное сравнение можно провести по всем органам чувств нам доступным, всегда найдется аналог внешних ощущений – "внутренние", с этими органами чувств напрямую не связанные.

Более того, восприятие явлений Р. Психического дает нам новые, непривычные свойства аналогам внешних восприятий, тех, что нет при восприятии Р. Материального.

Например:

  • Практически любой человек легко определит, какую эмоцию он сейчас переживает. Как он ее воспринимает – это уже сложнее. При попытке описать ощущения от переживаемой эмоции, аналогов внешним органам чувств не хватит. Останется нечто существенное, что не сводится к "внутренним зрительным", "внутренним слуховым", "внутренним тактильным" и др. ощущениям. Что? Этот вопрос заслуживает более серьезного изучения и описания, и мы к нему обязательно вернемся в отдельной статье, а, скорее всего в нескольких, посвященных е.-н. изучению эмоций (Р. Психического).

  • Ощущения, аналогичные тактильным (ощущения температуры или давления) мы можем воспринимать не только по границе изучаемого объекта, а по всему объему, занимаемому изучаемым объектом в Р. Психического, замечая изменения ощущений по этому объему.

  • И многое другое, но об этом будем говорить в конкретных работах по изучению Р. Психического.

Все правила е.-н. методологии по добыванию знаний об окружающем мире, накопленные многими поколениями ученых, применимы к постижению Р. Психического, но исходный материал для построения теорий и для их верификаций – это наши "внутренние" ощущения и восприятия, а не внешние. В связи с этим, более корректно употреблять словосочетание – эмпирическое познание мира, а не чувственное. Чувственное – это эмпирическое, но по отношению к Р. Материального.

А теперь пропишем е.-н. парадигму по отношению к Р. Психического.

Начнем по пунктам, при этом мы сначала будем прописывать, как данный пункт парадигмы выглядит в применении к Р. Материальной, затем этот пункт, адаптированный к Р. Психической. При этом будем добавлять некоторые "умолчания", так как именно они будут претерпевать изменения при адаптации парадигмы к другой реальности и отдельные "смысловые" изменения, имеющие цель "подчеркнуть" суть предлагаемых изменений.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 661
Категория: Библиотека » Методология


Другие новости по теме:

  • Е. Н. Молодцова. ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАУКИ | Примечания Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих М.,
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ IV ЧЕЛОВЕК МЫСЛЯЩИЙ Глава 10 COGITO ERGO
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 9 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА Поскольку в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 8 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ Исходным пунктом анализа
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ III ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩИЙ Глава 7 ПРИРОДА ЧУВСТВЕННОГО
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 11 РОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ Когда мы подходим
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 12 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МЫСЛИ В предыдущей главе
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VI ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЮЩИЙ Глава 18 РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 19 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Эмпирика регуляционно-волевых процессовСоставление
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ VII СКВОЗНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 13 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ Рассмотрев характеристики мысли
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 21 РЕЧЬ И СОЗНАНИЕ: ПРИРОДА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 6 ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ В соответствии
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ II ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЮЩИЙ Простейшим процессом, в котором
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 4 РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ От допсихических
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 3 АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО СОСТАВА КЛАССИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 2 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Психические процессы 150
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ I ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Глава 1 ЗАГАДКА
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Лев Маркович Веккер ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 22 НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКИХ
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Литература Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 14 ОРГАНИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Классификация познавательных формЖан
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 15 МЫШЛЕНИЕ КАК ИНТЕГРАТОР ИНТЕЛЛЕКТА Соотношение мышления
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | ЧАСТЬ V ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЮЩИЙ Ценность абстракции определяется возможностью
  • Л. М. Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ | Глава 17 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Для составления
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 ВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРУГИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ Р.
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Тот, кто ясно мыслит, ясно говорит. Пробнымкамнем
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА В ПРИМЕНЕНИИ К
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение В данной работе был использован термин
  • В. А. Рыбаков, А. Л. Покрышкин. СОВМЕСТИМА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА? | Интернет-ресурсы и литература Добронравова И.С. Синергетика: становлениенелинейного мышления.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь