|
Рамачарака. ОСНОВЫ МИРОСОЗЕРЦАНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Знай, о ученик, что те, которые прошли через молчание и почувствовали его мир и удержали его силу, хотят, чтобы ты тоже прошел через него. Поэтому, кто способен войти в храм знаний, всегда найдет там своего учителя. "Свет на пути"
"Основы миросозерцания индийских йогов" служат введением в целую серию изданных йогом Рамачаракой книг, в целом дающих полную картину "восточного оккультизма". Эта книга может быть очень полезна русским читателям, особенно тем из них, которые совершенно не знакомы с идеями "новой психологии". Книга Рамачараки дает самые общие положения йоги, не вдаваясь ни в доказательства, ни в детали. Автор только указывает путь, пойдя по которому человек сам может придти к постижению истины. Главная идея йогов заключается в расширении взгляда на человека и на природу. Позитивизм слишком сузил наш взгляд. Люди чересчур привыкли смотреть на мир, как на проявление механических сил, а на свое сознание и на свою жизнь, как на случайность в мертвой и бессознательной вселенной. Автор ведет своих читателей к другому пониманию мира и самих себя. Он говорит, что человек это не группа клеточек и нервов, не комплекс атомов, а Сознание, искра бессмертного и вечного духа, окруженная иллюзиями созданными ее собственными низшими оболочками. И Рамачарака указывает на начало пути, вступив на который, человек может постепенно освободиться от иллюзий и познать истинного себя. Идеи предлагаемой читателям книги изложены на языке западной теософии и спиритуализма. Древняя индийская литература даже в переводе на европейские языки заключает в себе мысли настолько далекие от современных западных, что западные читатели, особенно воспитанные на позитивных воззрениях, никогда не смогут прямо перейти, скажем, к Упанишадам. Язык, обороты, мысли, слова все это чуждо и непонятно западному уму, и чтобы развить в себе способность их понимания, человек не должен пытаться проникнуть в святилище мысли Востока сразу, а должен быть готов идти медленно, постепенными этапами. Одна из вещей, которую необходимо усвоить прежде знакомства с первоисточниками, это "терминология" язык Востока, выражающий понятия, каких не создавала мысль Запада. Поэтому первые книги, стремящиеся ввести человека в круг идей Востока, имеют все более или менее энциклопедический характер. Такова и книга Рамачараки. Насколько успешно автор исполняет свою задачу, читатель увидит сам, заметив, насколько легче станет для него после ознакомления с основами миросозерцания йогов чтение серьезных книг по философии и психологии, бывших раньше совершенно непонятными и недоступными. Он будет в состоянии иметь свой взгляд, свое мнение по отношению к самым запутанным проблемам существования. Что самое важное для начала, он будет в состоянии формулировать себе эти проблемы, определять, чего именно он не знает и что хочет знать. А такая формулировка неизвестного является могучим импульсом к дальнейшему изучению вопросов вечного и исканию ответов и разрешений загадок бытия. Кто что найдет это зависит от него самого. Но нужно, чтобы всякий искал. Книги Рамачараки, эта и последующие, заставляют людей думать, сдвигают мысль с мертвой точки, показывают возможность другого, нового взгляда на предметы, казавшиеся определенными и установленными, разрешенными или неразрешенными. Идеи, которых касается Рамачарака, уже излагались раньше на русском языке в так называемой теософической литературе, но между языком Рамачараки и языком, принятым в этой литературе, есть некоторая разница. Для того чтобы не получилось путаницы у читателя, знакомого с теософическими книгами, мы дадим здесь несколько параллелей, указывающих взаимоотношение терминов Рамачараки и современной теософии. В современной теософической литературе деления человека рассматриваются вместе с делениями природы. При этом "плоскости", на которые делится мир, "начала", входящие в человека, и "тела" человека понятия совсем разные, не параллельные и не соответствующие одно другому. Согласно теософическому пониманию, природа разделена на 7 "плоскостей" или "миров", как бы проникающих друг друга и составляющих одно целое. Эти 7 плоскостей или 7 миров, составляющих один мир, можно рассматривать объективно, как семь аспектов мира, или субъективно, как семь возможных состояний сознания. Их называют так:
При этом первая плоскость, т.е. физический мир, представляет для человека видимый и ощущаемый, объективный мир, а шесть остальных невидимый или субъективный мир. Затем плоскости делятся еще так: 1-я (физическая) мир тела; 2-я и 3-я (астральная и ментальная) мир души и остальные мир духа, к которому относится или куда переходит высшая часть ментальной области (мир причин). Сознанию обыкновенного человека доступны только 3 первых плоскости: физическая, астральная и ментальная, на которых оно и действует. Каждая из этих трех плоскостей разделена на 7 подотделов. Таково деление природы. Что касается человека, то в нем действуют 7 начал:
Эти 7 начал проявляются на 3-х плоскостях при посредстве 5 тел. Всего в человеке насчитывается 7 "тел", именно:
Из этих тел 6-е и 7-е существуют в человек только в зачаточном состоянии. Необходимо понять, как 7 начал действуют через 5 тел на трех плоскостях. Как было упомянуто выше, каждая из плоскостей состоит из 7 подотделов.
Проникнуть на 4-ю (буддхическую) плоскость "человек" не может. Это удел сверхчеловека или будды. Для этого у него должно развиться 6-е (буддхическое) тело и при развитии этого тела в человека должно войти 8-ое начало. Тогда ему раскроется область, недоступная обыкновенному человеку. Взаимное отношение плоскостей, начал и тел согласно теософическому пониманию можно изобразить в следующей схеме:
Из предыдущей схемы видно, что плоскости, начала и тела не совпадают. Понятие Атман, "Дух", соответствует высшим плоскостям, недоступным для человека. Но человек может сделаться доступным влияниям этих высших плоскостей, как через высшие деления своего астрального тела, так и через высшие деления ментального тела, которые в нем как бы параллельны. Схема философии йогов относится к теософической следующим образом:
Кроме этих схем существуют еще попытки установить параллельность плоскостей, начал и тел.
А.В.Трояновский <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|